КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
- обеспечить успешную социализацию каждого ребенка в детском коллективе.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей, доверительного общения с другими; - формированию у детей интереса друг к другу, способствовать запоминанию имен, внешности других детей (в новом коллективе);
- создать комфортную психологическую атмосферу, обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;
- развивать коммуникационные умения детей; - воспитывать доброжелательные отношения к другим детям, положительное отношение к дружбе; - способствовать развитию музыкальности детей.
Актуальность проблемы. В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс сложный и требует от педагога немалых профессиональных усилий и эмоциональных затрат. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Положительное формирование социально-личностных качеств во многом зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор
формирования личности, один из главных видов деятельности человека,
устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других
людей.
Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется
посредством различных методов и приемов. Одним из таких приемов
являются коммуникативные танцы и игры.
Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в
современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся
множеством негативных явлений. Для социального развития детей,
несомненно, необходимо использовать игру.
Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она
является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость
общаться со сверстниками или взрослыми.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ
самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в
позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг
друга.
Значение коммуникативных игр:
Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в
жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с
людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных
целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей
играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического
развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной
позиции.
Музыка тесно связана с моторно - мышечными и интонационно –речевыми
ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно,
музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на
развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой
потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между
детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.
Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью,
движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями,
основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в
межличностные отношения, создание условий для свободного и
естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих
играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме,
эмоциональном настрое.
Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных
движений, включающих элементы невербального общения и импровизации,
направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и
группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной
хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому
ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.
Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют
повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в
детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на
жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей
друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные
эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более
способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем
самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
В этих танцах развивается динамическая сторона общения- легкость
вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также
развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности
и выразительности невербальных средств общения. Компоненты
коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание,
кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным
элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много
раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или
повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства
формы: различные части иллюстрируют различное движение.
Взаимодействие с другими детьми помогают ребенку ориентироваться в
пространстве и выстраивать интересные геометрические образования:
движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу»,
квадраты, «змейки».
В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться
понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности
вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Формируется
динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт,
инициативность, готовность к общению, развитие эмпатии и сочувствия к
партнеру. Коммуникативные танцы и игры способствуют развитию
эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит
накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий,
возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к
тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и
качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и
правильно оценивать личность в целом.
На занятиях и вне занятий необходимо создать условия для художественного
освоения ребенком окружающей действительности. Ребенок самостоятельно
делает выбор в выполнении задания, использование соответствующих
выразительно-изобразительных средств для воплощения образов, но
одновременно соподчиняет свои желания законам “игрового сообщества”.
В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, этюдах
дети, проявляя свое собственное, личное отношение к окружающим,
превращаются в различных героев, которые могут находиться в различных
настроениях, эмоциональных состояниях. Предлагаются ситуации, выход из
которых должны найти сами дети, широко используются приемы
фантазирования.
Танцы с участием родителей.
Чтобы родители не были пассивными слушателями и гостями на праздниках и досугах, привлекаем их к исполнению общих танцев с детьми. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс при участии в танце-игре.
Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка
возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых,
помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов
человеческого общения. Умение любить и принимать себя, доброжелательно
относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка,
дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества,
полнее реализоваться как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство в социально-личностного развития.
Игра как средство в социально-личностного развития....
Народная сказка как средство формирования социально-личностных ценностей у одаренных детей.
Чем большее количество сказок знает ребенок, тем больше у педагогов возможностей для формирования социально-личностных качеств у детей.Педагогический процесс может быть построен на системе народных ск...
Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...
«В гостях у Дружбы» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА.
Проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их обще...
Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»
Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...
"Спортивные игры как средство развития основных физических качеств дошкольников. Игры с элементами волейбола"
Открытое занятие по физкультуре....
Статья «Коммуникативные танцы и игры, как средство формирования социально-личностных качеств дошкольников»
Коммуникативные танцы-игры, очень хороший способ для совместной деятельности детей и родителей!...