Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Евстигнеева Оксана Николаевна

    В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_na_2017-2018.docx48.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ” Детский сад № 102”                                                                                  

  Утвержден

заведующей МБДОУ

----------------Л.В. Рябинина

--------------------------2017 г.

Программа профессионального саморазвития воспитателя

Евстигнеевой Оксаны Николаевны

Тема:

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной  деятельности»

2017-2018 учебный год

г. Дзержинск 2017 г.

Личная карта

Ф.И.О. педагога: Евстигнеева Оксана Николаевна 

Дата рождения: 11.03.1974

Образование (какое учебное заведение окончил):

Высшее. Нижегородский государственный педагогический университет с отличием.

Специальность по диплому:

Преподаватель по специальности “Дошкольная педагогика и психология”

Место работы:

МБДОУ “Детский сад № 102”

Занимаемая должность: воспитатель

Общий стаж трудовой деятельности: 24 года
Педагогический стаж: 23 г.

Квалификационная категория:

Высшая категория

Пояснительная записка

Всё хорошее в людях - из детства

        Как истоки добра пробудить?
     Прикоснуться к природе всем сердцем:
    Удивиться, узнать, полюбить!
    Мы хотим, чтоб земля расцветала,
    И росли, как цветы, малыши,      

         Чтоб для них экология стала

       Не наукой, а частью души!

С. Николаева

Изменение социально-экономических условий в жизни общества, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальной ориентации ребенка. В связи с этим, современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие личности. Опираясь на Приоритетный национальный проект "Образование", основной  задачей, которого является модернизация российского образования,  в педагогическую практику необходимо внедрять инновационные формы работы с детьми.

    В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.

Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

В настоящее время формирование экологической культуры у  дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее - это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

 Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Формирование  экологической культуры, проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.

Цель самообразования: способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.

Задачи:

для детей

  • Способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой
  • -Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
  • Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
  • -Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
  • Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Для воспитателя

  • Изучение научно-методической литературы по данной проблеме
  • Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии
  • Продолжать работу над повышением научно - теоретического уровня, а образовательной области ”познавательное развитие”
  • Формировать способность к творческому саморазвитию, развитию собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
  • Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах

Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.

Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась ряда принципов:

  • принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
  • принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
  • принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
  • принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
  • принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
  • принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.

Ожидаемый результат самообразования:

  • Повышение своей компетентности в вопросах формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной  деятельности
  • Разработка и апробирование занятий по экологии, картотек экспериментов,  создание педагогических разработок по теме
  • Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини - проектов, выставок по исследуемой теме
  • Сообщения, выступление на педагогическом совете
  • Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов

Планируемые результаты самореализации:

  • Ведение электронного портфолио воспитателя
  • Выступление на педагогическом совете, обмен опытом с воспитателями на своем сайте - работа в группе по экологии
  • Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам

Для успешной реализации задач по проблеме, я создала  эколого-развивающую среду в группе, на участке.

Развивающая пространственная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль:

  • Экологический центр – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними.
  • Игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры.
  • Лаборатория «Умная сова» – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов
  • Мини-музей «Загадочная Природа» – в него собираем природные экспонаты: интересные и необычные.

В своей работе я использовала методические рекомендации для воспитателей по составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой), которая предлагает следующие этапы разработки и проведения проекта:

• поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;

• вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

• наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);

• обсудить план с семьями;

• обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);

• нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;

• собрать информацию, материал (изучение Плана-схемы с детьми);

• провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;

• перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей;

• организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом и т. п.;

• подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Основные задачи

Сроки

Организационный

Изучение теоретических основ.  

Сентябрь 2017 год

Разработка нормативных, организационно - педагогических, методических и материально-технических условий.

Разработка учебно-методического комплекта.

Основной

Проведение основных мероприятий по реализации темы.

Октябрь – Апрель

2017-2018 учеб. год.

Ведение мониторинга реализации по теме.

Итоговый

Обобщение положительного опыта   работы   в рамках реализации проектной деятельности.

Май 2018 год

Трансляция опыта работы в СМИ.

Анализ эффективности внедрения  опыта, направленного  на формирование экологической культуры у старших дошкольников.

Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные разделы работы

Содержание работы

Сроки

Раздел работы и этапы проведения

  • Изучение инновационных технологий по формированию у детей экологической культуры:

- периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;

- изучение нормативно-правовых документов;

- посещение семинаров, конференций;

- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

- просмотр открытых ООД;

  • Создание предметно – пространственной среды по экологии. Изучение условий организации экологической деятельности в своей группе, создание мини-лаборатории, музея природы. Разработка экологической тропы на участке.

  • Определение и  исследование педагогической компетентности по формированию экологической культуры у родителей (анкетирование родителей).

  • Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.

  • Разработка ООД, проектов, тематического планирования по формированию у детей экологических представлений.
  • Разработка консультаций, семинаров-практикумов для родителей, родительских собраний по теме исследования.

  • Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по тематике.

  • Выпуск экологической газеты на тему «Давайте, словно чудо беречь планету нашу».
  • Проведение досугов, экологических, народных праздников.

  • Участие в ресурсном  центре в эколого – биологическом центре.

