Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"
проект на тему
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, народные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области Региональная система повышения квалификации РКЦ-ММЦ ГАОУ СПО МО «ГПК»
Практико-значимый проект
Тема: «Формирование социально-личностных навыков у дошкольников через народные игры».
по курсу кафедрального учебного модуля «Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста»
Выполнила: слушатель КПК
Кулеба Анастасия Анатольевна,
воспитатель МДОУ «Василёк»,
Серпуховского района.
Научный руководитель проекта
к.п.н. Крылова О.Ю.
Серпухов, 2013г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
- Основная часть. Теоретическое обоснование формирования социально-личностных навыков у дошкольников через народные игры.
- Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
- ………………………………………………………………………………
2. Практическая часть
2.1. Цель, задачи, объект, предмет
2.2. Этапы, направления проекта
2.3. Содержательная часть проекта
Заключение
Список литературы
Приложение
Презентация
2
Введение
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, народные игры.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.
Концептуальные основы:
А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
4
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Возраст 5-6 лет часто называют “периодом первого вытяжения”, когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Рост ребенка в этом возрасте составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела 17,0-18,0 кг. К 6 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
На 6 году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процесс: возбуждение и особенно торможение. В данный период легче формируются все виды условного торможения, что способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают “как надо” и воздерживаются от недозволенного. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу.
Возраст 5-6 лет- последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов - внимание, памяти, восприятия и др.- и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и самосознании, и в самооценке.
Важное изменение происходит и в сфере отношений со сверстниками - сверстник постепенно приобретает по- настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый.
На 6 году жизни разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Общее интеллектуальное и личностное развитие позволяет детям самостоятельно, без помощи взрослых налаживать и осуществлять совместную игру. У детей появляется интерес к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и детей малозаметных, не представляющих интереса для остальных. Дети 5-6 лет могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение придерживаясь роли.
Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу 6-7. Начинает формироваться произвольная память. Продолжает развиваться образное мышление. Совершенствуется способность к обобщению, что является основной словесно-логического мышления.
Возраст 5-6 лет характеризуется расцветом фантазии, особенно ярко это проявляется в игре, где ребенок действует очень увлеченно. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе звуковая ее сторона. Развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика. Соответственно развивается и связная речь - дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
6
Актуальность
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
В настоящие время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.
Детский сад решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдаёт предпочтение русским народным играм.
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «От рождения до школы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Проект ориентирован на четыре возрастные ступени дошкольного возраста:
младший возраст - от 3-4 лет;
средний возраст – от 4-5 лет;
старший возраст – от 5-6 лет;
подготовительную к школе группу от 6 - 7 лет.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Вид проекта: долгосрочный, творческий.
Участники проекта: дети, педагоги и родители.
Время реализации проекта: сентябрь 2013 года – май 2014 года.
7
Цель:
Создание условий для формирования у детей социально-личностных навыков через народные игры.
Объект:
Социально-личностные навыки.
Предмет:
Процесс формирования социально-личностных навыков через народные игры.
Задачи:
- Создать систему работы по развитию у детей социально-личностных навыков через русские народные игры;
- Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре , народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм;
- Использовать все виды фольклора (потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, сказки), так как фольклор является богатейшим источника познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми;
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями;
-Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечить успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
8
Этапы проекта:
1.Организационный(сентябрь)Цель:создание оптимальных условий для формирования социально-личностных навыков через народные игры.
- Изучение и подбор методической литературы по теме проекта;
- Организация предметно-пространственной среды (картотека русских народных хороводных и подвижных игр, создание центра народного декоративно-прикладного искусства, спортивный центр, центр художественной литературы);
- Разработка комплексно-тематического планирования по проекту.
2.Основной(октябрь-апрель)Цель:проведение педагогической работы по формированию социально-личностных навыков в народных играх.
- НОД (подвижные, спортивные игры и упражнения на занятиях физической культуры; пение, танцы, хороводы, игры с пением, инсценировки в музыкально-художественной деятельности; чтение произведений по народной культуре и русских народных сказок);
- Режимные моменты (беседы, наблюдения, игры с использованием фольклора, игры-аттракционы, игры-забавы, игры-драматизации);
- Самостоятельная деятельность (индивидуальные игры и игры со сверстниками, настольно-печатные игры, раскрашивание раскрасок);
- Взаимодействие с родителями (анкетирование, консультации, родительское собрание, папки-передвижки: «Домашняя игротека» и «Фольклорные игры», изготовление атрибутов для игр, материалы по народному календарю и народным праздникам.
