Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"
проект на тему

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, народные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области                                      Региональная система повышения квалификации            РКЦ-ММЦ                                                                                ГАОУ СПО МО «ГПК»

Практико-значимый проект

Тема: «Формирование социально-личностных навыков у дошкольников  через народные игры».

по курсу кафедрального учебного модуля «Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста»

Выполнила: слушатель КПК

Кулеба Анастасия Анатольевна,

                                                 воспитатель МДОУ «Василёк»,

                                    Серпуховского района.

                                                   Научный руководитель проекта

к.п.н. Крылова О.Ю.

 Серпухов, 2013г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

  1. Основная часть. Теоретическое обоснование формирования социально-личностных навыков у дошкольников через народные игры.
  1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
  2. ………………………………………………………………………………

    2.    Практическая часть

2.1.    Цель, задачи, объект, предмет

2.2.    Этапы, направления проекта

2.3.    Содержательная часть проекта

Заключение

Список литературы

Приложение

Презентация

2

Введение

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, народные игры.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу  для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

 Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

 Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Концептуальные основы:

А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

                                                                                                                                   4                                                                  

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Возраст 5-6 лет часто называют “периодом первого вытяжения”, когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Рост ребенка в этом возрасте составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела 17,0-18,0 кг. К 6 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

 На 6 году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процесс: возбуждение и особенно торможение. В данный период легче формируются все виды условного торможения, что способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают “как надо” и воздерживаются от недозволенного. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу.

 Возраст 5-6 лет- последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов - внимание, памяти, восприятия и др.- и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и самосознании, и в самооценке.

 Важное изменение происходит и в сфере отношений со сверстниками - сверстник постепенно приобретает по- настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый.

На 6 году жизни разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Общее интеллектуальное и  личностное развитие позволяет детям самостоятельно, без помощи взрослых налаживать и осуществлять совместную игру. У детей появляется интерес к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и детей малозаметных, не представляющих интереса для остальных. Дети 5-6 лет могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение придерживаясь роли.

 Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу 6-7. Начинает формироваться произвольная память. Продолжает развиваться образное мышление. Совершенствуется способность к обобщению, что является основной словесно-логического  мышления.

Возраст 5-6 лет характеризуется расцветом фантазии, особенно ярко это проявляется в игре, где ребенок действует очень увлеченно. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе звуковая ее сторона. Развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика. Соответственно развивается и связная речь - дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали.

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

                                                                                                              6

Актуальность

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным  вхождением в социальный мир, формированием  у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

В настоящие время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.

Детский сад решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдаёт предпочтение русским народным играм.  

Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «От рождения до школы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Проект ориентирован на четыре возрастные ступени дошкольного возраста:

 младший возраст - от 3-4 лет;

 средний возраст – от 4-5 лет;

 старший возраст – от 5-6 лет;

 подготовительную к школе группу от 6 - 7 лет.

Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Вид проекта: долгосрочный, творческий.

Участники проекта: дети, педагоги и родители.

Время реализации проекта: сентябрь 2013 года – май 2014 года.

                                                                                                                                   7

Цель:

Создание условий для  формирования у детей социально-личностных навыков через народные игры.

Объект:

Социально-личностные навыки.

Предмет:

Процесс формирования социально-личностных навыков через народные игры.

Задачи:

- Создать систему работы по развитию у детей социально-личностных навыков через русские народные игры;

- Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре , народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм;

- Использовать все виды фольклора (потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, сказки), так как фольклор является богатейшим источника познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми;

- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями;

-Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечить успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

                                                                                                                                   8

Этапы проекта:

1.Организационный(сентябрь)Цель:создание оптимальных условий для формирования социально-личностных навыков через народные игры.

- Изучение и подбор методической литературы по теме проекта;

- Организация предметно-пространственной среды  (картотека русских народных хороводных и  подвижных игр, создание центра народного декоративно-прикладного искусства, спортивный центр, центр художественной литературы);

- Разработка комплексно-тематического планирования по проекту.

2.Основной(октябрь-апрель)Цель:проведение педагогической работы  по формированию социально-личностных навыков в народных играх.

- НОД  (подвижные, спортивные игры и упражнения на занятиях физической культуры; пение, танцы, хороводы, игры с пением, инсценировки в музыкально-художественной деятельности; чтение произведений по народной культуре и русских народных сказок);

- Режимные моменты  (беседы, наблюдения, игры с использованием фольклора, игры-аттракционы, игры-забавы, игры-драматизации);

- Самостоятельная деятельность  (индивидуальные игры и игры со сверстниками,  настольно-печатные игры, раскрашивание раскрасок);

- Взаимодействие с родителями  (анкетирование, консультации, родительское собрание, папки-передвижки: «Домашняя игротека» и  «Фольклорные игры», изготовление атрибутов для игр, материалы по народному календарю и народным праздникам.