  • Участие в межрегиональных, российских, международных  конкурсах.

  • Подбор медиатеки по формированию экологической культуры у детей(подбор ДВД дисков по изучаемой теме)

Сентябрь

В течение года

Пополнение в течение года

Октябрь

В течение года

Сентябрь – октябрь

Пополнение в течение года

Ноябрь

В течение года

Сентябрь – апрель

В течение года

Постоянно

Организационный этап

Раздел 1

Изучение и анализ научно – методической литературы, создание условий

Раздел 2 Разработка программно – методического обеспечения

учебно – воспитательного процесса

Содержание работы с детьми

Сроки

Раздел работы и этап проведения

  • образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

- моделирование ситуаций;

-игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические и т.д.);

- опытно-исследовательская деятельность;

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- просмотр мультфильмов;

- инсценирование сказок;

  • Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

 - «Праздник Урожая», «Широкая Масленица», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды».

  • Участие в дистанционных всероссийских и международных конкурсах.

  • Беседы на темы:

-«Почему необходимо бережно относиться к природе»

-«Значение воды в жизни людей»

-«Подкормим птиц зимой»,  

-«Значение почвы и воды в жизни всего живого», - «Мы друзья природы»,

-«Лес и наше здоровье»,

 -«Поможем природе»,

-«Овощи и фрукты – лучшие продукты»,

-«О здоровой и вкусной пище»

  • Проекты на формирование экологической культуры у детей:

-«Кладовая природы»

-«Зимушка – зима»

- «Экологические знаки природы»

-«Весна пришла»

- «Огород на подоконнике»

-«День Земли»

- «Мусорная фантазия» (работы из бросового материала)

-«Опыты и эксперименты»

  • Экологические акции:

"Мои добрые дела -  для твоей пользы, Земля", "Птичья столовая", «Зеленая елочка – живая иголочка», «Посади деревце»

- Выставки поделок из природного материала, из овощей и фруктов, из бросового материала.

  • Чтение художественной литературы:

В. Н. Танасийчук «Экология в картинках»

Знакомство с Красной книгой РФ

 В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» Г. Серебрецкий «Берегите птиц»

 В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»

Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Ю. Демянская «Дом Земли»

Н. Т. Бромлей «Охотник»

Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».  

  • Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
  • Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
  • Консультации:

-«Создание снежных построек на территории ДОУ»

-«В союзе с природой»

  • Ведение мониторинга реализации по теме.

  • Участие в педагогических советах, метод объединениях, показ открытого занятия на уровне ДОУ.
  • Сообщение из опыта работы: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной  деятельности»
  • Продвижение персональной страницы сайта в сети Интернет, размещение на нем своих методических материалов в портфолио сайта по теме самообразования
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru Ссылка на мой сайт:Мой Сайт дошкольного воспитания

Ссылка на мою страницу на Маам.ru: http://www.maam.ru/users/353288

  • Участие в профессиональных конкурсах в сети Интернет. Получение авторских сертификатов, дипломом за призовые места.
  • Разработка пакета методического материала в электронном виде.
  • Обобщение и оформление материалов в копилку ДОУ.

  • Изготовление пособий, макетов, коллекций работ, фоторепортажи, картотек по экспериментам.
  • Подбор материалов для работы с родителями.

Анализ эффективности внедрения  опыта, направленного  на формирование экологической культуры у старших дошкольников.

В течение года

В течение учебного года

В течение учебного года

Сентябрь, ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

В течение учебного года

Постоянно

Постоянно

В течение года

Май

Май итоговый педсовет

В течение учебного года

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Май

Основной этап

Проведение основных мероприятий по реализации темы.

Итоговый этап

Раздел 3 Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

                             


Содержание работы с родителями

Сроки

Раздел работы

  • Консультация «Ребенок и природа».

  • Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая».
  • Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

  • Анкетирование по экологии.
  • Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени», «Мусорная фантазия»
  • Помощь  родителей в изготовлении кормушек.
  • Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах.
  • Привлечение родителей  для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
  • Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Гербарий нашего края», «Берегите природу», посадка ягодных кустов, молодых деревьев на участке детского сада, огород и его оформление.
  • Экологические акции:

-«Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля»

-«Птичья столовая»

-«Зеленая елочка»

-«Чистый город, участок»

  • Выставки рисунков:

-«Мы спасем планету»

-«Экологические знаки природы»

  • Привлечение родителей в создание метеостанции, экологической тропы

Октябрь

Февраль

Апрель

Сентябрь

В течение года

Январь

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Май 2018 г.

Работа с родителями


Содержание работы с социумом

Сроки

Раздел работы

  • Участие в методических днях совместно со школой.  

В течение учебного года

Работа с социумом

  • Посещение ООД в детском саду учителями и уроки в школе воспитателями

  • Консультация на тему: «Поступление детей в школу – важное событие в жизни детей».

  • Экскурсии с детьми в школу, эколого – биологический центр детьми, школьный музей, живой уголок.

Список литературы

Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.

 Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т.Л Долгова, М.В.Кравченко. – М.: Сфера, 2006.

Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006.

 Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3

Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.

Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2007.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М.: Мозаика- синтез, 2008.

Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 2008.

Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М.: Детство-Пресс 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности

формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...