Коррекционно - развивающая программа для одарённых детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных организациях, которые посещают дети, имеющие способности в различных сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_snyatiya_trevozhnosti.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413111, г. Энгельс, ул. Одесская, д.60, ИНН 6449019417, КПП 644901001
Коррекционно – развивающая программа с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста для снижения уровня тревожности.
Составил: педагог – психолог
Яковенко Г. А.
Энгельс 2017
Содержание коррекционно-развивающей программы, способствующей снижению тревожности, агрессивности, повышению самооценки одарённых детей.
Состав тренинговой группы: дети в возрасте 6-7 лет, количество 20 человек.
Время и частота проведения: один раз в неделю в течение 10 недель.
Проблемы: при высоком уровне познавательного и речевого развития дети имеют проблемы в эмоциональной и личностной сфере.
Задачи:
Стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств.
Сформировать умение точнее понимать и вербализировать свои чувства и эмоциональные состояния.
Сформировать и закрепить адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
Используемые техники и виды тренинговых упражнений: техники коррекции эмоциональной сферы, снижения психоэмоционального напряжения, техники коррекции межличностных отношений, нарушения и трудностей общения упражнения исследовательские, развивающие , формирующие , проективные и ролевые.
Комплексно – тематическое планирование
Занятие№ 1 «Здравствуй, это – я.»
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения, цели. | Время |
1 | Подготовительный | Включение детей в группу по результатам диагностического обследования, заключение договора с родителями . | Обеспечение пространства, технических средств. | За 10 минут до начала |
2. | Вводная часть | Знакомство с ведущим, с участниками. ( развивающее упражнение) | « Имена» Цель:коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений | 5 мин |
3. | Разминка | Игра на развитие слухового восприятия Формирующее упражнение. | « Угадай, кто позвал» цель: коррекция личностной сферы, коммуникативных навыков. -Где в жизни может пригодиться умение отгадывать голоса? | 5 мин |
4. | Основная часть | Игра с водящим Развивающее упражнение | « Жмурки» цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве, снятие тревожности. | 10 мин |
5. | Заключительный | Совместное рисование | «Дорисуй фигуры до своего портрета» цель: снижение агрессивности, развитие творческого потенциала, сплоченность группы Рефлексия -Когда мы играли, что вы чувствовали? | 15 миут |
Занятие№ 2 « Я среди других».
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: мяч, геометрическое лото | Обеспечение пространства, технических средств. | За 10 мин до начала |
2. | Вводная часть | Возобновление группы, введение правил: говорит только тот, у кого в руках мяч | «Комплимент» Цель:коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений | 5 мин |
3. | Разминка | Ответы на все вопросы ведущего с помощью жестов и мимики. | «Это Я! Это моё!» Цель: развитие лучшего понимания других, обучение элементам выразительных движений, снижение уровня тревожности. | 5 мин |
4. | Основная часть | Игра на развитие внимания, речевую активность, закрепление основного правила занятия | «Воздух – земля» Цель: развитие наглядно – образного мышления, переключаемости, умения классифицировать понятия. | 10 мин |
5. | Заключительный | Совместное конструирование из геометрического лото ( геометрические фигуры разного цвета, формы и размера) | « Город будущего» Цель: Закрепление сенсорно – моторных навыков, развитие креативного мышления, умение работать в группе Рефлексия -Когда мы играли, что вы чувствовали? | 15 мин |
Занятие№ 3 « Река времени» ( категория время)
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: мяч, песочные часы, секундомер, флажки красного и зелёного цвета. | Обеспечение пространства, технических средств | 10 мин до начала |
2. | Вводная часть | Упражнение на основе техники « Я начну, а ты продолжи…» | « Нельзя терять ни секунды, когда …» Цель : работа с внутренними ресурсами, развитие уверенности, прорабатывание проблемных ситуаций. | 5 мин |
3. | Разминка | Подвижные игры с флажками. | « Стой, беги» Цель: действие по сигналу, произвольность, снижение психомышечного напряжения. | 5 мин |
4. | Основная часть | Упражнение -повествование | « Один день из жизни Пети» Цель : повысить уровень осознания собственной значимости, умение классифицировать временные понятия ( части суток) | 8 мин |
5. | Заключительный | Рисование триады | «Я в прошлом, я – сейчас, я в будущем» Цель: снижение тревожности, Рефлексия-Когда мы рисовали, что вы чувствовали? | 17 мин |
Занятие№ 4 « В стране ветряных мельниц» ( ветер)
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: вертушка, шарик от пинпонга, картон, листы бумаги. | Обеспечение пространства, технических средств | 10 мин до начала |
2. | Вводная часть | Эксперимент у каждого из листа бумаги сделана машина и в руке лист плотного картона | « Бумажные гонки» Обсуждение – версии « Говорит тот у кого в руке вертушка» Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность | 5 мин |
3. | Разминка | Дидактическая игра, правило работы в занятии: говорит тот, у кого в руке вертушка, кто не назвал правильно – выбывает из игры. | « Четыре стихии» Цель: развивать умение классифицировать предметы и явления. Проживать проигрыш, умение слушать других. -Где в жизни нам пригодится это умение? | 5 мин |
4. | Основная часть | Игры в парах, по сигналу дети меняются партнёрами. | « Воздушный футбол», « Гонки», Цель: работа над дыханием , развитие коммуникативных навыков | 10 мин |
5. | Заключительный | Релаксация | « Китайские ветряные колокольчики» Рефлексия -Когда мы играли, что вы чувствовали? - Что нового узнали? | 10 минут |
Занятие№ 5 « Приключения шарика» (воздух)
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: воздушный шар, сода, лимонная кислота, вода в бутылке, шапки – маски: капля 4 штуки, лимон, клубника, воздушные пузырьки.
