Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
методическая разработка (младшая группа)
"Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_samoobrazovaniyu_2022-23.docx | 552.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение.
1. Работа методической и периодической литературой, сбор и анализ информации
2.Подбор произведений художественной литературы для чтения детям
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик.», «Заинька, попляши.», «Ночь пришла.», «Сорока, сорока.», «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом!.», «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи».», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенька.», «Заря-заряница.», «Травка-муравка.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка.», «Радуга-дуга.».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр.
А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус., обр. Н. Мя- лика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила.», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась... » (из новогреческих песен); А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий. «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо.»; «Таня знала буквы.»; «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронь- ко. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спен- диаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давить- янц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Произведения для заучивания наизусть
«Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Са- конская. «Где мой пальчик?».
3. Пополнение методической копилки загадками, считалками, скороговорками
Считалки детям
Эки, беки, кофе, крекер,
Эки, беки, бай.
Поезд номер двадцать девять,
Вы-ле-тай!
Вылетают птички,
Вылетают птенчики,
Вылетает леди
В темно-синем чепчике.
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили.
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.
Ветер за море летал,
Ветер певчих птиц считал.
Посчитал всех до одной!
А потом взял выходной.
Наша очередь считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Под горою вырос гриб,
Гриб увидел дед Архип.
День пилил,
Два – рубил,
Гриб на землю не свалил…
Крикнул старый бабку,
Бабка гриб – в охапку!
Насолила,
Наварила,
В гости звать тебя просила!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли,
Раз, два, три, четыре, пять.
Он по улицам идет,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто забрался в водосток.
А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом –
Ведь опасны шутки с тигром.
Видит тигр – город пуст.
«Дай-ка, - думает, - вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!»
Ехала карета
По старому мосту
Мост развалился,
Карета - ко дну
Не жалко мне кареты,
Не жалко мне моста,
А жалко мне принцессу
И белого коня.
Наша Маша
Рано встала,
Кукол всех
Пересчитала:
Две Матрешки
На окошке,
Две Аринки
На перинке,
Две Танюшки
На подушке,
А Петрушка
В колпачке
На дубовом
Сундучке!
Курочка-потатурочка,
Кукушка-рябушка
Сели, горели,
За море летели.
За морем горка,
На горе дубровка,
В дубровке царица,
Красная девица,
Медок, сахарок, -
Поди вон, королек!
Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар.
Аты-баты - сколько стоит?
Аты баты, - три рубля.
Аты баты - кто выходит?
Аты баты - это я!
- Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
- А еще?
Еще лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стук, звон,
Выйди вон!
Шишел вышел,
вон пошел —
Красну шапочку нашел!
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз - два - три,
Королевой будешь ты!
Раз, два, три,
Четыре, пять!
Вышел зайчик
Погулять.
Вдруг охотник
Выбегает,
Прямо в зайчика
Стреляет.
Пиф! Паф!
Не попал.
Серый зайчик
Убежал!
Раз, два, тир, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Вдоль по речке, по Десне,
Едет парень на бревне.
Видит парень: в глубине
Старый дуб лежит на дне.
Парень тут же прыгнул в воду,
Сунул руку под колоду,
Под колодою - нора...
Выходить тебе пора.
Таря-Маря
В лес
Ходила,
Шишки
Ела —
Нам велела.
А мы
Шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
Эни, бэни, рики, таки
Буль, буль, буль, кораки, шмаки.
Эус, бэус, краснадэус - батс!
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Шерсть чесать - рука болит,
Письмо писать - рука болит,
Воду носить - рука болит,
Кашу варить - рука болит,
А каша готова - рука здорова.
Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому – гриб,
Кому – два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.
Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки.
Раз, два, три,
Кому хочешь, - дари!
Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,
И купили три арбуза -
Темный, светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принес,
Тот и водит! Всех за нос.
Шла Марфушка по тропинке
И несла в руках корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть различные цветы:
Роза, ландыш, незабудки,
Голубые васильки.
Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь —
Ходит бабка
С длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!
Легкие скороговорки
Архип осип, Осип охрип.
Оса на ноги боса и без пояса.
Краб крабу сделал грабли,
подарил грабли крабу:
"Грабь граблями гравий, краб".
Шел Шишига по шоссе, Шел шуpша штанами. Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка", Шевельнет ушами.
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
У Кондрата куртка коротковата.