3.Итоговый(апрель-май)Цель: анализ проводимой работы, ее результативность, определить перспективность выбранного направления.- Проведение спортивного развлечения «Ярмарка народных подвижных игр» с участием детей, педагогов, родителей.

- Мониторинг по определению результативности интегративных качеств у дошкольников.

Модель интегрированного взаимодействия ребенка в процессе формирования социально-личностных навыков через народные игры

Ребенок взаимодействует:

  • Родители
  • Сверстники
  • Педагоги
  • Специалисты
  • Социум

Модель интегративных образовательных областей

Образовательная область «Социализация» интегрирует с образовательными областями:

  • «Физическая культура»
  • «Здоровье»
  • «Музыка»
  • «Художественное творчество»
  •  «Коммуникация»
  • «Чтение художественной литературы»
  • «Безопасность»

                                                                                                                                 10

Работа с детьми

Основной формой работы с детьми остается непосредственно-образовательная деятельность, которая проводится как фронтально, так и подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды НОД.

- НОД: подвижные, спортивные игры и упражнения на занятиях физической культуры; пение, танцы, хороводы, игры с пением, инсценировки в музыкально-художественной деятельности; чтение произведений по народной культуре и русских народных сказок.

- Режимные моменты: беседы, наблюдения, игры с использованием фольклора, игры-аттракционы, игры-забавы, игры-драматизации.

- Самостоятельная деятельность:  индивидуальные игры и  игры со сверстниками,   настольно-печатные игры, раскрашивание раскрасок.

Взаимодействие с педагогами:

  • выступление на педсовете
  • консультации для педагогов
  • деловая игра
  • взаимопосещение НОД педагогами
  • круглый стол
  • участие на праздниках

Взаимодействие с родителями:

  • анкетирование
  • индивидуальные и групповые консультации
  • родительские собрания
  • рекомендации от специалистов
  • конкурс изготовления атрибутов для игр
  • выставка работ по народному творчеству
  • участие на праздниках

                                                                                                                                 11

Интегративные качества ребенка

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

Любознательный, активный;

Эмоционально отзывчивый;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

Овладевший необходимыми умениями и навыками.  

                                                                                                                                 12

Результатами проведенной работы являются:

 - Использование детьми в речи потешек, считалок, загадок.

- Умеют играть русские народные подвижные игры, используя считалки.

- Знание сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- Активное участие детей в русских народных праздниках.

- Знание истории русского народного костюма.

- Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

- Единение детей, родителей, педагогов в совместной творческой деятельности.

Практическая значимость

Данный проект направлен на формирование социально-личностных навыков у дошкольников через приобщение к истокам национальной культуры посредством русских народных игр.

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они  совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.

Реализация проекта поможет детям в сложном процессе  вхождения в мир людей, позволит развить умения и навыки адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознатьсамоценность собственной личности и других людей.

Проект может быть использован в работе педагогов в ДОУ:

- в НОД

- в совместной деятельности педагога и детей

- в интегрированных занятиях с включением физической культуры, в музыкально-художественной  и изобразительной деятельности, чтении художественной литературы.  

Выводы

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.

Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Поэтому народная игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

Народную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Для народных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

Игры  активизируют дыхание, обменные процессы, совершенствуют движения, формируют физические качества, учат действовать в соответствии с правилами, в коллективе, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулируют переход детского организма к более высокой степени социального  развития.

                                                                                                                                 14

Список литературы

1. Князева, О.Л., Маханева, М.Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры (Текст) О.Л.Князева, М.Д.Маханева, – С-Пб., 2004

2. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Текст) М.Ф. Литвинова, - М., 2003

3. Тимошкина, Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (Текст)  Н.А.Тимошкина, – М.,2008

4. Куприна, Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством (Текст) Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, – С-Пб., 2004

5. Пугачева,Н.В., Есаулова,Н.А., Потапова,Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста (Текст) Н.В.Пугачева, Н.А.Есаулова, Н.Н.Потапова, – М., 2005

6. Касаткина, Е.И., Народные игры в детском саду  (Текст) Е.И.Касаткина, – Вол. 2001

7. Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В., Народные праздники в детском саду (Текст) М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова, – М., 2010

8. Николаева, С.Р., Катышева, И.Б., Комбарова, Г.Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту (Текст) С.Р.Николаева, И.Б.Катышева, Г.Н.Комбарова, - С-Пб., 2004

9. Веракса,Н.Е., Комарова,Т.С., Васильева,М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  (Текст) под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., 2010    

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»

Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования  навыков связной описательной речи у  старших дошкольников с ОНР....

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

     Современные ИКТ оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменился и характер его основной деятельности – игры, и...

Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»

laquo;Развитие   социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры»  «Игра – это огромное светлое окно...