Организация работы и помощь семьям с детьми, имеющим статус ОВЗ и/или инвалидность.
консультация (младшая группа)
Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача воспитателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сенина Галина Викторовна,
воспитатель,
МАДОУ № 73, г. Томск
Организация работы и помощь семьям с детьми, имеющим статус ОВЗ и/или инвалидность
Закон «Об образовании в РФ» широко распахнул двери ДОУ для детей с ОВЗ. Для этой категории воспитанников были разработаны специальные стандарты и адаптированных программ, которые сопоставимы по результатам с обычными. – Какие условия должны быть созданы для инклюзивного образования и как определить их готовность к внедрению ФГОС ОВЗ? – Для полноценного образования детей с ОВЗ необходимо создать специальные условия. Это не только пандусы для колясочников или тактильные приспособления для слепых и слабовидящих, глухо-немых детей, но и адаптированные программы для разных категорий воспитанников, но и специалисты, способные с ними работать. Воспитатели –те, кто обеспечивает индивидуальный маршрут ребенка.
Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача воспитателя. Если педагог не может принять ребенка с ОВЗ, то он точно так же не сможет принять ребенка с особенностями поведения или ребенка из неблагополучной семьи. По большому счету он также не сможет принять и ребенка с высокой мотивацией, поскольку к нему требуется особый подход и определенные программы воспитания и обучения.
В работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ, наиважнейшая роль отводится воспитателю. Именно сотрудничество педагога и родителей обеспечивает успехи детей в общении, их стремление к достойной активной жизни.
Уровни реагирования родителей детей с ОВЗ.
Работая в системе инклюзии, воспитатель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней. 1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы. 2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения. 3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и Влияние родительских страхов на поведение детей. Воспитатель выстраивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка. Страх обострения или рецедива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка. Страх невозможности интеграции ребенка в социум. Страх перед нахождением ребенка в обычной группе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии. Страх вынести за пределы семьи свою проблему. Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспосощности. Стратегии поведения
1. Гиперопека: сверх-заботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. Детей отличает психологическая незрелость, инфатилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение.
2. Гипопротекция (холодное общение): сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.
3. Репрессивное поведение: родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.
4. Сотрудничество: конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны. Дети с ограниченными возможностьями здоровья в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием.
Индивидуальные методы работы воспитателя с родителями. Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в ОД помогут следующие методы. Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку: 1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей
2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.
3. Вовлечение ребенка в коллективные формы ОД и групповое решение задач.
4. Участие ребенка в различной деятельности: в конкурсах, совместных играх.
Сближению с родителями поможет вопрос: «Учитывая, что ваш ребенок делает сейчас, чему бы вы хотели обучить его в первую очередь?» Анкетирование родителей и посещение семьи.
Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность к совместной со школой работе. Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей
1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.
2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.
3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.
4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.
5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.
6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов. 7. Акцентирование внимания в ДОУ и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка. Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима. Проведение в ДОУ консультаций по возникающим у родителей вопросам. Проведение совместных индивидуальных занятий по системе воспитанник-педагог- родитель. Проведение открытой ОД для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор. Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с воспитателем определять наилучшие для него пути получения знаний.
Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Задача воспитателя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив группы взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности. Этому помогут следующие формы работы: Привлечение родителей «особых детей» мероприятиям вне ДОУ. Например, введение родителей в состав родительского комитета Направление детей с ОВЗ на конкурсы, где предполагается семейное участие. Проведение тематических родительских собрания и семинаров. Например, цикл собраний на тему «Милосердие». На первом собрании поручите родителям ребенка с ОВЗ сделать доклад по истории развития милосердия в России с древнейших времен. На втором – родителям здоровых детей доклады о милосердии в христианстве, исламе, буддизме. Проведите семинар «Сенситивность». На нем объясните, насколько важно уметь чувствовать, понимать состояния, свойства, качества и отношения людей и социальных групп и прогнозировать их поведение. Приведите слова Р. Ассаджиоли, мирового специалиста в этой области о том, что сталкиваясь с неудобными, сложными, проблемными людьми, мы развиваем в себе полезные качества. Затем предложите всем вместе проделать простые упражнения на сенситивность. Одно из них «Цвет настроения». Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других. 1. Воспитатель говорит: «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния» 2. Воспитатель просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет. 3. Воспитатель говорит: «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря». 4. Воспитатель предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать. 5. Воспитатель просит каждого назвать свой выбранный цвет. В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сенсорных систем восприятия. Общий результат такой работы педагога- отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».
Рекомендации: Инклюзивное образование следует начинать с дошкольного возраста. Благодаря ранней инклюзии проще и естественнее происходит включение ребенка в детский коллектив. Такая модель является более оптимальной для образования и социализации ребенка. Родители здоровых детей должны быть заранее предупреждены о введении совместного обучения. Как правило, конфликты возникают там, где родители не владеют информацией. И в данном случае воспитателю очень важно честно, откровенно разговаривать с родителями. Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача педагога. Профессия воспитателя требует от него принятия любого ребенка и понимания того, какие условия следует создать для его развития. Образовательный маршрут может быть очень гибким, и там, где ребенка можно включить в совместное обучение, мы должны это делать. Если есть хотя бы малейшая возможность включить ребенка в общеобразовательный процесс, это необходимо сделать, поскольку инклюзивное образование – это путь к социализации.
Источники: https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-detmi-s-ovz-v-shkole-i-dou/
https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz/
https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz/
https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz/ https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа по технике речи с детьми, имеющими нарушения речи
Развитие коррекционно- развивающего направления работы с детьми связано с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности. Одним из вариантов подобной работы для нас оказалось участ...
Психологическое сопровождение семей с детьми, имеющими особенности развития.
Сформировать представление о психологическом сопровождении семей с детьми с особенностями в развитии; исследовать потенциал семейного воспитания ребёнка с ОВЗ в ряду стратегических направлений воспита...
"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...
Презентация "Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Презентация к выступлению...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Рекомендации родителям по взаимодействию в семье с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы спосо...
Рекомендации родителям по взаимодействию в семье с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы спосо...