В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Боронила борона по боронованному полю.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
Цапля чахла цапля сохла цапля сдохла, наконец.
Соломы воз возница вез.
Около колодца кольцо не найдется.
Карл у Клары украл кораллы,
а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
то Клара не крала бы у Карла кларнет.
Во лесу лозу вяжу.
На возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи - Накажу!
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
Был баран белокрыл,
Всехбаранов перебелокрылил.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
У Зины болит зуб,
Она не может есть суп.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Водовоз вез воду из-под водопровода
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Летели лебеди с лебедятами.
Пароль - Орел.
Все скороговорки не перевыскороговоришь.
Пришел Прокоп – кипит укроп,
ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.
У елки иголки колки.
Столы белодубовые, гладкотесовыструганные.
Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
Добр бобр до бобрят.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Отвори, Увар, ворота, У двора на траве дрова.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Купила бабуся бусы Марусе.
Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
Привез Пров Егорке во двор дров горку.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.
Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши - и во ржи не души.
Наш Полкан попал в капкан.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Носит Сеня в сени сено,
спать на сене будет Сеня.
Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Проворонила ворона вороненка.
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
Жил-был жук, жук жил-был.
Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара.
У дороги холм с кулями. Выйду ль на холм - куль поправлю.
Всех скороговорок не перескороговоришь,
не перевыскороговоришь.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Зимой поле белое, промерзло-заледенелое.
Уж шипит а жук жужжит
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
Съел Валерик варенник,
А валюшка - ватрушку.
В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами.
Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке - прясть одну ночку.
У перепела и перепелки пять перепелят.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Яшма в замше замшела.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Стоит поп на копне,
колпак на попе,
копна под попом,
поп под колпаком.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
Свиристель свиристит свирелью.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
Загадки с подсказкой в рифму
1. Может плавать целый день 2. Словно вихрь, летит, спасаясь 3. Среди зверей слывет царем, 4. Вместо шерстки – иглы сплошь, 5. В овечках знает толк 6. Живет спокойно, не спешит, 7. На носу зверь носит рог 8. По реке плывет бревно – 9. На себе везет не прытко 10. Нору день и ночь копаю, 11. И в лесу мы, и в болоте, 12. Не огонь, а жгусь ретиво, 13. Вместо носа – пятачок, 14. Вот соль тебе, вот хлеб и ложка, 15. Отворилась тихо дверь, 16. Полосат и толстопуз, 17. В поле, огороде – прямо беда! 18. Ну и платья – сплошь иголки – 19. Печальны, красивы 20. Осенью первыми листья, как слезы, 21. Пчелка, милая пчела, 22. Лето, лето к нам пришло! 23. Хоть я сахарной зовусь, | 24. Сладок он, друзья, на вкус, 25. Трещала с самого утра: 26. В лесу ночном кукует птица. 27. Зимой на ветках – яблоки! 29. В лесу под щебет, звонкий свист 30. И в лесу, заметьте, дети, 31. На скале он строит дом. 32. В своей короне красной 33. Нам в хозяйстве помогает 34. Я в любую непогоду 35. – Ты откуда, ты откуда 36. Стали звездочки кружиться, 37. Сосульки, как носы у цапель, 38. Свежей зеленью одеты 39. Распустился ландыш в мае | 40. На жарком солнышке подсох 41. Чик-чирик! 42. В небе тучи растревожит, 43. Вещунья-белобока, 44. Золотой и молодой, 45. Много платьев, 46. Снится ночью пауку 47. Не то стойло, не то хата. 48. Он долго дерево долбил 49. Все знакомы с ними: 50. Ручьями очищаются и хвоя, и валежник, 51. В траве густой, зеленой 52. Тот, кто на поле бывал, 53. Он ходит в серой шубке, 54. Угадайте, что за птица: 55. Вяжет мама длинный шарф, 56. И в море не купаются, 57. Возле леса, на опушке, |
4. Консультация для родителей
«Как привить ребенку интерес и любовь к книгам?»
«Чтение – это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский.
Детская болезнь XXI века — пропал интерес к книге. В век интернета дети перестают читать и скоро перестанут совсем. Можно ли привить ребенку любовь к чтению? Можно, уверены детские психологи. Но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а… сами подают пример. Главной причиной нелюбви к книгам психологи называют незаинтересованность, поэтому ответственность за прививание интереса маленьким детям лежит на их первых учителях – родителях. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
В современном мире компьютеров, множества игр, информационных технологий, которые развиваются в таком темпе, что практически не оставляют возможности угнаться за ними, очень сложно найти ребенка, который променяет все блага цивилизации на бумажного друга – книгу. Книга была и будет величайшим достоянием, уникальным средством для тренировки памяти, ума. Только книга может стать для человека учителем, советчиком и другом!
Очень важно приучать ребенка к книгам с раннего детства: читать на ночь, давать книги в руки, чтобы они могли их потрогать, чтобы кроха видела, что это интересно, ярко, красочно. Чуть позже ребенок уже сам будет тянуться к знакомому предмету, перелистывать страницы, размышлять и что-то самому себе рассказывать.
Дарите малышу книги, которые соответствуют его возрасту и интересам. Но помните, что к выбору книги нужно подходить с умом, покупать яркие, красочные издания с добрыми историями. Литература должна быть качественной.
Основываясь на опыте, исходя из психологических возрастных особенностей, рекомендуется начинать знакомство ребенка с литературой с прочтения русских народных сказок и сказок А. С. Пушкина. Ведь именно в них огромная сила слова и красоты.
Рекомендуются для семейного чтения также рассказы Л.Н. Толстого «Прыжок», «Акула», «Косточка», «Рассказы для детей». На примерах поступков героев этих рассказов ребенку не составит труда отличить хорошее от плохого.
Любовь к Родине, бережное отношение к природе, восхищение богатствами России невозможно воспитать, не знакомя детей с произведениями о русской природе. В этот раздел семейного чтения можно включить следующие произведения: рассказы В. Бианки, М. Зощенко, Е. Пермяка, М. Пришвина, Е. Чарушина, В. Чаплиной, М. Горького, В. Дурова, К. Паустовского, К. Ушинского; стихи А. Фета, С. Есенина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева.
Веселые, поучительные рассказы Н. Носова, К. Ушинского, Л. Толстого, В. Драгунского; стихи А. Барто, Я. Акима, Д. Хармса, Е. Благининой, Б. Заходера о детях, научат ребенка дружить, сочувствовать, уважать, сострадать и заботиться о других людях, бережно относиться к природе, животным.
Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.
Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.
Каждый день следует выделять хотя бы полчаса на то, чтобы почитать маленькому ребенку и обсудить с ним рассказ. Можно объяснить то, что он не понял, или попытаться задать наводящие вопросы, которые помогут ребенку учиться мыслить. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. Чтение книг, как известно, не только вид проведения досуга, а и способ развития памяти, расширения кругозора и возможность научиться писать грамотно, поэтому многие родители бьют тревогу, и не знают, как сделать так, чтобы ребенку хотелось почитать.
И самое главное, пусть дети видят, что вы сами читаете книги с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Нужно развивать образное мышление ребенка и фантазию, чтобы ребенок в голове представлял то, что слышит или читает. Дайте возможность детям разыгрывать рассказы, сказки, стихи по ролям, помогите подобрать костюмы, реквизит, рисуйте иллюстрации героев, используйте фразы из сказок, которые давно стали известными цитатами, при общении. Не забывайте похвалить ребенка за любые, пусть даже самые незначительные успехи в чтении. Читая, радуйтесь, сопереживайте вместе с ребенком. Помните, что ваше доброе слово и помощь будет оценено вашими детьми.
5. Пополнить предметно-развивающую среду по теме
6. Краткосрочный проект на тему: “Книжка- малышка своими руками”(с презентацией)
7. Консультация для родителей
« Как научить ребенка учить стихотворения»
Основные вопросы, которые мы сегодня рассмотрим :
- Зачем детям учить стихи наизусть.
- Какие стихи учить с детьми дошкольного возраста.
- Если ребенок не хочет учить стихи.
- Практические советы специалистов - как правильно учить стихи с детьми.
Заботливые родители, которые желают своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно представить человека, который считается образованным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора.
Книги окружают нас с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Чаще всего, если человек любит читать, то читает он прозу. Одни любят фантастику и детективы, другие - исторические романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
Хорошие стихи - всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания. Ведь заметил же Федор Тютчев:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально, сделать нашу жизнь прекраснее.
Стихи очень мелодичны, напевны и прекрасно воспринимаются детьми любого возраста. Присмотритесь к своему ребёнку, когда вы читаете ему стихи, с каким вниманием и удовольствием он слушает. Именно поэтому детские авторы с большим удовольствием пишут сказки, рассказы и истории в стихах. Проза, с её монотонностью немного утомляет детей, особенно маленьких. А вот стихи, наоборот вызывают огромный интерес и очень быстро запоминаются. По своей природе у детей великолепная память и поэтому стихи они запоминают очень быстро. Нам взрослым, просто необходимо использовать это качество ребёнка, чтобы ещё больше развить его память, а значит и его способность к обучению в будущем.
Заучивание стихов улучшает речь ребёнка, расширяет знания об окружающем мире, учит воспринимать поэтический слог, его красоту и своего рода музыкальность поэтической строфы. Это формирует не только культуру в общем понимании слова, но и культуру общения с другими людьми.
Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Образное мышление формируется у дошкольников во время игр, рисования, лепки, конструирования, при заучивании стихотворений. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, это и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируется логическое мышление, без которого не обойтись на занятиях в школе.
Зачем детям учить стихи наизусть?
Стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка. А именно:
- У ребенка развивается память.
- Увеличивается активный словарь детей. Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.
Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные слова и фразы, которые он много раз повторял в стихотворении. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
- Формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.
- Развивается фонематический слух. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали.
Учить стихи с детьми можно с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше. Стихи научат вашего малыша любви, добру и пониманию. Если у вас праздник в семье или приближается Новый год – это лишний повод выучить с ребёнком стихи. Радостная атмосфера предстоящего праздника, подготовка и ожидание будет стимулом к заучиванию стихов. А разучивание стихов объединит вас с вашим ребёнком. Вы найдёте общую тему для разговора и эмоциональные точки соприкосновения.
Какие стихи учить с детьми?
Первые стихи должны быть понятны и просты. Для этого подойдут потешки, считалки или детский фольклор. Ребенок еще не умет разговаривать, а мы ему декламируем.
Когда ребенок просыпается:
Вот проснулись ,,потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, Погремушечки?
При умывании и купании:
Водичка, водичка,
Умой наше личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Играем вместе!
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!
Такие игры очень нравятся малышам, вызывают у них эмоциональный отклик и дети с удовольствием включаются в игру. Дети 2-3 лет уже могут запомнить и самостоятельно повторить произведения. Стихотворение для них должны быть короткие и легкие для заучивания наизусть. Объем стихотворений, которые мы предлагаем детям 4, 5, 6 лет должен быть несколько больше, но как правила дети с ним легко справляются. Сказки и рассказы, изложенные в рифме, легко воспринимаются и учатся.
Для детей лучше выбирать стихотворения Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить
то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, присутствует динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.
Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, поездка, да и просто нежелание ребёнка.
Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок». Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок.
Если вы хотите, чтобы малыш выучил стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания стихотворение, которое нравится в первую очередь вам и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами. Рассказываете это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Рассказывайте - если куда-то идёте или стоите в очереди; если моете посуду, а ребёнок около вас - рассказывайте; если ребёнок гуляет, купается, перед сном - тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз. Сначала малыш будет договаривать последние слог фразы, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.
К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7-8 лет дети мало учат стихов.
Не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Но есть и такие малыши, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно.
Предлагаю вам несколько практических советов, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.
Совет №1
Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается
Вздыхает на ходу,
Вот досточка качается,
Сейчас я упаду» или
«Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонит в речке мяч»
Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память ребёнка. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Совет №2
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
И еще - учить стихотворение лучше не просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Совет №3
Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.
Совет №4
Очень важно выяснить, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его. Покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.
И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.
Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.
Совет №5
Одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим.
Совет №6
Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
Совет №7
Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.
Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правильно поступить в этой ситуации?
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это? Ребенок может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не хочу" . При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.
- В первую очередь, если ваш ребёнок сопротивляется, надо успокоить его. "Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, ребенку будет легко за вами повторять и он не будет чувствовать информационного стресса.
- Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов, ребенок включится в игру и для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.
- Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Как же выучить с ребенком стихотворение?
Существует классический способ.
Он состоит из нескольких этапов:
- Подготовительный этап.
Для начала нужно создать определенное эмоциональное настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.
- Следующий этап - выразительное чтение стиха взрослым.
Взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!
- Затем идет обсуждение.
Задайте следующие вопросы?
- О чем стихотворение?
- Понравилось ли тебе?
- Что запомнилось из стихотворения?
- Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.)
- Далее повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.
Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.
- И наконец, ребенок самостоятельно воспроизводит стихотворение.
Можно попробовать другой способ:
- Когда мы учим новое стихотворение сначала расскажите ребенку стихотворение полностью.
- Далее читайте строчку из произведения и дайте повторить ребенку за вами и так до конца всего стихотворения.
- После того, как предыдущий пункт пройден приступаем к следующему шагу: взрослый рассказывает слова из первой строки стихотворения, но последнее слово дает сказать ребенку.
- Наша Таня громко – ребенок добавляет (плачет)
- Уронила в речку – (мячик) – говорит ребенок.
- Следующий шаг аналогичен предыдущему, только ребенок говорит два последних слова, потом три.
- И на последней стадии взрослый говорит первое слово в строке, а ребенок оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока ребенок сам полностью не сможет рассказать все стихотворение.
- С детьми младшего возраста можно выполнять игровые действия с предметами во время чтения стихотворения.
- С детьми постарше при заучивании стихотворения можно использовать мяч: вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.
- Следующий способ, это использование опорных рисунков. Данный способ увлекает детей, потому что превращает занятие в игру. Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. После прослушивания стихотворения, которое сопровождается просмотром рисунков, у ребенка в памяти остается зрительный образ, что позволяет значительно быстрее запомнить текст. На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркие и узнаваемые. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Картинки можно собирать в схемы. Такие схемы изготавливают вместе с детьми и собирают в альбом. Впоследствии данный альбом можно перелистывать и вспоминать с ребенком ранее изученные стихотворения.
- Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать мнемотехнику.
Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания за счет образования искусственных ассоциаций. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик» и его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».Затем последовательно переходим к мнемодорожкам (последовательность изображений, которые расположены в ряд, соединены одним сюжетом ) И позже к мнемотаблицам. На первом этапе необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Далее можно давать детям – чёрно-белые изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Когда ребенок освоит этот способ, он может самостоятельно придумывать и рисовать картинки в мнемотаблице к стихотворению, чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать .
Например, разучивая стихотворение с ребенком, разбиваем стихотворение по одной строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждую строчку стихотворения. После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает.
Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии.
Удачи вам, дорогие взрослые!
8. Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. "
В. А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Что такое сказки?
Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказок очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.
Что даёт сказка?
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков, и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.
В сказках противопоставляются добро и зло, жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Сказка - это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!».
Как читать сказку?
Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время - когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.
Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.
После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.
Уважаемые родители, помните, что сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций.
9. Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
10. Анкетирование родителей «Роль книги в воспитании ребенка»
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.
1) Как Вы считаете для чего нужны детям сказки? __________________________________________
______________________________________________________________________________________
2) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг:
- практически все свободное время;
- ежедневно;
- хотелось бы больше, но мало свободного времени;
- ваш вариант ответа___________________________
3) Вы читаете ребенку книги…
- по просьбе ребенка;
- по собственной инициативе
4) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги? _________________________________________
5) Какие книги предпочитает Ваш ребенок:
- сказки;
- стихи;
- литературу о природе;
- энциклопедии;
- книги познавательного содержания;
- нет определенных предпочтений;
- ваш вариант ___________________________
6) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг:
- да
- нет;
- от случая к случаю;
- ваш вариант ответа______________________
7) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка _____________________________
______________________________________________________________________________________
8) Какие трудности возникают при выборе сказки? __________________________________________
______________________________________________________________________________________
9) В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку:
- чтение;
- рассказ;
- рассказ выдуманной сказки;
- театрализация;
- ваш вариант ответа___________________________
10) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать / обсудить содержание прочитанного произведения? ______________________________________________________________________
11) Как именно вы обсуждаете с ребенком сюжет прочитанного произведения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали? _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
13) Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие? ______________________________________________________________________________________
14) Придумываете ли Вы сказки для вашего ребенка? _______________________________________
15) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг:
- красочные иллюстрации;
- познавательная ценность книги;
- яркий литературный язык;
- доступная цена;
- выбор, сделанный самим ребенком;
- ваш вариант ответа_______________________________________________________________
16) Считаете ли Вы необходимым приобщать ребенка к посещению общественной библиотеки?
______________________________________________________________________________________
17) Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев? __________________________________________________________________
18) Как вы считаете, какие способности можно развивать у ребенка с помощью сказок?
- интеллект;
- речь;
- творческие способности;
- воображение;
- ваш вариант ответа____________________
19) В чем Вам видится воспитательная роль книги:
- книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми;
- книга – источник познания окружающего мира;
- книга – источник нравственной и эстетической культуры;
- ваш вариант ответа________________________________________
20) Какое из афоризмов Вам ближе всего:
- Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
- Сказки следует воспринимать как развлечение, а не как справочник по реальной жизни. (Лиза Клейпас)
- Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет. (Валентин Берестов)
- Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)
Ув. Родители! Спасибо огромное за вашу работу над анкетой!
Мы будем очень рады, если вы не оставите анкету анонимной _______________________________
11. Консультация «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, но все дальше на задний план уходит у них интерес к художественной литературе и поэтическому русскому слову.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Дети дошкольного возраста предпочитают книге другие источники информации. Но важно заинтересовать дошкольников побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга даёт возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в выражении, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение и прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.
Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, представление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевёртыши, небылицы.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствует формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках, именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенно тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которое дети могут использовать как образцы для подражания.
12. Развлечение для детей и родителей «Расскажи стихи руками»
Цели и задачи проведения досуга:
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?
- формирование представлений об этапах развития личности ребёнка;
- выявление принципов взаимодействия между родителями и ребёнком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Досуговая деятельность.
Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, соревнования, конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.д.
Введение.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика.
В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и "ладонные" игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится "вершителем" игры, и слова, и движения - все ему подвластно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающие воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
ИГРА.
«Расскажи стихи руками».
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!»
План- конспект
совместной с родителями досуговой деятельности
«Мартовские посиделки».
Воспитатель:
/Приветствует детей и родителей/
-К нам гости пришли!
Дорогие пришли!
Мы не зря кисель варили!
Пироги пекли!
Воспитатель:
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Показ пророщенных семян /травка/ и наблюдение за луковицей /предварительная работа/.
Букет цветов
Воспитатель:
Ребята, чтобы нам не заскучать, будем пляску начинать.
Фонограмма «Жили у бабуси два весёлых гуся».
Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим.
Выход Матрёшки /взрослый/.
Матрёшка:
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок
Ну, ребятки не зевайте,
А в кружочек все вставайте.
Фонограмма «Неваляшки».
Игра с родителями «Каша».
Игра с родителями «Каша»
Сорока – белобока
Задумала кашу варить,
Чтоб деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла….
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – да!
Крупа манная – да!
Капуста кочанная – нет!
Соленый огурец – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Рыбка соленая – нет!
Лавровый лист – нет!
Китайский рис – да!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье - нет!
Матрёшка:
Вот какие мамы молодцы! Знают рецепт каши! А теперь мне нужны 2 мамы в команду «Борщ» и 2 мамы в команду «Компот». Каждой команде выдается кастрюля. По команде я высыпаю в большой таз овощи и фрукты. Дети будут вам носить их, а ваша задача рассортировать продукты так, чтоб в борщ не попал ананас, а в компот чеснок и т.п.
Матрёшка:
Наши мамы и с этим заданием справились. А теперь детки прочтут стихотворения своим мамам.
Мама - это небо!
Мама - это свет.
Мама – это счастье.
Мамы лучше нет.
Мама – это сказка.
Мама – это смех.
Мама – это ласка.
Мамы любят всех.
Матрёшка проводит игры с детьми.
- Как сожму я кулачок
Да поставлю на бочок!
Разожму ладошку,
Положу на ножку!
- Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).
И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).
Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу) яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)
Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).
Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).
Мышка бежала... ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).
Мышка не нашла яичко и убежала в норку.
- Мы матрешечки, мы матрешечки,
Это правда, это правда все мы крошечки! (дети качают головами)
Нос – картошечкой, нос – картошечкой,
Это правда, это правда, нос картошечкой (показывают нос).
Щечки – яблочки, щечки – яблочки,
Это правда, это правда щечки яблочки (показывают щечки).
Вот мы пляшем как, вот мы пляшем как,
Это правда, это правда, все умеем плясать (дети выполняют пружинку).
Воспитатель:
Спасибо, Матрёшка за твои удивительные игры.
А теперь ты посиди на ребяток посмотри.
«Расскажу стихи руками»
/мастер- класс, подготовленный родителями/.
«Мишка» | |
«Зайка» | |
«Петушок» | |
«Обезьянка» | |
«Собачка» | |
«Кот» | |
«Мышка» | |
«Солнышко» |
В заключении ребята танцуют вместе с мамами /фонограмма «Стекляшки»
Матрёшка:
/хвалит родителей и детей/
Загадывает загадку:
Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем. /бублик- баранка/
Матрёшка угощает деток и прощается с ними.
