План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.
Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста, формирование свойств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и объема).
Задачи:
- развитие сенсорного внимания;
- развитие слухового внимания;
- развитие моторно-двигательного внимания;
- повышение познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbacheva_elena_gennadievna_psihokorrektsionnaya_programma.docx | 44.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания
в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный
(с опорой на учебное пособие А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» раздел 1, глава 2)
С введением ФГОС значительно изменились требования по отношению выпускников детского сада. Сейчас, необходимыми критериями к личности выпускников детских садов стали такие, как: умение находить новую информацию, концентрирование внимания, высокая активность при выполнении предложенных заданий, поиск решений трудных задач.
Вместе с тем, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выставляет условия по отношению к произвольности внимания детей дошкольного возраста, в плане возможностей вести деятельность, не отвлекаясь, слушать инструкции и вести самоконтроль.
Увеличение потока информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, выдвинули новые требование к системе образования в целом. Одним из непременных условий успешного обучения является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Часто дети страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко, образы восприятия отличаются ясностью.
Распределение внимания у старших дошкольников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.
Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста, формирование свойств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и объема).
Задачи:
- развитие сенсорного внимания;
- развитие слухового внимания;
- развитие моторно-двигательного внимания;
- повышение познавательного интереса.
Основные принципы составления психокоррекционной программы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
Для осуществления коррекционных воздействий на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания были необходимы условия создания и реализации определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Для общей модели коррекции - условия оптимального возрастного развития личности в целом, а также оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, месяца контроль и учет состояния ребенка.
Для типовой модели коррекции - направление на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий дошкольника.
Для ндивидуальной модели коррекции - включение в себя определения индивидуальной характеристики психического развития ребенка, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Коррекционно-развивающая программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Объем программы рассчитан на 20 занятий, продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут.
Форма работы: индивидуально-групповая.
Тематическое планирование программы развития и коррекции внимания старших дошкольников
в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи
и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный
№ занятия | № игры, упражнения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время проведения (мин) | Примечания |
1. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Игра «Что слышно?» | Развитие слухового внимания | Предметы, издающие знакомые детям звуки, ширма | 5 | № 2 | |
3. | Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 1 (лист9) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 9 на отдельные карточки № 3 | |
4. | Игра «Кто летает?» | Развитие моторо-двигательного внимания | Список названий предметов | 4 | Список приготовить заранее (№ 4) | |
5. | Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (любая карточка с листа 13) | 5 | Разрезать лист 13 на отдельные карточки См. № 5 | |
всего 20 мин | ||||||
2. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Игра «Слушай звуки» | Развития активного внимания | Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками | 3 | Необходимо чередовать звуки постепенно увеличивая темп (№ 6) | |
3. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания и переключения внимания | Карточка 1 (лист 18) каждому ребенку | 5 | Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7) | |
4. | Игра «Кто летает?» | Развитие моторо-двигательного внимания | Список названий предметов | 4 | Список приготовить заранее (№ 4) | |
5. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку | 5 | Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8) | |
всего 20 мин | ||||||
3. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие объема внимания, сенсорного внимания | Карточка 1 (лист 15) каждому ребенку | 2 | Лист 15 разрезать на карточки (№ 9) | |
3. | Игра «Узнай по голосу-1» | Развитие слухового внимания | Платок (повязка) для завязывания глаз | 5 | № 10 | |
4. | Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (любая карточка с листа 13) | 5 | Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5) | |
5. | Игра «По новым местам» | Развитие моторно-двигательного внимания | Круги диаметром 30-35 см (нарисованные на полу мелом или вырезанные из бумаги) | 5 | Можно проводить под музыкальное сопровождение № 11 | |
