Система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Раскрывается система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley._sistema_raboty_s_detmi_imeyushchimi_status_ovz.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Искорка»
Южноуральского городского округа
457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Советской Армии, 10 А. тел./ факс 8 (35134) 4-34-04, e-mail: mdouds17.iskorka@mail.ru, сайт: https://ds17-uu.educhel.ru
|
Консультация для педагогов
Система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ,
в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 17 «Искорка»
педагог-психолог:
Е.В. Добрухина
Южноуральск, 2019
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СТАТУС ОВЗ,
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«МДОУ Д/С № 17 «ИСКОРКА»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, впервые в истории отечественного образования ввёл новое правовое понятие – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей ОВЗ, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [5, раздел 1., п. 1.7.].
По данным Российской Академии Медицинских наук, сегодня около 85 % детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическое сопровождение, достигает в дошкольном возрасте от 25% до 45%, эти дети относится к «группе риска».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Искорка» имеет 12 групп. На сентябрь 2019 года ДОУ посещает 290 чел. Ежегодно в мае-июне идёт набор двух или трёх групп раннего возраста. Из вновь пришедших детей, как правило, есть дети, имеющие особенности в развитии. Количество таких детей растёт ежегодно.
На рисунках 1 и 2 представлены группы здоровья воспитанников МДОУ «Д/с № 17 «Искорка» (по статистическим данным медицинского работника ДОУ).
Рисунок 1. Группы здоровья воспитанников МДОУ № 17, февраль 2019, n=314
Рисунок 2. Группы здоровья воспитанников МДОУ № 17, сентябрь 2019, n=290
Как видно из рисунков 1, 2 в ДОУ преобладает II группа здоровья (уменьшается количество здоровых детей, детей входящих в I группу). Увеличивается количество детей, входящих в III группу.
Дети с ослабленным соматическим здоровьем, как правило, имеют проблемы познавательного характера, показывают слабую динамику психического развития (представляют собой группу риска).
Очень часто такие дети попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В таблице 1 отражена динамика детей с ОВЗ, посещающих ДОУ.
Таблица 1. Дети ОВЗ, посещающие МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»
Учебный год | Дети ОВЗ (чел.) | |
ЗПР | ТНР | |
2017-18 | 5 | 24 (речевики) |
2018-19 | 7 | 7 |
2019-20 | 11 | 31 |
Дети с ОВЗ в ДОУ № 17 – это дети с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения. Среди этих детей есть дети, имеющие статус «дети-инвалиды».
Таким образом, дети с ОВЗ в ДОУ – это реальность, которая вошла в нашу жизнь. Для детей ОВЗ характерна пониженная обучаемость, обусловленная различными причинами. У детей отмечается незрелость эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, недоразвитие познавательной деятельности. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, несформированностью игровой деятельности.
Факт наличия в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья определил необходимость изучения этой категории и организации им квалифицированной психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи.
В МДОУ № 17 в 2019-20 учебном году функционирует шесть групп комбинированной направленности.
В ДОУ разработано и внедрено Положение о группе комбинированной направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Группа комбинированной направленности для детей с ОВЗ создается с целью коррекции имеющихся отклонений у детей с ОВЗ и подготовки их к обучению в школе.
Основные задачи группы комбинированной направленности
- оказание квалифицированной коррекционно-развивающей помощи в речевом и (или) психическом развитии детей в соответствии с ООП ДО учреждения, а также с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей;
- оказание консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) воспитанников в организации воспитания и обучения ребенка;
- социальная адаптация детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
В группе комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Группа комбинированной направленности комплектуется детьми в возрасте от 2 до 7 лет.
Приём детей в группу комбинированной направленности осуществляется в течение учебного года на основании Коллегиального заключения ПМПК.
Образовательный процесс в группе комбинированной направленности.
Содержание образования в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ определяется принятой и реализуемой основной образовательной и адаптированной программами Учреждения.
Программы, реализуемые в работе (в т.ч. в коррекционно-развивающей):
1. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.
(Образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной образовательной программы «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)
Адаптированная образовательная программа.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. Москва.: Просвещение, 2009 г.
3. Коррекционно-развивающая программа «Мозаика» (Е.В. Добрухина, программа имеет рецензию к.п.н. Ю.В. Скоробогатовой)
Организация образовательного процесса в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривает решение следующих задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников путем создания условий для развития детей в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями;
- проведение коррекционно-развивающей, психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.
На каждого воспитанника группы комбинированной направленности в соответствии с рекомендациями Коллегиального заключения ПМПК составляется Индивидуальный образовательный маршрут (на учебный год).
Индивидуальный образовательный маршрут и Индивидуальная образовательная программа, отражающая содержание всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в различных видах детской деятельности согласно ФГОС ДО.
К работе с детьми группы комбинированной направленности привлекаются специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Выстроенная система работы в группах комбинированной направленности, предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ, воспитателей группы и родителей.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармонического развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств.
