Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_na_2017-2018.docx | 48.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ” Детский сад № 102”
Утвержден
заведующей МБДОУ
----------------Л.В. Рябинина
--------------------------2017 г.
Программа профессионального саморазвития воспитателя
Евстигнеевой Оксаны Николаевны
Тема:
«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
2017-2018 учебный год
г. Дзержинск 2017 г.
Личная карта
Ф.И.О. педагога: Евстигнеева Оксана Николаевна
Дата рождения: 11.03.1974
Образование (какое учебное заведение окончил):
Высшее. Нижегородский государственный педагогический университет с отличием.
Специальность по диплому:
Преподаватель по специальности “Дошкольная педагогика и психология”
Место работы:
МБДОУ “Детский сад № 102”
Занимаемая должность: воспитатель
Общий стаж трудовой деятельности: 24 года
Педагогический стаж: 23 г.
Квалификационная категория:
Высшая категория
Пояснительная записка
Всё хорошее в людях - из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
С. Николаева
Изменение социально-экономических условий в жизни общества, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальной ориентации ребенка. В связи с этим, современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие личности. Опираясь на Приоритетный национальный проект "Образование", основной задачей, которого является модернизация российского образования, в педагогическую практику необходимо внедрять инновационные формы работы с детьми.
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры у дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее - это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Формирование экологической культуры, проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.
Цель самообразования: способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.
Задачи:
для детей
- Способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой
- -Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
- -Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
- Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Для воспитателя
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме
- Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии
- Продолжать работу над повышением научно - теоретического уровня, а образовательной области ”познавательное развитие”
- Формировать способность к творческому саморазвитию, развитию собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
- Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах
Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.
Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.
Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась ряда принципов:
- принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
- принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
- принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
- принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
- принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
- принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение своей компетентности в вопросах формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
- Разработка и апробирование занятий по экологии, картотек экспериментов, создание педагогических разработок по теме
- Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини - проектов, выставок по исследуемой теме
- Сообщения, выступление на педагогическом совете
- Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов
Планируемые результаты самореализации:
- Ведение электронного портфолио воспитателя
- Выступление на педагогическом совете, обмен опытом с воспитателями на своем сайте - работа в группе по экологии
- Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам
Для успешной реализации задач по проблеме, я создала эколого-развивающую среду в группе, на участке.
Развивающая пространственная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль:
- Экологический центр – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними.
- Игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры.
- Лаборатория «Умная сова» – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов
- Мини-музей «Загадочная Природа» – в него собираем природные экспонаты: интересные и необычные.
В своей работе я использовала методические рекомендации для воспитателей по составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой), которая предлагает следующие этапы разработки и проведения проекта:
• поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
• вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
• наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
• обсудить план с семьями;
• обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);
• нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
• собрать информацию, материал (изучение Плана-схемы с детьми);
• провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;
• перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей;
• организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом и т. п.;
• подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Основные задачи | Сроки |
Организационный | Изучение теоретических основ. | Сентябрь 2017 год |
Разработка нормативных, организационно - педагогических, методических и материально-технических условий. | ||
Разработка учебно-методического комплекта. | ||
Основной | Проведение основных мероприятий по реализации темы. | Октябрь – Апрель 2017-2018 учеб. год. |
Ведение мониторинга реализации по теме. | ||
Итоговый | Обобщение положительного опыта работы в рамках реализации проектной деятельности. | Май 2018 год |
Трансляция опыта работы в СМИ. | ||
Анализ эффективности внедрения опыта, направленного на формирование экологической культуры у старших дошкольников. |
Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные разделы работы
Содержание работы | Сроки | Раздел работы и этапы проведения |
- периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах; - изучение нормативно-правовых документов; - посещение семинаров, конференций; - ознакомление с публикациями в печатных изданиях; - просмотр открытых ООД;
| Сентябрь В течение года Пополнение в течение года Октябрь В течение года Сентябрь – октябрь Пополнение в течение года Ноябрь В течение года Сентябрь – апрель В течение года Постоянно | Организационный этап Раздел 1 Изучение и анализ научно – методической литературы, создание условий Раздел 2 Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса |
Содержание работы с детьми | Сроки | Раздел работы и этап проведения |
- моделирование ситуаций; -игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические и т.д.); - опытно-исследовательская деятельность; - разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок; - просмотр мультфильмов; - инсценирование сказок;
- «Праздник Урожая», «Широкая Масленица», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды».
-«Почему необходимо бережно относиться к природе» -«Значение воды в жизни людей» -«Подкормим птиц зимой», -«Значение почвы и воды в жизни всего живого», - «Мы друзья природы», -«Лес и наше здоровье», -«Поможем природе», -«Овощи и фрукты – лучшие продукты», -«О здоровой и вкусной пище»
-«Кладовая природы» -«Зимушка – зима» - «Экологические знаки природы» -«Весна пришла» - «Огород на подоконнике» -«День Земли» - «Мусорная фантазия» (работы из бросового материала) -«Опыты и эксперименты»
"Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля", "Птичья столовая", «Зеленая елочка – живая иголочка», «Посади деревце» - Выставки поделок из природного материала, из овощей и фруктов, из бросового материала.
В. Н. Танасийчук «Экология в картинках» Знакомство с Красной книгой РФ В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» Г. Серебрецкий «Берегите птиц» В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал» Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Ю. Демянская «Дом Земли» Н. Т. Бромлей «Охотник» Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».
-«Создание снежных построек на территории ДОУ» -«В союзе с природой»
Ссылка на мою страницу на Маам.ru: http://www.maam.ru/users/353288
Анализ эффективности внедрения опыта, направленного на формирование экологической культуры у старших дошкольников. | В течение года В течение учебного года В течение учебного года Сентябрь, ноябрь Декабрь Февраль Март Март Апрель Апрель Май В течение учебного года Постоянно Постоянно В течение года Май Май итоговый педсовет В течение учебного года Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Май | Основной этап Проведение основных мероприятий по реализации темы. Итоговый этап Раздел 3 Обобщение собственного опыта педагогической деятельности |
Содержание работы с родителями | Сроки | Раздел работы |
-«Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля» -«Птичья столовая» -«Зеленая елочка» -«Чистый город, участок»
-«Мы спасем планету» -«Экологические знаки природы»
| Октябрь Февраль Апрель Сентябрь В течение года Январь В течение года В течение года В течение года В течение года Май 2018 г. | Работа с родителями |
Содержание работы с социумом | Сроки | Раздел работы | ||||
| В течение учебного года | Работа с социумом | ||||
| ||||||
| ||||||
|
Список литературы
Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т.Л Долгова, М.В.Кравченко. – М.: Сфера, 2006.
Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006.
Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2007.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М.: Мозаика- синтез, 2008.
Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 2008.
Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М.: Детство-Пресс 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».
Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности
laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности
формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
Программа профессионального саморазвития педагога «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».
laquo;Любовь к природе, впрочем,...
«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
План работы по теме самообразования...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...