| Обеспечение пространства, технических средств | 10 минут до начала |
2. | Вводная часть | Показ эксперимента Сода + кислота + бутылка с водой ( на горлышке шарик) = | Обсуждение – версии « Говорит тот у кого в руке шарик» Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность | 5 мин |
3. | Разминка | Упражнение –игра дети в масках капель воды и другое . | « Броуновское движение» по сигналу образовать пару и рассказать что получилось. | 5 мин |
4. | Основная часть | Упражнение на прорабатывание ситуации гнева, возмущения, злости. | « Лопни шарик» Цель: приобретение навыков правильно выражать негативные эмоции. Где в жизни нам пригодится это умение? | 10 мин |
5. | Заключительный | Танцы под музыку и пускание мыльных пузырей | « Пузыри настроения» Цель: снижение тревожности, психомышечного напряжения. Рефлексия -Когда мы играли, что вы чувствовали? | 10 мин |
Занятие№ 6 « Радужные истории» ( свет)
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: фонарик, зеркало, понос с водой, гуашевые краски 4 цветов: красный, жёлтый, синий, белый. Палитра на каждого. Листы плотной бумаги А -4 | Обеспечение пространства, технических средств. | За 10 мин до начала |
2. | Вводная часть | Эксперимент с зеркалом и светом. Вода на подносе + зеркало на дне воды+ фонарик = радуга на стене. | Обсуждение – версии « Говорит тот у кого в руке фонарик» Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность | 5 мин |
3. | Разминка | Игра с солнечным зайчиком | « Я пускаю – ловишь –ты !» Цель: умение работать в парах, снижение агрессивности, произвольность. -Где в жизни нам пригодится это умение? | 5 мин |
4. | Основная часть | Арт - терапия | Смешивание красок на палитре, рисование « Радужное настроение» Цель: работа с внутренними ресурсами, снятие уровня тревожности. | 20 мин |
5. | Заключительный | Коллективная работа | Из индивидуальных работ составляется на общей поверхности коллективная работа, подбирается название Рефлексия -Когда мы рисовали, что вы чувствовали? - Что нового узнали? | 5 мин |
Занятие№ 7 « Фокусники» (вода)
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: пластиковые стаканы, соль, сахар, кофе, гуашь, пулевизаторы, белая ткань размером 1.40х 1.40. | Обеспечение пространства, технических средств | 10 мин до начала |
2. | Вводная часть | Эксперимент вода + соль = нет цвета Вода + гуашь = цветная вода | Обсуждение – версии « Говорит тот у кого на голове шапка факира» Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность | 5 мин |
3. | Разминка | Игра средней подвижности | « Художник и краски» Цель : действовать по правилам, снятие психомышечного напряжения. | 10 мин |
4. | Основная часть | Рисование пулевизаторами на ткани. | « Граффити» Цель: развитие творчества, возможности взаимодействия, снижение уровня агрессии, тревожности. Где в жизни нам пригодится это умение? | 20 мин |
5. | Заключительный | рефлексия | « Шляпа по кругу» Цель: развивать умение качественного выделения значимой для себя деятельности, отслеживать свои эмоции и чувства. -Когда мы были художниками, что вы чувствовали? | 10 Мин |
Занятие№ 8 « Свеча желаний» ( огонь)
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: светящаяся палочка, свечка, видео огня, звуковые файлы огня, | Обеспечение пространства, технических средств | |
2. | Вводная часть | Эксперимент. Свеча горит + банка сверху = свеча гаснет | Обсуждение – версии « Говорит тот у кого в руке светящаяся палочка» Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность | 5 мин |
3. | Разминка | Подвижная игра | « Огонь - лёд» Цель: развитие быстроты реакции, переключаемости умение соблюдать правила. Где в жизни нам пригодится это умение? | 5 мин |
4. | Основная часть | Прослушивание звукового файла, видео презентации . | «Викторина» 2 команды ( искорки и пожарники) Перечислить положительные и отрицательные воздействия. | 10 мин |
5. | Заключительный | Релаксация | « Свеча» ( текст адаптирован для дошкольников) Рефлексия. | 10 мин |
Занятие№ 9 « Песочные фантазии» (земля)
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: мяч, песок , вода, кинетический песок, мелкие изображения животных, людей деревьев. | Обеспечение пространства, технических средств | 10 мин до начала |
2. | Вводная часть | Эксперимент Песок обычный сухой + форма= ничего. Песок кинетический+ форма= фигура, | Обсуждение – версии « Говорит тот, у кого в руке мяч» Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность | 5 мин |
3. | Разминка | Дидактическая игра | « Чего не может быть без…» Цель: развитие умение логически завершать высказывание, резюмировать своё мнение, снижать тревожность, повышать самооценку. | 5 мин |
4. | Основная часть | Коллективное создание песочной империи | « Королевство мечты» Цель: снятие тревожности, агрессивности, умение создавать, обсуждать и развивать сюжет, проигрывать проблемные ситуации. | 15 минут |
5. | Заключительный | Рефлексия | « Говорит тот, у кого мяч.» | 5 мин. |
Занятие№ 10 итоговое « Планета»
№ | Название этапа | Содержание | Задания и упражнения | Время |
1 | Подготовительный | Подготовка оборудования: мяч, глобус, фотографии разных национальностей или видеоматериалы. | Обеспечение пространства, технических средств | |
