Организация системы работы с детьми, имеющими признаки одаренности в МБДОУ «Теремок»
статья
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. По этому мы особое внимание уделяем на выявление и развитие тех или иных способностей наших воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация системы работы с детьми,
имеющими признаки одаренности в МБДОУ «Теремок»
Ст.воспитатель
Погорелова Т.В.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волновали педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней очень высок и в настоящее время. Это объясняется потребностью общества в неординарной творческой личности и регламентируется следующими нормативными документами:
- Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239)
- Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В программе «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого ребенка, а значит, залогом процветания нации.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.
В нашем детском саду встречались дети интеллектуальной и художественной направленности, которые опережали в развитии сверстников именно по этим направлениям.
Умственно одарённые дети обладают познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи, поэтому в учреждении организован математический кружок «Знайка». Через игры - головоломки, развивающие задачи мы развиваем у детей креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. На занятиях воспитываем находчивость, активизируем мыслительную деятельность. В результате кружковой работы воспитанники занимают призовые места в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Как правило, детей с умственной одаренностью очень мало. В последнее время больше детей с художественной одаренностью. Общая художественная одарённость обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, литературной. Этот вид одарённости можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребёнком.
Моя практика показывает, что талантливые дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. В работе с одарёнными детьми 4-5 лет особо хочу отметить эффективность использования театрализованных игр. Для этого мы проводим один раз в неделю театральный кружок в котором дети участвуют в постановках сказок. Атрибуты к сказкам и костюмы взрослые (педагоги и родители) изготавливают совместно с детьми. На занятиях театрального кружка развиваем у детей речь, память, малыши преодолевают страх публичного выступления. Дошкольники радуют своими выступлениями родителей и других детей, постоянно становятся победителями в муниципальных конкурсах театрального мастерства.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская музыкальная одаренность, которая в нашем учреждении занимает одно из ведущих мест.
В нашем саду имеются условия для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Создана предметно развивающая среда, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей:
- оборудован музыкальный зал с мультимедийной установкой;
- оформлены музыкальные уголки в каждой возрастной группе;
- собраны новинки методической литературы;
- собран дидактический материал.
Основная работа осуществляется музыкальным руководителем, но система индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада:
- Воспитатель наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать полученные знания, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т.п.).
- Логопед ведёт наблюдение и организует занятия для детей, нуждающихся в логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т.д. Так же на занятиях с детьми с нарушением речи музыкальный руководитель обязательно включает логоритмику, которая способствует развитию всех компонентов речи, слуховой функции, памяти, вниманию, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей.
- Хореограф проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми, развивает в детях пластику, музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательное) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для лучшего усвоения танцевальных движений, музыкальный руководитель снимает работу хореографа на видео и потом отрабатывает с детьми индивидуально.
В нашем Учреждении «одаренные дети» постоянно участвуют в конкурсах различного уровня и являются дипломантами. Дипломы и грамоты вручаются в торжественной обстановке на родительских собраниях и праздничных мероприятиях. Кроме того, педагоги, подготовившие ребенка – победителя тоже получают дипломы и сертификаты, которые могут положить в свое портфолио. И по традиции, на выпускном, по окончанию дошкольного образования родителям талантливых детей вручаются благодарственные письма, а детям грамоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".
На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...
Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
консультация для воспитателей логопедич. групп...
Программа работы с детьми с признаками одаренности
Программа работы с детьмис признаками одаренностив рамках реализации программы дополнительного образования МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»«Звездная тропинка»в группе общ...
Система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ
Раскрывается система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении....
Система работы с детьми, имеющими девиантное поведение.
Очень часто в своей практике стала встречать детей с девиантным поведением. Как скорректировать поведение ребёнка, подготовить его к предстоящим логопедическим занятиям?В данном материале описана сист...
Программа работы с детьми с признаками одаренности
Программа работы с детьми с признаками одаренности...