Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ
статья
В настоящее время здоровье подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), имеющих речевые нарушения, не уменьшается, а неуклонно растет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_detmi_imeyushchimi_status_ovz.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ
В настоящее время здоровье подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), имеющих речевые нарушения, не уменьшается, а неуклонно растет.
Согласно Федеральному образовательному стандарту одной из приоритетных задач дошкольного образования является:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка (в т.ч. дети с ОВЗ);
- формирование общей культуры личности детей, в т.ч.ценностей здорового образа жизни;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Дети с нарушениями речи, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья. Для них характерны нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. У большинства детей имеющих основной диагноз тяжелые нарушения речи (далее – ТНР) имеются в анамнезе хронические заболевания, неврозы. Все это приводит к трудностям в общении и обучении данной категории детей.
Обучение и воспитание данной категории воспитанников проходит по адаптированной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Целью этой программы является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Здоровьесбережение – одна из основных педагогических технологий, используемых в работе с детьми ТНР.
Использование здоровьесберегающих технологий базируется на таких дидактических принципах, как: научность, системность, доступность, индивидуальность. Кроме того, здоровьесберегающие технологии, являясь качественной основой любой педагогической технологии, должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, сформулированным профессором Р.К. Смирновым:
- принцип «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящие вреда здоровью;
- принцип приоритета действенной заботы о здоровье – все используемые средства должны быть оценены с позиции влияния на психофизическое состояние участников образовательного процесса;
- принцип непрерывности и преемственности – работа ведется не от случая к случаю, а систематически, ежедневно;
- принцип субъект-субъектного взаимоотношения – ребенок является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах;
- принцип активности и сознательности участников образовательного процесса;
- принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- принцип комплексного, междисциплинарного подхода – единство в действиях всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса.
В рамках здоровьесберегающих технологий выделяется несколько направлений, работа по которым строится с учетом психофизических особенностей детей с речевой патологией (рис. 1).
В ДОУ создана система взаимодействия педагогов и родителей направленная на приобщение дошкольников к здоровому образу жизни:
- Медико-профилактическая (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация групп здоровья, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- Физкультурно-оздоровительная (утренняя гимнастика, гигиенические, закаливающие процедуры, прогулка, физкультурные и проведение спортивных мероприятий, подвижные игры т.д.);
- Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических значений и навыков).
Рис. 1. Картотека здоровьесберегающих технологий.
Физкультминутка | - смена вида деятельности, предупреждение утомляемости - снятие мышечного, мозгового и нервного напряжения - активизация кровообращения - повышение интереса детей к ходу занятия - создание положительного эмоционального фона |
Дыхательная гимнастика | - активизация мозгового кровообращения - насыщение организма кислородом - улучшение работы внутренних органов - тренировка дыхательного аппарата - профилактика заболеваний органов дыхания - повышение защитных сил организма - восстановление душевного равновесия - развитие речевого дыхания |
Пальчиковая гимнастика | - развитие мелкой моторики - осязательных ощущений координации движений пальцев и рук - развитие творческих способностей - решение проблем речевого развития |
Гимнастика для глаз | - снятие напряжения - предупреждение утомления - тренировка глазных мышц |
Психогимнастика | - нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами - коррекция отклонений в поведении или характере - развитие познавательных психических процессов |
Ритмопластика | - восполнение у детей «двигательного дефицита» - развитие двигательной активности детей - укрепление мышечного корсета - формирование эстетических понятий |
Игротерапия | - снятие у детей психоэмоционального напряжения, избавление от страхов и неуверенности в себе - проявление эмоций и фантазий |
Аромотерапия | - улучшение самочувствия и настроения детей - профилактика простудных заболеваний - решение проблем со сном |
Применение здоровьесберегающих технологий положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей, развивает их потенциал. Кроме того, защищает детский организм от перенапряжения и усталости. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе преемственность в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранении. И поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
"Наши веселые пальчики" - презентация из опыта работы...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.
Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьезберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.
Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьесберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация
Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ...