Организация системы работы с детьми, имеющими признаки одаренности в МБДОУ «Теремок»
статья

Погорелова Татьяна Владимировна

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. По этому мы особое внимание уделяем на выявление и развитие тех или иных способностей наших воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация системы работы с детьми,

имеющими признаки одаренности в МБДОУ «Теремок»

Ст.воспитатель

Погорелова Т.В.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волновали педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней очень высок и в настоящее время. Это объясняется потребностью общества в неординарной творческой личности и регламентируется следующими нормативными документами:

- ст.77 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.)

- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (Утверждены постановлением)

- Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239)

- Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 В программе «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого ребенка, а значит, залогом процветания нации.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

 Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

В нашем детском саду встречались дети интеллектуальной и художественной направленности, которые опережали в развитии сверстников именно по этим направлениям.

Умственно одарённые дети обладают познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи, поэтому в  учреждении организован математический кружок «Знайка».  Через игры - головоломки, развивающие задачи мы развиваем у детей креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. На занятиях  воспитываем находчивость, активизируем мыслительную деятельность. В результате кружковой работы воспитанники занимают призовые места в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Как правило, детей с умственной одаренностью очень мало. В последнее время больше детей с художественной одаренностью. Общая художественная одарённость обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, литературной. Этот вид одарённости можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребёнком.  

Моя практика показывает, что талантливые дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. В работе с одарёнными детьми 4-5 лет  особо хочу отметить эффективность использования театрализованных игр. Для этого мы проводим один раз в неделю театральный кружок в котором дети участвуют в постановках сказок. Атрибуты к сказкам и костюмы взрослые (педагоги и родители) изготавливают совместно с детьми. На занятиях театрального кружка развиваем у детей речь, память, малыши преодолевают страх публичного выступления.  Дошкольники радуют своими выступлениями родителей и других детей,  постоянно становятся победителями в муниципальных конкурсах театрального мастерства.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская музыкальная одаренность, которая в нашем учреждении занимает одно из ведущих мест.

В нашем саду имеются условия для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Создана предметно развивающая среда, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей:

- оборудован музыкальный зал с мультимедийной установкой;

- оформлены музыкальные уголки в каждой возрастной группе;

- собраны новинки методической литературы;

- собран  дидактический материал.

Основная работа осуществляется музыкальным руководителем, но система индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада:

- Воспитатель наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать полученные знания, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т.п.).

- Логопед ведёт наблюдение и организует занятия для детей, нуждающихся в логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т.д. Так же  на занятиях  с детьми с нарушением речи  музыкальный руководитель обязательно включает  логоритмику, которая способствует развитию всех компонентов речи, слуховой функции, памяти, вниманию, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей.

- Хореограф проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми, развивает в детях пластику, музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательное) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для лучшего усвоения танцевальных движений, музыкальный руководитель снимает работу хореографа на видео и потом отрабатывает с детьми индивидуально.

В нашем Учреждении «одаренные дети» постоянно участвуют в конкурсах различного уровня и являются дипломантами. Дипломы и грамоты вручаются в торжественной обстановке на родительских собраниях и праздничных мероприятиях. Кроме того, педагоги, подготовившие ребенка – победителя тоже получают дипломы и сертификаты, которые могут положить в свое портфолио. И по традиции, на выпускном, по окончанию дошкольного образования родителям талантливых детей вручаются благодарственные письма, а детям грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".

На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...

Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

консультация для воспитателей логопедич. групп...

Программа работы с детьми с признаками одаренности

Программа работы с детьмис признаками одаренностив рамках реализации программы дополнительного образования МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»«Звездная тропинка»в группе общ...

Система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ

Раскрывается система работы с детьми, имеющими статус ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении....

Система работы с детьми, имеющими девиантное поведение.

Очень часто в своей практике стала встречать детей с девиантным поведением. Как скорректировать поведение ребёнка, подготовить его к предстоящим логопедическим занятиям?В данном материале описана сист...

Программа работы с детьми с признаками одаренности

Программа работы с детьми с признаками одаренности...