Система работы с детьми, имеющими девиантное поведение.
консультация по коррекционной педагогике
Очень часто в своей практике стала встречать детей с девиантным поведением. Как скорректировать поведение ребёнка, подготовить его к предстоящим логопедическим занятиям?
В данном материале описана система работы с детьми, имеющими проблемы в поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie.docx | 47.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 8» -
Коркинского муниципального района
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработан на базе ППк ДОУ «Д/с №8»
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Что такое девиантность?
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Медико-биологические причины
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
- врожденные;
- наследственные;
- приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы.
Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
- скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
- потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
- чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
- эмоциональное отвержение;
- гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
- Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
- Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
- Вырабатывание навыков адекватного поведения.
- Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
- Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
- коммуникативные и подвижные игры;
- разыгрывание «трудных ситуаций»;
- ритмические игры со словами;
- музицирование и танцы;
- чтение и обсуждение сказок.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете, все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;
- обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;
- профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение);
- формирование у воспитанников адекватной самооценки;
- ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;
- организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.
Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:
- комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;
- дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;
- аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;
- максимальная активность детей;
- позитивность информации;
- устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;
- принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.
Методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи», «Лист наблюдения за агрессивными детьми», анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?».
Правовой базой для реализации программы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка.
Ожидаемые результаты:
- формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности, формирование доброго отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива детей старшего дошкольного возраста;
- усиление роли семьи в воспитании детей;
- формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.
Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:
- Снижение уровня агрессии;
- Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;
- Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.
Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.
Программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 8 месяцев. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю в течение 30-40 минут, первое занятие (вторник) - направленное на снятие напряжения, второе занятие (пятница) - «Путешествие в сказку» - театрализованные представления детьми. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.
Представленная социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.
- Подготовительный этап.
Задачи первого этапа:
- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;
- сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;
- обучение способам общения в группе – выработка правил;
- беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.
В процессе реализации первого этапа, проводится:
1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и тихого часа.
2. Графические методики « КАКТУС», «РИСУНОК СЕМЬИ»,
3. Беседа.
4. Анкетирование родителей
5.Анкетирование детей
6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.
7. Размещение социальной рекламы.
8. Размещение публикаций.
9. Выпуск брошюр.
10. Демонстрация худ.фильмов и мультфильмов.
11. Проведение консультаций о защите прав ребёнка.
12. Родительские собрания («Наши дети – в наших руках»).
13. Педагогические собрания. Семинары. («Девиантное поведение. Что это? Когда нужно начинать профилактику?»).
2. Основной этап.
Задачи основного этапа:
- профилактическая деятельность;
- снижение уровня конфликтности;
- снижение уровня агрессии и враждебности.
Основной этап при работе с детьми разделен на два вида занятий в начале недели и в конце, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива,снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.
С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:
1. Лекторий на тему «Девиантное поведение, что это?»
2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».
3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребёнок, почему он такой?»
4. Индивидуальные беседы и консультирование.
Для детей дополнительно в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:
1. Организация выставок («Что такое хорошо и что такое плохо?!», «Наши семейные, добрые дела»);
2. Посещение театрализованных представлений («Путешествие в страну вежливости», «Мир добрых дел», «Плохо или хорошо!?» и др.);
3. Организация выездных экскурсий, поездка в «Дом детского творчества»;
3. Завершающий этап.
Задачи этапа: проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.
В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия:
1. Повторное анкетирование родителей.
2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.
3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. Диагностика «Несуществующее животное»
4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.
5. Итоговое родительское собрание «Жестокое обращение с детьми» (собрание на данную тему проводилось в прошлом году в подготовительной группе и имело большой успех, поэтому в данную программу оно тоже было включено.
Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини - лекции, родительские собрания, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики.
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Родительские собрания
«Агрессия у дошкольников»
«Формы и методы преодоления агрессивного поведения у детей»
Индивидуальные беседы, консультации
Индивидуальная беседа: «Как незаметно прививается агрессия»
Консультация
«Влияние средств массовой информации на развитие ребенка»
Тренинги
Практические занятия с элементами тренинговых упражнений «Навыки эффективного общения» совместно с психологом
Круглый стол «Как взрослые провоцируют агрессивное поведение детей»
Наглядная агитация
Оформление тематического цикла
«Подвижные игры для снятия агрессивного поведения»
Оформление тематического цикла
Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного, а также враждебного поведения у детей дошкольного возраста
Цель - снизить проявления агрессивности и враждебности в поведении детей, научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм и правил.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
- формировать эмоциональное осознание своего поведения;
- обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;
- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Общие число занятий 21, один раз в неделю, продолжительность занятия 25-30 минут, количество детей в группе 6-7 человек.