всего 20 мин | ||||||
4. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 2 (лист 20) и мозаика каждому ребенку | 5 | Разрезать лист 20 на отдельные карточки № 8 | |
3. | Игра «Совушка-сова» | Формирование внимание, воспитание выдержки | Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы | 5 | В начале игры роль совушки может исполнять взрослый (№ 12) | |
4. | «Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 2 (лист 9) каждому ребенку | 4 | Разрезать лист 9 на отдельные карточки (№ 3) | |
5. | Игра «По новым местам» | Развитие моторно-двигательного внимания | Круги диаметром 30-35 см | 3 | Можно проводить под музыкальное сопровождение № 11 | |
всего 20 мин | ||||||
5. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (любая карточка с листа 13) | 5 | Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5) | |
3. | Игра «Узнай по глоссу-2» | Развитие слухового внимания | Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз | 5 | Круг диаметром 3 м. № 13 | |
4. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Карточка 2 (лист 18) каждому ребенку | 5 | Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7) | |
5. | Игра «По новым местам» | Развитие моторно-двигательного внимания | Круги диаметром 30-35 см | 2 | Можно проводить под музыкальное сопровождение | |
всего 20 мин | ||||||
6. | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | См. варианты движений в № 14 |
2. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 2 (лист 20) | 5 | Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8) | |
3. | Игра «Совушка-сова» | Формирование внимание, воспитание выдержки | Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы | 5 | № 12 | |
4. | «Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 3 (лист 9) каждому ребенку | 4 | Лист 9 разрезать на карточки (№ 3) | |
5. | Задание «Найди все отличия» | Развитие произвольного внимания | Карточка каждому ребенку (лист 3) | 3 | № 7 | |
6. | Игра «Будь внимателен» | Стимулирование внимания, развитие скорости реакции | Магнитофон или проигрыватель | 5 | № 15 | |
всего 25 мин | ||||||
7. | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 14 |
2. | Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания, объема внимания | Карточка 4 (лист 10) каждому ребенку | 2 | Разрезать лист 10 на карточки № 3 | |
3. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 7 | |
4. | Игра «Совушка-сова» | Формирование внимание, воспитание выдержки | Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы | 5 | № 12 | |
5. | Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку | 5 | Разрезать лист 14 на карточки № 5 | |
6. | Игра «Четыре стихии» | Развитие внимания, координации слухового анализатора | 7 | № 16 | ||
всего 25 мин | ||||||
8. | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 4 | № 14 |
2. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания, распределения и переключения внимания | Карточка 4 (лист 19) для каждого ребенка | 3 | Лист 19 разрезать на карточки № 7 | |
3. | Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие мышления и объема внимания | Карточка 2 (лист 15) для каждого ребенка | 3 | Лист 15 разрезать на карточки См. № 9 | |
4. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 4 (лист 20) для каждого ребенка | 5 | Разрезать лист 20 на карточки № 8 | |
5. | Игра «Что слышно?» | Развитие слухового внимания | Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток и др.), ширма | 5 | № 2 | |
6. | Игра «Кого назвали, тот и лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | 5 | № 17 | |
всего 25 мин | ||||||
9. | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 4 | № 14 |
2. | Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 14 на карточки № 5 | |
3. | Игра «Слушай звуки» | Развития активного внимания | Музыкальный инструмент или аудиозапись | 5 | № 6 | |
4. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Карточка 1 (лист 16) каждому ребенку | 5 | Лист 16 разрезать на карточки (№ 7) | |
5. | Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания, объема внимания | Карточка 5 (лист 10) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 10 на карточки № 3 | |
6. | Игра «Кого назвали, тот и лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | 5 | № 17 | |
всего 25 мин | ||||||
10 | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 4 | № 14 |
2. | Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие мышления и объема внимания | Карточка 3 (лист 15) для каждого ребенка | 2 | Лист 15 разрезать на карточки (№ 9) | |
3. | Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания | Карточка 6 (лист 10) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 10 на карточки № 3 | |
4. | Игра «Узнай по глоссу-2» | Развитие слухового внимания | Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз | 5 | № 13 | |
5. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 1 (лист 21) для каждого ребенка | 5 | Разрезать лист 21 на карточки № 8 | |
6. | Игра «Кого назвали, тот и лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | 5 | № 17 | |
всего 25 мин | ||||||