13. Викторина по сказкам с детьми и родителями «Дружим с книгами»
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге.
Задачи:
- активизировать детское чтение; закреплять знания детей об особенностях сказки.
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание.
- организовать досуг учащихся.
Ход викторины:
Ведущий: Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей викторине « Путешествие по сказкам».
-Дети, из сказочной страны к нам пришло письмо от Золушки. Она узнала, что мы будем путешествовать по сказкам, и попросила о помощи. Злая мачеха превратила ее в тыкву, и чтобы ее расколдовать, нужно выполнить все ее задания. Ребята поможем золушке?(да)
Сейчас мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как же нам добраться? На чем путешествуют герои сказок? (Печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).
- Вот на ковре-самолете мы и полетим.
Давайте встанем и возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:
«Раз, два, три, наш ковер в страну сказок лети!»
- (Музыка ковра самолёта…..
- Все ближе и ближе сказочная страна
Ковер - самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели.(все сели)
Вед :- А вот и первое задание, которое нам нужно преодолеть. Итак, начинаем.
1 конкурс «Блиц - опрос»
- В какой сказке девочка сломала мебель? «Три медведя»
- В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
- В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»
- В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «Лиса и журавль»
- В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»
- В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
- Какого героя съела лиса? «Колобок»
- В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
- С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
- Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
- К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
- Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
- Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
- Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
- Кого спасла Дюймовочка? (ласточку)
- Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
- Кто разбил золотое яичко? (мышка)
-Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
Вед: Ребята, молодцы. Переходим к следующему заданию.
. В ней будут участвовать 2 команды: «Колобок» и команда «Репка».
На все вопросы нужно отвечать быстро. За правильный ответ в каждом конкурсе дается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Итак, начинаем.
- 2 конкурс: «Угадайте героя по реплике»
Команде «Репка»
- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
- Команде «Колобок»
- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
- Команде «Репка»
- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
- Команде «Колобок»
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)
- Команде «Репка»
- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
- Команде «Колобок»
- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)
- Команде «Репка»
- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)
- Команде «Колобок»
- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)
Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.
И нам надо отправляться дальше, для этого немножко разомнемся.
- 3 Физкультминутка музыкальная
Вед: Присаживайтесь дети на стульчики, нас ждет следующее задание.
- 4 конкурс «Отгадай загадку».
1. «Толстячок живёт на крыше, а летает он всех выше». (Карлсон)
2.«Возле леса на опушке трое их живёт в избушке, Там три стула и три кружки, три кровати и подушки». (Три медведя.)
3. «На сметане он мешен, на окошке он стужен, круглый бок, румяный бок, кто же это?». (Колобок.)
4. «Убежали от грязнули сковородки и кастрюли, ищет их она зовет, по дороге слезы льет». (Федора.)
5. «Едет, едет на печи, ест большие калачи». (Емеля.)
6. «Докторов он всех добрей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит, кто же это?». (Айболит.)
7. «В гости к бабушке пошла, пирожков ей понесла, серый волк за ней следил, обманул и проглотил». (Красная шапочка.)
8. «С Пятачком он ходит в гости, любит мед, варенье просит, это кто, скажите вслух, медвежонок…». (Винни-Пух.)
- 5. конкурс. «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.
- 6. конкурс
Ну а теперь я хочу узнать все ли вы песни из сказкок знаете?
Включается подборка песен .
( под музыку выходит золушка )
Золушка: Спасибо , ребята , за то , что вы меня расколдовали.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Взялись за руки, произнесли волшебные слова: «Раз, два, три наш ковер в детский сад лети».
- Вот мы и в детском саду.
Золушка:
Вам понравилось путешествовать?
- А что вам понравилось больше всего?
- А в какой стране вы побывали? («Страна сказок»)
-Сегодня вы решали интересные и сложные задания :
-Отгадывали загадки, летали на ковре- самолете.
-Помогали мне , вернуться в свою сказку.
И за это я приглашаю вас на свой танец.
Готовы танцевать?
Громче музыка играй, танцевать всех приглашай!
14. Фото конкурс «Моя любимая книга»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
Тип проекта: Практико-ориентированный.Вид проекта: Долгосрочный.Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...
Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».
Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»
Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...
Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...
Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
laquo;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»...
Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чте...