2. | Вводная часть | Упражнение на коррекцию коммуникативных навыков | « Доброе слово» Цель: развитие доброжелательности, снятие барьеров в общении. | 5 мин |
3. | Разминка | Игра на словарный запас | « Кто где живёт?» По изображению назвать национальность, страну, климатическую зону. | 5 мин |
4. | Основная часть | « Путешествие с глобусом» | Дети по очереди раскручивают глобус и с закрытыми глазами указывают место, идёт спонтанное проигрывание ситуации, группа помогает. Цель: развитие креативного мышления, коммуникативных навыков. | 20 мин |
5. | Заключительный | Рефлексия « Мяч по кругу» | Цель: развивать умение качественного выделения значимой для себя деятельности, отслеживать свои эмоции и чувства. |
Необходимо отметить, что на протяжении реализации программы с детьми постепенно выстраивались взаимоотношения взаимного доверия, принятия себя и других. Занятия проходят с использованием игровых упражнений, разных видов работ: индивидуальной, парной, коллективной в спокойной доброжелательной атмосфере. В целом программа способствует повышению самооценки, снижению тревожности и агрессивности.
Список использованной литературы
- Акименко А. К. Социально-психологический тренинг в образовании: учебно – методическое пособие / А. К. Акименко. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015 – 91 с.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Авт. коллектив: Богоявленская Д.Б. (отв. ред.), Шадриков В.Д. (науч. ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95 с.
- Богоявленская Д. Б. Метод диагностики творческих способностей и одаренности «Креативное поле»– Москва: Школьная книга, 2010. - 320 с.
- Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольников: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2014. – 144с.
- Даль В.И., Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001, - 992с.
- Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – 368 с.: ил.
- Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / Под редакцией О.В. Дыбиной. - 2-е изд., испр. – М: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребёнок в мире поиска)
- Дьяченко О. М. Одаренный ребенок / Под. ред. О.М. Дьяченко. – М: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140 с.
- Егупова В. А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с.
- Ежова Н. Н. Краткий справочник практического психолога / Н. Н. Ежова. - – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 318 с. : ил. – ( Психологический практикум)
- Загвязинский В. И Педагогика : учебник для высш. проф образования / В. И. Загвязинский , И. Н. Емельянова ; под редакцией В. И. Загвязинского. – М.: издательский центр « Академия» 2011. – 352 с. – 9 сер. Бакалавриат)
- Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. дорогою добра. Занятия по социально – коммуникативному развитию.- М.:ТЦ Сфера, 2016. – 320 с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. – 144 с.
- Лейтес Н.С. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Доклад.- Москва.- 2003.- С. 3
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с.
- Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности : [Учеб. пособие для вузов] / А.А. Лосева. - М. : Акад. проект : Трикста, 2004. - 174 с.: ил.;20. - (Руководство практического психолога и социального педагога / Науч.-внедренч. лаб. психопедагогики образования
- Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я». – М., 2006. – 144 с.
- Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2011. 22. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2009. - 224 c.– 160 c.
- Ридецкая О.Г. ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ: Учебно-
практическое пособие – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.
- Савенков А. И. . Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2004.- 272с.
- Субботина Е. А. Мой ребёнок - уникальный, или гениями становятся! – Ростов/Д6 Феникс, 2015. – 190 с.
- Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982,- 136c.
- Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 c.
- Новичкова В. Б. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / Под ред. В.Б. Новичкова. - М., 2002.
- Эксакусто Т. В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития / Т. В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 254 с.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
- Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001. – 131 с.
- Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции - Н. Новгород: НГЦ, 2001.
- Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы // Известия ДГПУ, №3, 2010. – С. 38-42.
- Юркевич В.С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми //Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ
- Боева Е.Л., Кондратенко О.И. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей (Методические рекомендации для педагогов). Старый Оскол, 2011 // http://klex.ru/e16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"
Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"
Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность слухового, сенсорного ...
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".
Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...