11 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие мышления и объема внимания | Карточка 4 (лист 10) для каждого ребенка | 2 | Лист 10 разрезать на карточки (№ 9) | |
3. | Задание «Чей это дом?» | Развитие наблюдательности | Лист 22 каждому ребенку | 3 | № 20 | |
4. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 6 | № 21 | ||
5. | Нанизывание бусинок по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев | Образец (карточка 1 лист 23), бусинки каждому ребенку | 5 | № 22 | |
6. | Игра «Воробьи и вороны» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков) | 6 | № 19 | |
всего 25 мин | ||||||
12 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Задание «Смешанный лес» | Развитие наблюдательности, распределения внимания | Карточка 1 (лист 24) | 3 | Лист 24 разрезать № 23 | |
3. | Игра «Море волнуется» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Круг на полу или асфальте | 5 | № 24 | |
4. | Нанизывание бусинок по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев | Образец (карточка 2 лист 23), бусинки каждому ребенку | 5 | № 22 | |
5. | Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев | Карточки 1 и 2 (лист 25), бумага в клетку, карандаш | 5 | Лист 25 разрезать на карточки № 25 | |
6. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 4 | № 21 | ||
всего 25 мин | ||||||
13 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Выкладывание из палочек по образцу | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку | 5 | Разрезать лист 14 на карточки № 5 | |
3. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 5 | № 21 | ||
4. | Задание «Кто забил гол?» | Развитие наблюдательности | Карточка 2 (лист 27) каждому ребенку | 2 | № 26 | |
5. | Задание «Найди героев передачи» | Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания | Карточка 2 (лист 28) каждому ребенку | 4 | Лист 28 разрезать на карточки № 27 | |
6. | Игра «Воробьи и вороны» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков) | 6 | № 19 | |
всего 25 мин | ||||||
14 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Задание «Найди парные носочки» | Развитие распределения и объема внимания | Карточка 1 (лист 4) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 11 на карточки | |
3. | Упражнение «Витрина магазина» | Развитие объема внимания и наблюдательности | Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку | 2 | Лист 28 разрезать на карточки (№ 28) | |
4. | Игра «Море волнуется» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Круг на полу или асфальте | 6 | № 24 | |
5. | Нанизывание бусинок по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец (карточка 3 лист 23), бусинки каждому ребенку | 5 | № 22 | |
6. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 6 | № 21 | ||
всего 25 мин | ||||||
15 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Игра «Слушай звуки» | Развития активного внимания | Музыкальный инструмент или аудиозапись | 3 | № 6 | |
3. | Упражнение «Кого испугался охотник?» | Развитие объема и устойчивости внимания | Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку | 2 | Лист 28 разрезать на карточки (№ 29) | |
4. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 5 | № 21 | ||
5. | Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Карточки 3 и 4 (лист 25), бумага в клетку, карандаш | 5 | Лист 25 разрезать на карточки (№ 25) | |
6. | Игра «По новым местам» | Развитие моторно-двигательного внимания | Круги диаметром 30-35 см | 3 | № 11 | |
всего 25 мин | ||||||
16 | 1. | Игра «В магазине зеркал» | Развитие наблюдательности, внимания, памяти | 3 | № 29 | |
2. | Задание «Сравни, назови, сосчитай!» | Развитие наблюдательности | Лист 37 каждому ребенку | 3 | № 30 | |
3. | Игра «Кто знает, пусть дальше считает» | Развитие слухового внимания, мышления, закрепления умения считать | Мяч | 5 | № 31 | |
4. | Игра «Зеваки» | Развитие произвольного внимания | Бубен, проигрыватель или магнитофон | 5 | № 32 | |
5. | Игра «Танграм» | Закрепление представлений о геометрических фигурах | Образец и детали в натуральную величину каждому ребенку | 7 | № 33 | |
6. | Задание «Найди дорожку!» | Развитие произвольного внимания | Карточка 1 (лист 41) каждому ребенку | 2 | № 34 | |
всего 25 мин | ||||||
17 | 1. | Игра «В магазине зеркал» | Развитие наблюдательности, внимания, памяти | 3 | № 29 | |
2. | Задание «Корова Маня и ее хозяйка» | Развитие устойчивости внимания | Карточка 1 (лист 29) каждому ребенку | 2 | Лист 29 разрезать на карточки (№ 35) | |
3. | Игра «Строители» | Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания | Лист 40 каждому ребенку | 5 | № 36 | |
4. | Игра «Кто летает?» | Формирование внимания | Список названий предметов | 5 | № 4 | |
5. | Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Карточки 1 и 2 (лист 26), бумага в клетку, карандаш каждому ребенку | 5 | Лист 26 разрезать на карточки (№ 25) | |
6. | Игра «Найди игрушку» | Развитие устойчивости и объема внимания | Игрушки | 5 | № 37 | |
всего 25 мин | ||||||
18 | 1. | Игра «В магазине зеркал» | Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания | 3 | № 29 | |
2. | Задание «Найди двух одинаковых животных» | Развитие произвольного внимания | Карточка 1 и 2 (лист 42) каждому ребенку | 2 | Лист 42 разрезать на карточки (№ 38) | |
3. | Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Карточки 3,4,5 (лист 26) каждому ребенку | 5 | Лист 26 разрезать на карточки (№ 25) | |
4. | Задание «Что где лежит?» | Развитие произвольного внимания | Лист 39 каждому ребенку | 3 | № 39 | |
5. | Игра «Танграм» | Закрепление представлений о геометрических фигурах | Образец и детали в натуральную величину | 7 | № 33 | |
6. | Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур» | Развитие произвольного внимания, памяти, мышления | Любая карточка (лист 43) каждому ребенку | 5 | Лист 43 разрезать на карточки (№ 40) | |
всего 25 мин | ||||||
19 | 1. | Игра «В магазине зеркал» | Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания | 3 | № 29 | |
2. | Задание «Найди тень» | Развитие наблюдательности | Лист 35 каждому ребенку | 2 | № 41 | |
3. | Задание «Найди дорожку» | Развитие произвольного внимания | Карточка 2 (лист 41) каждому ребенку | 2 | № 34 | |
4. | Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания | Карточки 6,7,8 (лист 26) каждому ребенку | 5 | № 25 | |
5. | Игра «Разведчики» | Развитие моторно-слуховой памяти, координации движений | Стулья | 5 | № 42 | |
6. | Задание «Построй дорожку» | Развитие устойчивого внимания | Лист 45 каждому ребенку, фишки | 3 | № 43 | |
7. | Игра «Квартет» | Формирование внимания | 13 наборов разрезанных на 4 части открыток | 5 | № 44 | |
8. | Игра «Море волнуется» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Нарисованные на полу круги | 5 | № 24 | |
всего 30 мин | ||||||
20 | 1. | Игра «Слушай хлопки!» | Развитие произвольного внимания | 3 | № 45 | |
2. | Задание «Нарисуй круг и треугольник» | Тренировка распределения внимания | Два острых карандаша каждому ребенку | 2 | № 46 | |
3. | Игра «Танграм» | Закрепление представлений о геометрических фигурах | Образец и детали в натуральную величину | 5 | № 33 | |
4. | Задание «Сравни, назови, сосчитай!» | Развитие наблюдательности | Лист 30 каждому ребенку | 2 | № 30 | |
5. | Игра «Съедобное-несъедобное» | Формирование внимания | Мяч, мел | 7 | № 47 | |
6. | Задание «Найди тень» | Развитие наблюдательности | Лист 36 каждому ребенку | 3 | № 41 | |
7. | Задание «Корова Маня и ее хозяйка» | Развитие устойчивости внимания | Карточка 2 (лист 29) каждому ребенку | 2 | № 35 | |
8. | Задание «Быстрее нарисуй!» | Развитие умения переключать внимание | Лист 48 каждому ребенку | 3 | № 48 | |
9. | Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур» | Развитие произвольного внимания, памяти, мышления | Любая карточка (лист 43) каждому ребенку | 3 | 40 | |
всего 30 мин |
Целенаправленное воздействие на старшего дошкольника осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.
Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический.
2. Установочный.
3. Коррекционный.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. До зачисления ребенка в группу центра определяется уровень развития внимания и его соответствие возрастной норме. Проводится психодиагностическое обследование свойств внимания, по результатам которого составляется заключение. В заключении делается вывод о том, рекомендуется ли ребенку посещение коррекционно-развивающих занятий.
Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Успешности коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания способствуют: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды в и заинтересованность родителей.
Обязательным условием реализации коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный является специально созданная предметно-развивающая среда. Попадая в нее, дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем педагога-психолога, игрового терапевта упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно-развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формирует у детей веру в успех).
Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием) и педагогом-психологом, игровым терапевтом (как с равным партнером), дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников. Интересные игры и творческие задания не оставят равнодушным ни одного ребенка, на занятиях получит огромное количество ярких впечатлений и положительных эмоций!
Таким образом, в разработке коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» педагог-психолог должен ориентироваться на систему требований с учетом специфики комплексной работы с ребенком с привлечением к активному участию в программе коррекционных педагогов, дефектологов и родителей, содействуя самопониманию, самореализации и развитию уникальности человека.
Человек неповторим, уникален и заслуживает уважения. Каждый из нас – яркая и неповторимая личность!
Литература.
1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2002.
3. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1997.
Интернет-ресурсы:
https://центризюминка.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...
Коррекционно - развивающая программа для одарённых детей старшего дошкольного возраста
Рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных организациях, которые посещают дети, имеющие способности в различных сферах....
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...
Коррекционно-развивающее занятие с тревожными детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Я владею собой»
Занятие с тревожными детьми старшего дошкольного возраста...