Система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Добрухина Елена Васильевна

Раскрывается система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Искорка»        

Южноуральского городского округа

457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Советской Армии, 10 А.

тел./ факс 8 (35134) 4-34-04, e-mail: mdouds17.iskorka@mail.ru, сайт: https://ds17-uu.educhel.ru

 

Консультация для педагогов

Система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ,

в муниципальном дошкольном образовательном учреждении

«Детский сад № 17 «Искорка»

педагог-психолог:

Е.В. Добрухина

Южноуральск, 2019

СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СТАТУС ОВЗ,

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«МДОУ Д/С № 17 «ИСКОРКА»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, впервые в истории отечественного образования ввёл новое правовое понятие – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей ОВЗ, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [5, раздел 1., п. 1.7.].

По данным Российской Академии Медицинских наук, сегодня около 85 % детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья.  Количество детей, которым требуется  коррекционно-педагогическое  сопровождение, достигает в дошкольном возрасте от 25% до 45%, эти дети относится к  «группе риска».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Искорка» имеет 12 групп. На сентябрь 2019 года ДОУ посещает 290 чел. Ежегодно в мае-июне идёт набор двух или трёх групп раннего возраста. Из вновь пришедших детей, как правило, есть дети, имеющие особенности в развитии. Количество таких детей растёт ежегодно.

На рисунках 1 и 2 представлены группы здоровья воспитанников МДОУ «Д/с № 17 «Искорка» (по статистическим данным медицинского работника ДОУ).

Рисунок 1. Группы здоровья воспитанников МДОУ № 17, февраль 2019, n=314

Рисунок 2. Группы здоровья воспитанников МДОУ № 17, сентябрь 2019, n=290

Как видно из рисунков 1, 2 в ДОУ преобладает II группа здоровья (уменьшается количество здоровых детей, детей входящих в I группу). Увеличивается количество детей, входящих в III группу.

Дети с ослабленным соматическим здоровьем, как правило, имеют проблемы познавательного характера, показывают слабую динамику психического развития (представляют собой группу риска).

Очень часто такие дети попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья.

В таблице 1 отражена динамика детей с ОВЗ, посещающих ДОУ.

Таблица 1. Дети ОВЗ, посещающие МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»

Учебный год

Дети ОВЗ (чел.)

ЗПР

ТНР

2017-18

5

24 (речевики)

2018-19

7

7

2019-20

11

31

Дети с ОВЗ в ДОУ № 17 – это дети с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения. Среди этих детей есть дети, имеющие статус «дети-инвалиды». 

Таким образом, дети с ОВЗ в ДОУ – это реальность, которая вошла в нашу жизнь. Для детей ОВЗ характерна пониженная  обучаемость,  обусловленная различными причинами. У детей отмечается незрелость эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, недоразвитие познавательной деятельности. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, несформированностью  игровой  деятельности.

Факт наличия в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья определил необходимость  изучения  этой категории и организации им квалифицированной психолого-педагогической, коррекционно-развивающей  помощи.

В МДОУ № 17 в 2019-20 учебном году функционирует шесть групп комбинированной направленности.

В ДОУ разработано и внедрено Положение о группе комбинированной направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Группа комбинированной направленности для детей с ОВЗ создается с целью коррекции имеющихся отклонений у детей с ОВЗ и подготовки их к обучению в школе.

Основные задачи группы комбинированной направленности

  • оказание квалифицированной коррекционно-развивающей помощи  в речевом и (или) психическом развитии  детей в соответствии с ООП ДО учреждения, а также с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей;
  • оказание консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) воспитанников в организации воспитания и обучения ребенка;
  • социальная адаптация детей;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

В группе комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группа комбинированной направленности комплектуется детьми в возрасте от 2 до 7 лет.

Приём детей в группу комбинированной направленности осуществляется в течение учебного года на основании Коллегиального заключения ПМПК.

Образовательный процесс в группе комбинированной направленности.

Содержание образования в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ определяется принятой и реализуемой основной образовательной и адаптированной программами Учреждения.

Программы, реализуемые в работе (в т.ч. в коррекционно-развивающей):

1. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.

(Образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной образовательной программы «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)

Адаптированная образовательная программа.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. Москва.: Просвещение, 2009 г.

3. Коррекционно-развивающая программа «Мозаика» (Е.В. Добрухина, программа имеет рецензию к.п.н. Ю.В. Скоробогатовой)

Организация образовательного процесса в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривает решение следующих задач:

  • осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников путем создания условий для развития детей в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями;
  • проведение коррекционно-развивающей, психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ;
  • обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

На каждого воспитанника группы комбинированной направленности в соответствии с рекомендациями Коллегиального заключения ПМПК составляется Индивидуальный образовательный маршрут (на учебный год).

Индивидуальный образовательный маршрут и Индивидуальная образовательная программа, отражающая содержание всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в различных видах детской деятельности согласно ФГОС ДО.

К работе с детьми группы комбинированной направленности привлекаются специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Выстроенная система работы в группах комбинированной направленности, предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ, воспитателей группы и родителей.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармонического развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств.