Тема
Задачи
Содержание
1.
Знакомство
Создание атмосферы психологической безопасности сплочение группы.
1. Приветствие. Упражнение «Мое имя».
2. Упражнение «Я люблю».
3. Игра «Все – некоторые – только я».
4. Творческое задание «Живые имена».
5. Прощание.
Упражнение «Колокол».
2.
«Каждый привлекателен по своему».
Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.
1. Приветствие.
Упражнение «Запомни имя».
2. Беседа о том как можно показать другому, что он хороший.
3. Игра «Комплимент».
4. Игра «Газета».
5. Прощание.
Упражнение «Я тебе желаю».
3.
Я + Ты=Мы.
Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.
1.Приветствие. Упражнение «Я умею». 2. Игра «Молекула». 3. Рисование «Моя группа». 4. Беседа по рисункам. 5. Прощание. Упражнение «Пожелаю себе».
4.
«Волшебные средства понимания».
Знакомство с интонированием речи, мимикой, пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.
1. Приветствие. Упражнение «Импульс». 2. Игра «Руки». 3. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики. 4. Интонационные этюды. 5. Прощание. Упражнение «Спасибо за приятный день».
5.
«Настроение»
Описание своего настроения, обогащение опыта, самоконтроля. Осознание настроения другого.
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». 2. Игра «Лото – настроение». 3. Упражнение «Возьми себя в руки». 4. Игра «Я чувствую». 5. Прощание. Упражнение «Тепло».
6.
«Волшебная линия»
Обогащение опыта отреагирования гнева. Упражнение в регулировании эмоций.
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Рисование «Волшебная линия». 3. Игра «Нехочуха» 4. Игра – релаксация «Волшебный сон». 5. Прощание. Упражнение «Колокол».
7.
«Я – хороший, Я – плохой»
Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
1. Приветствие. Упражнение «Все мы здесь». 2. Игра «Наоборот». 3. Игра «Собаки бывают». 4. Беседа «Плюсы и минусы». 5. Прощание. Упражнение «Я тебе желаю».
8.
«Любимые сказки».
Развитие себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреогирование гнева.
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». 2. Игра «Назови героя». 3. «Сказка наоборот». 4. Игра «Маленькое приведение». 5. Прощание. Упражнение «Огонек горит».
9.
«Вместе веселее».
Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
1. Приветствие. Упражнение «Ласковое имя». 2. Игра «Бумажные развалы». 3. Игра «Найди пару». 4. Прощание. Упражнение «Импульс».
10.
«Хорошо и плохо».
Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Ослабление негативных эмоций.
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Игра «Зеркало». 3. Игра «Вежливые слова». 4. Игра «Гамак». 5. Прощание. Упражнение «Колокол».
11.
«Хорошо и плохо».
Развитие потребности в общении, взаимодействии.
1. Приветствие. Упражнение «Все мы здесь». 2. Сценка «Вместе и порознь». 3. Обсуждение сценки. 4. Игра – релаксация. 5. Прощание. Упражнение «Тепло».
12.
«Путешествие на остров Гум –Гам».
Помочь детям раскрепоститься двигательно и эмоционально, создать условия для проявления творческих способностей.
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Упражнение «Чудесный остров». 3. Упражнение «Танец дружбы». 4. Упражнение «Необычное приветствие». 5. Игра «Дракон кусает хвост» 6. Прощание. Упражнение «До свидания»
13.
«Зачем нужны правила?».
Учить детей осознано выполнять правила, и нести за это ответственность
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент». 2. Игра «Гляделки». 3. Беседа «Белкины вопросы». 4. Рисование «Наоборот». 5. Прощание. Упражнение «Ток».
14.
«Мир твой и мой».
Помочь детям почувствовать свою взаимосвязь с другими людьми. Снижение агрессии.
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». 2. Игра «Ругаемся овощами». 3. Игра «Слухи». 4. Упражнение «Кляксография». 5. Прощание. Упражнение «До свидание».
15.
«Волшебное озеро».
Помочь детям почувствовать, что они не одиноки в своих чувствах и переживаниях.
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент». 2. Игра «Скульптор и глина». 3. Рисование «Причина наших чувств». 4. Обсуждение рисунков. 5. Прощание. Упражнение «Ласковое море».
16.
«Мы все разные».
Показать детям наличие нескольких точек зрения на одну и ту же проблему. Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение.
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Игра «Что вы слышали». 3. Рисование «Домика из кубиков». 4. Упражнение «Театральная школа». 5. Прощание. Упражнение «Колокол».
17.
«Узнай себя».
Помочь детям оценивать свои поступки и поступки товарищей, снижение напряжения.
1. Приветствие. Упражнение «Передай движение». 2. Игра «Нехочуха». 3. Игра «Я умею». 4. Игра «Рвакля». 5. Прощание. Упражнение «Импульс».
18.
«Программа хороших новостей».
Снятие психомоторного напряжения, развитие коммуникативных навыков.
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». 2. Игра «Интервью». 3. Упражнение «Оркестр».
4. Упражнение «Аплодисменты». 5. Прощание. Упражнение «До свидание».
19.
«Давай никогда не ссорится».
Формирование у детей понятие о причинах возникновения ссоры, конфликтов, обучение детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях.
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент». 2. Этюд «Котята». 3. Упражнение «Мешочек с капризами». 4. Игра «Не поделили игрушки». 5. Прощание. Упражнение «Колокол».
20.
«Не хочу быть плохим».
Учить детей преодолевать отрицательные черты характера.
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Игра «Спать пора». 3. Игра «Капризуля». 4. Упражнение «Мешочек с капризами». 5. Прощание. Упражнение «Импульс».
21.
«Играем вместе».
Формировать положительной самооценке. Развитие коммуникативных навыков.
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент». 2. Игра «Несмеяна». 3. Игра «Лимонный сок». 4. Упражнение «Аплодисменты». 5. Прощание. Упражнение «Ласковое море».
Памятки, рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми
Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («ты злишься?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Воспитатель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»;
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.
- Добрые поступки: Сказка Альфреда Кеннера «Три медвежонка».
- Доброжелательность: Сказка братьев Гримм «Зведные таллеры».
- Дружба-враждебность: Стихотворение Алана Милна «Три пингвина».
- Обзывания: Сказка В.Щергина «Рифмы-обзывания».
- Наши чувства: Притча И.Фурманова «Ядовитая змея».
- Обида: Сказка «Как лисичка бычка обидела» Л. Фесюковой.
- Ссора: Сказка Л.Киселевой «Как иголка с ниткой поссорилась».
- Мое настроение: Сказка О.Пройслера «Неприятности».
- Жадность: Сказка «Два жадных медвежонка».
- Хвастовство: Сказка «Заяц –Хваста».
- Упрямство: Узбекская сказка «Упрямые козы».
- Сопереживание: Немецкая сказка «Кукушка».
- Наши мечты: Сказка «Цветик-семицветик».
Конфликтные отношения в семье со сверстниками
- Л.Киселева. «И так бывает»;
- Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;
- Немецкая сказка. «Кукушка»;
- Сказка «Волк и семеро козлят»;
- Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья. Дед и внуки»;
- К.Ушинский «Умей обождать»;
- О.Пройслер. Сказка «Неприятности»;
- Как поссорилась иголка с ниткой;
- В.Щергин. Рифмы-обзывания;
- Л.Киселева «Крошка Енот»;
- Л.Киселева «Мальчик-Огонек»;
- У.Дисней «Приключение маленького щенка»;
- Притча «Ядовитая змея» И.Фурманова.
- Сказка «Два жадных медвежонка»;
- О.Уальд «Мальчик-звезда»;
- Африканская сказка «Кто лучше»;
- Сказка «Лиса и кувшин»;
- Г.Андерсен «Ребячья болтовня»;
- Народные потешки «Нехотелка»;
- Басни Крылова «Лебедь, рак и щука»; «Стрекоза и муравей»; «Ворона и лисица»; «Лиса и виноград»;
- А.Толстой «Приключения Буратино»;
- Н. Носов «Фантазеры»;
- Л.Фесюкова Сказка «Как лисичка бычка обидела»
Игры и упражнения для снятия агрессивности
Упражнение «Брыкание»
Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения
Ход: дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар дети говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.
Упражнение «Кулачок»
Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
Ход: дети берут в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету. Ведущий просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.
Игра «Воробьиные драки»
Цель: снятие физической агрессии.
Ход: Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьев" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры ("лечат крылышки и лапки у доктора Айболита"). "Драки" начинаются и заканчиваются по сигналу ведущего.
Игра «Минута шалости»
Цель: психологическая разгрузка.
Ход: Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Пускать мыльные пузыри.
6. Устроить «бой» с боксерской грушей.
7. Полить цветы.
8. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
9. Пробежать несколько кругов вокруг детского сада
10. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
11. Отжаться от пола максимальное количество раз.
12. Сделать приседание
13. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
14. Стучать карандашом по парте.
15. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
16. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а за тем зачирикать его.
17. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Организация системы работы с детьми, имеющими признаки одаренности в МБДОУ «Теремок»
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. По этому мы особое внимание уделяем на выявление и развитие тех и...
Система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ
Раскрывается система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении....
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы, направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями....
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы,направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями...
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы,направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями...