«В гостях у Дружбы» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА.
статья (подготовительная группа) на тему
Проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное образование «Березовский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Рябинушка»
ХМАО Тюменская область, Берёзовский р-н пгт. Игрим, ул. Дружба, 13, тел/факс: (34674) 3-10-65, E-mail: nmicova@ya.ru |
ММЦ
Л.О. Виноградовой
«В гостях у Дружбы»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ ЛЕОНТЬЕВОЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА).
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие. Поэтому проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
Для формирования у детей положительного отношения ко всем людям, развития социального чувства, взаимопомощи я вначале использовала традиционные подходы: чтение художественной литературы, беседа о прочитанном; дидактические игры кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений; игры-беседы детей с персонажами сказок; групповые традиции; игры-драматизации. Я считала, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, "что такое хорошо и что такое плохо", а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.
Я пришла к выводу, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства, формировать чувство общности, желание видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу я взяла методики морального воспитания С.Г.Якобсон, которые систематизировала и адаптировала для детей своей группы. Составила перспективный план совместной деятельности с детьми, где учтены современные и традиционные методики. В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием: создание игрового или сказочного персонажа, который принимает самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка, заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции персонажей, не разработана методика их использования.
С.Г.Якобсон предложил ввести в группу один персонаж и возложить на него моральные функции. Так у нас в группе появился домовёнок Кузя. Какова цель прихода персонажа (Кузи)? Важнейшей составляющей морального поведения является способность увидеть свои недостатки, осознать свои ошибки. Это способность наедине с собой сказать себе: "Я поступил плохо", "Я должен был поступить иначе" и т.п. Первым шагом в данном направлении является рассказ другим о тех поступках, которые ребенок считает неправильным. Но говорить о своих ошибках малоприятно, поэтому люди не любят признавать их. Поэтому нужно максимально избавить детей от неприятных переживаний, связанных с подобными признаниями. Такие признания должны делаться ребенком в интимной обстановке, одному – единственному человеку Кому же ребенок может рассказать о своем поступке? Тому, кто не разболтает и не изменит своего доброго отношения. Для ребенка это крайне необходимо.
Однако не все родители обладают достаточным тактом и чуткостью, чтобы выполнить эти требования. Еще сложнее обстоит дело с воспитателем. Необходимость поддерживать дисциплину, делить свое внимание между многими детьми, иногда прибегать к строгостям приводит к тому, что подлинно близкие, душевные отношения с детьми возникают достаточно редко. Поэтому и появляется "некто" (у нас домовёнок Кузя), кто будет любить и понимать ребенка, считать его исключительно хорошим и проявлять заботу о его моральных качествах. Персонаж, на которого возложены моральные функции, должен быть реальным и осязаемым, обладать определенной внешностью, удовлетворять ряду требований: Внешний вид: выразительное и привлекательное лицо (или мордочка), а также обязательно руки (или лапы), чтобы дети могли здороваться и прощаться с ним не только словесно. Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2-3 раза в месяц на 25-35 минут. Он обладает волшебной способностью: он знает обо все, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло шляпу, разноцветные камушки, волшебные ключи, шкатулку добрых слов, трубу и т.п.). Он любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам. Содержание общения с детьми не ограничивается только моральной сферой. Он проявляет интерес ко всем сторонам их жизни. Время от времени, но не слишком часто приносит скромное угощение, пластинку или кассету с песенкой, дидактическую игру, игрушки, спортивный инвентарь. Характер персонажа легко допускает наличие у него волшебных предметов, в том числе «волшебной трубы», в которую видно только положительные поступки того, на кого в нее смотрят. Персонаж показывает детям, как работает труба, смотрит в нее на двух-трех детей с разным поведением и видит у них только хорошие черты. Затем в трубу смотрят дети по своему выбору, затем по выбору персонажа. Способность наедине с собой сказать: «Я поступил плохо», «Я должен поступить иначе», - не появляется вдруг. Ребенок должен приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям. В этом поможет персонаж, с которым ребенок может поделиться своими переживаниями по поводу проступка. Воспитатель в этом случае выслушивает и записывает признание ребенка, никак не комментируя его, кладет записку в сумочку, чтобы передать ее персонажу, и никому не рассказывает о ее содержании. На своем опыте я убедилась, что половина детей группы воспользовалась этой возможностью «облегчить душу». Работа по формированию эмоционально-личностных отношений детей старшего дошкольного возраста дала хорошие результаты. Ребята почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Дети почувствовали уверенность в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика руки, аккуратность, фантазия сформировались произвольное внимание, образное мышление…Через проведенные занятия и упражнения я решила сразу несколько задач:
- Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
- Осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;
- Развитие навыков совместной деятельности, общения;
Свою работу я люблю и считаю очень нужной. Нужной, прежде всего детям. Потому что человек получает самый большой объём информации по освоению социального пространства, определение в нем своего места и положения, самопознания именно в детском возрасте. Поэтому я чувствую ответственность за воспитание и развитие своих детей и стараюсь помочь им в констатировании и взаимодействии друг с другом и окружающими.
Социально-личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика.
В перспективе, я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизни – к лучшей адаптации в школе. У меня в планах проводить родительские собрания и консультации для коллег о важности, выбранной мной темы «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»; подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически наполняя свой методический и практический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/11/picture-272847-1373571849.jpg)
Доклад на тему: «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»
Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-513214-1426095472.jpg)
Описание опыта работы на тему: «Создание организационно-педагогических условий формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР »
Представленный опыт работы на конкурс "Воспитатель года"....
Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности с использованием УМК.
консультация для воспитателей....
«Формирование социально – личностных отношений детей через восприятие художественной литературы».
Формирование личности растущего человека составляет одну из главных задач современного общества....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-991742-1611213401.jpg)
Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/22/picture-1281295-1603370161.jpg)
Консультация для педагогов "Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности"
Консультация для педагогов...