Формы проведения занятий с детьми ОВЗ различны:
- фронтальные,
- подгрупповые;
- занятия в малых группах (по 2-3 чел.)
- индивидуальные занятия.
Главное дети с ОВЗ интегрированы в группу нормативно развивающихся детей.
В МДОУ разработано и внедрено Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Задачи ПМПК:
1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии.
2. Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых перегрузок.
3. Выявление резервных возможностей развития.
4. Определение характера, продолжительности и эффективности коррекционной помощи.
Периодичность заседаний ПМПК – 1 раз в квартал.
На консилиуме присутствуют все специалисты, работающие с детьми ОВЗ, а так же заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, медицинский работник ДОУ. Рассматривается результативность работы с детьми, предоставляются рекомендации для воспитателей, работающих в группах комбинированной направленности.
Существует тесное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и территориального ПМПК г.Южноуральска, т.к. получение коллегиального заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Для успешного проведения занятий с детьми ОВЗ в ДОУ создана:
- эмоционально-положительная среда, создающая для детей условия комфортности и благополучия;
- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в формировании знаний, умений, навыков, но и поддержка индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение режима труда и отдыха, исключение переутомления, а также прекращение занятий вследствие отказа ребёнка от деятельности, его негативного настроя, либо смена деятельности.
Кроме того, в ДОУ созданы специальные условия, способствующие положительной динамики в развитии детей. К этим условиям относятся:
- раннее поступление ребёнка в ДОУ и регулярное его посещение;
- правильно выставленный диагноз, а так же вид образовательной программы;
- организация специальной развивающей предметно-пространственной среды в группах;
- организация специальных коррекционно-развивающих занятий со всеми специалистами ДОУ;
- чёткое соблюдение режима дня, в т.ч. дома;
- включение дошкольников с особыми образовательными потребностями в группы детей, имеющих нормативное развитие;
- взаимодействие педагогов, специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ;
- единство требований к детям со стороны педагогического персонала и родителей (единство педагогических, воспитательных требований).
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности во многом зависит от взаимодействия, преемственности в работе специалистов ДОУ, воспитателей и родителей. Ежегодно, два раза в год каждый специалист, работающий с ребёнком, имеющим статус ОВЗ, предоставляет письменный отчёт с оценкой динамики развития ребёнка и реализации коррекционных мероприятий. Таким образом, формируется мониторинг развития детей ОВЗ.
Несмотря на проводимую систематическую работу и усилия всех специалистов, при обучении и воспитании детей с ОВЗ существуют и проблемы. Трудности инклюзивного образования в ДОУ сводятся к следующим позициям:
Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».
Во-вторых, на сегодняшний день не все педагоги в полном объёме владеют методами и приёмами инклюзивного образования, испытывают трудности при реализации методов обучения.
В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в одну группу с «особенным» ребенком.
В-четвертых, не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
Со всеми этими трудностями приходится сталкиваться и по возможности их «сглаживать», повышая уровень толерантности, как в детской среде, так и во взрослой.
Все дети подготовительных групп, в конце учебного года, в мае, направляются на ПМПК повторно, где им подтверждается, либо снимается диагноз, и даются рекомендации для дальнейшего обучения в начальной школе.
Выстроенная система работы с детьми ОВЗ в МДОУ даёт положительные результаты.
Дети с особенностями в развитии, получившие раннюю помощь, способны догнать своих сверстников уже к началу школьного обучения. Практически все выпускники успешно учатся в общеобразовательных учреждениях города.
Несмотря на все трудности внедрения инклюзивного образования, такой подход к обучению детей с ОВЗ в ДОУ имеет широчайшие перспективы. Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях.
Таким образом, опыт работы МДОУ «Д/с № 17 «Искорка» показал, что при создании благоприятных условий, при грамотном психолого-педагогическом сопровождении можно избежать большей части проблем с развитием детей. Главное вовремя начать реализовывать систему медико-психолого-педагогических мероприятий, направленную на коррекцию имеющихся недостатков (дефектов) развития детей-дошкольников, имеющих статус ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус – инвалида, ОВЗ в условиях группы «Особый ребенок». (Из опыта работы).
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательныхучреждений является педагогической системой, обеспечивающейиндивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и ...
Организация системы работы с детьми, имеющими признаки одаренности в МБДОУ «Теремок»
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. По этому мы особое внимание уделяем на выявление и развитие тех и...
Система работы с детьми, имеющими девиантное поведение.
Очень часто в своей практике стала встречать детей с девиантным поведением. Как скорректировать поведение ребёнка, подготовить его к предстоящим логопедическим занятиям?В данном материале описана сист...
Нетрадиционные подходы в работе с детьми, имеющие статус ОВЗ
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиян...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ
В настоящее время здоровье подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее...
Организация работы и помощь семьям с детьми, имеющим статус ОВЗ и/или инвалидность.
Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача воспитателя....
Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с инвалидностью, с ограниченными в...