Формы проведения занятий с детьми ОВЗ различны:

- фронтальные,

- подгрупповые;

- занятия в малых группах (по 2-3 чел.)

- индивидуальные занятия.

 Главное дети с ОВЗ интегрированы в группу нормативно развивающихся детей.

В МДОУ разработано и внедрено Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Задачи ПМПК:

1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии.

2. Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых перегрузок.

3. Выявление резервных возможностей развития.

4. Определение характера, продолжительности и эффективности коррекционной помощи.

Периодичность заседаний ПМПК – 1 раз в квартал.

На консилиуме присутствуют все специалисты, работающие с детьми ОВЗ, а так же заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, медицинский работник ДОУ. Рассматривается результативность работы с детьми, предоставляются рекомендации для воспитателей, работающих в группах комбинированной направленности.

Существует тесное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и территориального ПМПК г.Южноуральска, т.к. получение коллегиального заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Для успешного проведения занятий с детьми ОВЗ в ДОУ создана:

- эмоционально-положительная среда, создающая для детей условия комфортности и благополучия;

- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в формировании знаний, умений, навыков, но и поддержка индивидуальных особенностей ребёнка;

- соблюдение режима труда и отдыха, исключение переутомления, а также прекращение занятий вследствие отказа ребёнка от деятельности, его негативного настроя, либо смена деятельности.

Кроме того, в ДОУ созданы специальные условия, способствующие положительной динамики в развитии детей. К этим условиям относятся:

- раннее поступление ребёнка в ДОУ и регулярное его посещение;

- правильно выставленный диагноз, а так же вид образовательной программы;

- организация специальной развивающей предметно-пространственной среды в группах;

- организация специальных коррекционно-развивающих занятий со всеми специалистами ДОУ;

- чёткое соблюдение режима дня, в т.ч. дома;

- включение дошкольников с особыми образовательными потребностями в группы детей, имеющих нормативное развитие;

- взаимодействие педагогов, специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ;

- единство требований к детям со стороны педагогического персонала и родителей (единство педагогических, воспитательных требований).

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности во многом зависит от взаимодействия, преемственности в работе специалистов ДОУ, воспитателей и родителей. Ежегодно, два раза в год каждый специалист, работающий с ребёнком, имеющим статус ОВЗ, предоставляет письменный отчёт с оценкой динамики развития ребёнка и реализации коррекционных мероприятий. Таким образом, формируется мониторинг развития детей ОВЗ.

Несмотря на проводимую систематическую работу и усилия всех специалистов, при обучении и воспитании детей с ОВЗ существуют и проблемы. Трудности инклюзивного образования в ДОУ сводятся к следующим позициям:

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».

Во-вторых, на сегодняшний день не все педагоги в полном объёме владеют методами и приёмами инклюзивного образования, испытывают трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в одну группу с «особенным» ребенком.

В-четвертых, не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Со всеми этими трудностями приходится сталкиваться и по возможности их «сглаживать», повышая уровень толерантности, как в детской среде, так и во взрослой.

Все дети подготовительных групп, в конце учебного года, в мае, направляются на  ПМПК  повторно, где им подтверждается, либо снимается диагноз, и даются рекомендации для дальнейшего обучения в начальной школе.

Выстроенная система работы с детьми ОВЗ в МДОУ даёт положительные результаты.

Дети с особенностями в развитии, получившие раннюю помощь, способны догнать своих сверстников уже к началу школьного обучения. Практически все выпускники успешно учатся в общеобразовательных учреждениях города.

Несмотря на все трудности внедрения инклюзивного образования, такой подход к обучению детей с ОВЗ в ДОУ имеет широчайшие перспективы. Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях.

Таким образом, опыт работы МДОУ «Д/с № 17 «Искорка» показал, что при создании благоприятных условий, при грамотном психолого-педагогическом сопровождении можно избежать большей части проблем с развитием детей. Главное вовремя начать реализовывать систему медико-психолого-педагогических мероприятий, направленную на коррекцию имеющихся недостатков (дефектов) развития детей-дошкольников, имеющих статус ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус – инвалида, ОВЗ в условиях группы «Особый ребенок». (Из опыта работы).

Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательныхучреждений является педагогической системой, обеспечивающейиндивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и ...

Организация системы работы с детьми, имеющими признаки одаренности в МБДОУ «Теремок»

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. По этому мы особое внимание уделяем на выявление и развитие тех и...

Система работы с детьми, имеющими девиантное поведение.

Очень часто в своей практике стала встречать детей с девиантным поведением. Как скорректировать поведение ребёнка, подготовить его к предстоящим логопедическим занятиям?В данном материале описана сист...

Нетрадиционные подходы в работе с детьми, имеющие статус ОВЗ

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиян...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ

В настоящее время здоровье подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее...

Организация работы и помощь семьям с детьми, имеющим статус ОВЗ и/или инвалидность.

Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача воспитателя....

Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с  инвалидностью, с ограниченными в...