3.Итоговый(апрель-май)Цель: анализ проводимой работы, ее результативность, определить перспективность выбранного направления.- Проведение спортивного развлечения «Ярмарка народных подвижных игр» с участием детей, педагогов, родителей.
- Мониторинг по определению результативности интегративных качеств у дошкольников.
Модель интегрированного взаимодействия ребенка в процессе формирования социально-личностных навыков через народные игры
Ребенок взаимодействует:
- Родители
- Сверстники
- Педагоги
- Специалисты
- Социум
Модель интегративных образовательных областей
Образовательная область «Социализация» интегрирует с образовательными областями:
- «Физическая культура»
- «Здоровье»
- «Музыка»
- «Художественное творчество»
- «Коммуникация»
- «Чтение художественной литературы»
- «Безопасность»
10
Работа с детьми
Основной формой работы с детьми остается непосредственно-образовательная деятельность, которая проводится как фронтально, так и подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды НОД.
- НОД: подвижные, спортивные игры и упражнения на занятиях физической культуры; пение, танцы, хороводы, игры с пением, инсценировки в музыкально-художественной деятельности; чтение произведений по народной культуре и русских народных сказок.
- Режимные моменты: беседы, наблюдения, игры с использованием фольклора, игры-аттракционы, игры-забавы, игры-драматизации.
- Самостоятельная деятельность: индивидуальные игры и игры со сверстниками, настольно-печатные игры, раскрашивание раскрасок.
Взаимодействие с педагогами:
- выступление на педсовете
- консультации для педагогов
- деловая игра
- взаимопосещение НОД педагогами
- круглый стол
- участие на праздниках
Взаимодействие с родителями:
- анкетирование
- индивидуальные и групповые консультации
- родительские собрания
- рекомендации от специалистов
- конкурс изготовления атрибутов для игр
- выставка работ по народному творчеству
- участие на праздниках
11
Интегративные качества ребенка
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
Любознательный, активный;
Эмоционально отзывчивый;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
12
Результатами проведенной работы являются:
- Использование детьми в речи потешек, считалок, загадок.
- Умеют играть русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Знание сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Активное участие детей в русских народных праздниках.
- Знание истории русского народного костюма.
- Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Единение детей, родителей, педагогов в совместной творческой деятельности.
Практическая значимость
Данный проект направлен на формирование социально-личностных навыков у дошкольников через приобщение к истокам национальной культуры посредством русских народных игр.
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.
Реализация проекта поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения и навыки адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознатьсамоценность собственной личности и других людей.
Проект может быть использован в работе педагогов в ДОУ:
- в НОД
- в совместной деятельности педагога и детей
- в интегрированных занятиях с включением физической культуры, в музыкально-художественной и изобразительной деятельности, чтении художественной литературы.
Выводы
Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.
Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Поэтому народная игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.
Народную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Для народных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
Игры активизируют дыхание, обменные процессы, совершенствуют движения, формируют физические качества, учат действовать в соответствии с правилами, в коллективе, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулируют переход детского организма к более высокой степени социального развития.
14
Список литературы
1. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры (Текст) О.Л.Князева, М.Д.Маханева, – С-Пб., 2004
2. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Текст) М.Ф. Литвинова, - М., 2003
3. Тимошкина, Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (Текст) Н.А.Тимошкина, – М.,2008
4. Куприна, Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством (Текст) Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, – С-Пб., 2004
5. Пугачева,Н.В., Есаулова,Н.А., Потапова,Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста (Текст) Н.В.Пугачева, Н.А.Есаулова, Н.Н.Потапова, – М., 2005
6. Касаткина, Е.И., Народные игры в детском саду (Текст) Е.И.Касаткина, – Вол. 2001
7. Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В., Народные праздники в детском саду (Текст) М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова, – М., 2010
8. Николаева, С.Р., Катышева, И.Б., Комбарова, Г.Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту (Текст) С.Р.Николаева, И.Б.Катышева, Г.Н.Комбарова, - С-Пб., 2004
9. Веракса,Н.Е., Комарова,Т.С., Васильева,М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Текст) под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., 2010
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»
Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР....
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современные ИКТ оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменился и характер его основной деятельности – игры, и...
Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»
laquo;Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры» «Игра – это огромное светлое окно...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
информационный материал для воспителей...