Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Шапкина Анастасия Сергеевна

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны

 

 

Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx83.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Платоновский детский сад Дмитриевщинский филиал «Улыбка»

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны

Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

2018г.

ПЛАН

  1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯОПЫТА.
  2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.
  3. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.
  4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
  5. НОВИЗНА ОПЫТА
  6. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
  7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
  8. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
  9. ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

"Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее."

Д. Б. Кабалевский.

В данном материале представлено обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны по исследованию роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.

В основу опыта работы были положены педагогические идеи индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику, гуманизации педагогического процесса, взаимодействия всех его участников.

Теоретической основой опыта работы стали концептуальные положения музыки, педагогики и психологии.

Методической основой опыта работы по исследованию роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника стали инновационные технологии по организации коммуникативных танцев – игр.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности  детей  велико. Музыка, как и любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется  творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал, и  чем  раньше  заложены  эти  компоненты, тем активнее  будет   их  проявление  в приобщении к художественным ценностям  мировой  культуры.

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает,  ничем  не заменимое,  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности.  Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что развитие  музыкальных  способностей, формирование  основ  музыкальной культуры  нужно  начинать  с  дошкольного  возраста. Развитие музыкальных способностей – одна  из  главных  задач  музыкального  воспитания  детей.

Большое место отводится музыке в дошкольных организациях. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.

 По утверждению специалистов дошкольный возраст  синзетивный  период  для  формирования музыкальных способностей   (синзетивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения).

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

В приложении представлены:

  • описание и музыкальный материал коммуникативных танцев – игр;
  • конспекты непосредственной образовательной музыкальной деятельности;
  • дидактические, музыкальные и подвижные игры, динамические паузы;
  • авторский музыкально-двигательный материал;
  • сценарии праздников и развлечений по теме опыта;
  • диагностический материал по обследованию музыкального и психомоторного развития дошкольников по методикам О.А. Сафоновой и А.И. Бурениной.

Опыт работы адресован музыкальным руководителям, педагогам дошкольных учреждений, руководителям хореографических кружков, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и имеет широкий развивающий аспект.

  1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯОПЫТА.

Опыт формировался в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения Платоновский детский сад Дмитриевщинский филиал «Улыбка» Рассказовского района, в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста в течение трех последних лет(2015-2017г). Накоплен музыкальным руководителем Шапкиной Анастасии Сергеевны, стаж работы 7 лет.

Гуманизация  общественной  жизни – одна из  глобальных  проблем современности. Она  требует  от  человечества  пересмотра содержания  наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его  духовности  и  отношения  к  окружающему  миру.

Только в обществе, взаимодействуя с себе подобными, ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами.

В настоящее время для педагогов актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Коммуникативные танцы – игры являются универсальным средством приобщения ребенка к социальному миру. Включив их в свою практику, я поставила перед собой цель помочь детям справится с этим процессом, осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения.

Между моими воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь, услышать друг друга. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Наблюдения за детьми во время выступлений на праздниках и развлечениях, в процессе разучивания танцевальных композиций показало, что многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальное сопровождение и порядок движений под него.

 Проведенный опрос среди родителей также был неутешителен: дома музыку слушают в основном взрослую, на концерты и конкурсы ходят очень редко, в основном дома звучит поп-музыка.

 Результаты диагностического обследования дошкольников показал недостаточный уровень самостоятельности, инициативы детей в музыкальных играх и танцах; низкая самооценка, неуверенность в себе и своей значимости в детском коллективе.

Решить эту проблему мне предстояло на практике.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

В связи с необходимостью организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и поиск новых подходов к музыкальному воспитанию дошкольников возникла проблема пересмотра содержания, форм и методов совместной деятельности и образовательных отношений педагога и ребенка.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает:

  • развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении
  • осознавать самоценность собственной личности и других людей
  • выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социально-коммуникативное развитие и учет интересов и наклонностей каждого ребенка в полной мере реализуется при освоении и исполнении коммуникативных танцев – игр как на праздниках и развлечениях с детьми, так и в непосредственно – образовательной деятельности. Вариативность использования данного образовательного материала является актуальным и позволяет создать оптимальные условия для развития музыкальности и личностных качеств каждого ребенка.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
  • Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
  • Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
  • Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно –образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей, родительские собрания).

Обогащая музыкально-слуховые навыки детей, мы научим их понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно «рассказать» целую историю, не издавая ни звука. А с помощью выразительных движений, пластики тела, через создание образа, соответствующего музыкальному произведению, мы научим их понимать музыку, чувствовать её, любить... Ведь давно известно, что различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают ему раскрепоститься и ощутить в полной мере возможности своего тела.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и в непосредственно – образовательной музыкальной деятельности, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции.

Педагогическая значимость коммуникативных танцев - игр заключается в приобщении к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его индивидуальность.

  1. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

В основу опыта работы были положены педагогические идеи индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику, гуманизации педагогического процесса, взаимодействия всех его участников.

Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Целевая педагогическая поддержка социализации в музыкальной игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.

Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям.

Важной особенностью организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей – осуществление его в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе влияния внешних социальных факторов и в организованном образовательном процессе.

«Все дети это звёзды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая всё вокруг,

а кто-то светит внутри себя.

Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребёнке»

Б.М. Теплов

Цель, стоящая передо мной: создание условий для успешной социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста через внедрение в практику коммуникативных танцев – игр.

Задачи, которые мне предстояло решить на практике:

  • Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
  • Совершенствование способности творчески передавать в пластике музыкальный образ, используя свой накопленный двигательный опыт и разнообразные средства музыкальной выразительности: позу, мимику, жест, речевую интонацию и др.
  • Пополнение предметно – пространственной среды, способствующей эстетическому развитию и эмоциональному благополучию детей.
  • Создание условий для приобщения детей и взрослых к музыкальной культуре и организация совместной музыкальной деятельности.

Моя практическая деятельность основывается на следующем научном предположении: развитие музыкально-ритмических способностей ребенка является процессуальным. Это значит, что важнейшим в детской музыкальной деятельности является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе разучивания коммуникативных танцев - игр происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над ними, процесс приобретения детьми двигательных умений и навыков не менее важен, чем само исполнение на празднике или участие в спектакле.

Помочь детям активно войти в мир музыки и танца, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности и развить личностные качества.

Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является практическое применение коммуникативных танцев – игр в различных видах музыкальной деятельности способствует успешной социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

Теоретическую основу моего опыта составили: ФГОС ДО, концептуальные основы педагогики Карла Орфа; методические пособия А.И. Бурениной, Л. В. Виноградова, В. А. Жилина, В. Р. Каневского,; научно – практические труды Т.Э. Тютюнниковой; учебное пособие «Социализация и индивидуализация в детском возрасте» А.М.Щетининаой; программа "Театр-творчество-дети" под редакцией Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, С. И. Мерзляковой.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Методика А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» является наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально-ритмической деятельности, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе невербального контакта с партнером и на основе эмоционального подъема.

В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой - становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке. При этом большинство исследователей акцентируют внимание на изучение проблемы целостности социализации-индивидуализации «как проявления социального и его реализации в индивидуальном» (Д.И. Фельдштейн).

Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе одна из нерешенных задач современного дошкольного образования. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами. Целостность развития социализации-индивидуализации ребенка обеспечивается многообразными связями между ними, что должно быть учтено педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Для организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности.

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».

Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру. В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей. Целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков;

Дошкольная образовательная программа, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Социальное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.

Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов. К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но – с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают ребёнку почувствовать себя полноправными членами коллектива.

Коммуникативные танцы-игры − это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

Среди всего этого многообразия музыкально-ритмического материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для деятельности с детьми просто не придумаешь.

  1. НОВИЗНА ОПЫТА

В опыте представлен усовершенствованный, адаптированный методический материал, обеспечивающий решение задач реализации ФГОС ДО:

  • систематизированы средства и методы работы по применению коммуникативных танцев – игр для повышения уровня социальной компетентности и стимуляция инициативности каждого ребенка;
  • интеграция танцевального искусства и актерского мастерства, в основе которых лежат двигательные действия, основанные на умении творчески воплощать музыкально-художественные образы;
  • усовершенствованы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

Новшеством является использование авторского музыкально-двигательного материала как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной музыкальной деятельности. Результатом опыта стала систематизация средств и методов музыкально-ритмической деятельности, обоснование и распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Распределено поэтапное использование коммуникативных танцев – игр и отдельных видов детской творческой музыкально-ритмической деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и с учетом интеграции воспитательно – образовательного процесса и в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Составлен и описан блок творческих заданий, игр, этюдов и упражнений, которые можно применять как в непосредственной детской исполнительской деятельности, на праздниках и развлечениях, так и в индивидуальной коррекционной работе, самостоятельной деятельности детей и с родителями в домашних условиях.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Обобщение опыта строилось в следующей последовательности:

  • Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, применению коммуникативных танцев и игр в различных видах музыкальной деятельности. Также на этом этапе был произведен сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников.
  • Создание обогащенной предметно-пространственной развивающей среды, способствующей художественно - эстетическому, познавательному, социально-личностному развитию и творческой активности ребенка в музыкальной деятельности. Были организованы мастер – классы и семинары – практикумы для педагогов детского сада и родителей по коммуникативным танцам – играм. Также на этом этапе была разработана система работы по внедрению коммуникативных танцев – игр в музыкальную деятельность с детьми и взрослыми.
  • Организация воспитательно-образовательного процесса по освоению и применению коммуникативных танцев – игр в различных видах музыкальной и театрализованной деятельности.
  • На обобщающем этапе все материалы были систематизированы и выявлен уровень результативности по формированию музыкально - двигательных навыков, уровень социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста.

Используя коммуникативные танцы – игры в самых разных формах работы с детьми сочетаю в единую деятельность музыку, движения, речь и игру. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу, это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. В непосредственно – образовательной деятельности у нас всегда доброжелательная обстановка. Искренне и чутко интересуюсь любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников ,поддерживаю и поощряю их самостоятельность и положительные индивидуальные проявления. Осторожно и мягко исправляю их ошибки. Это придает ребятам уверенность в их творческих начинаниях. При этом избегаю оценок «плохо» или «неправильно», обращаю внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки. Воспитываю такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу, без которой невозможно становление и развитие личности ребенка.

Коммуникативные танцы построены на мини-сюжете шуточно- игрового характера, объединённые разнообразной тематикой. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Я стараюсь, чтобы в танце принимали участие все дети – не только способные, но и неловкие, замкнутые. Для них приходится иногда упрощать некоторые движения или придумывать такие, в которых проявятся их особые качества. У нас с детьми нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре.

В качестве музыкального оформления подбираю такой репертуар, который понятен и доступен для детей. Это высокохудожественные произведения русских и зарубежных классиков, русские народные мелодии, которые отвечают интересам и возможностям детей.

Тесно сотрудничая с ближайшим социальным окружением, наши дети получают огромное удовольствие от выступлений или участия в совместных мероприятиях. Мы с ними активные участники окружных праздников, посвященных Дню защиты детей и Дню воспитателя и всех дошкольных работников.

С 2012 года мы принимаем участие в организации анимационных площадок для дошкольников на праздниках, посвященных Дню семьи, любви и верности, Дню защиты детей, Новому году и т. д.

В своей практике я широко применяю оборудование, программное обеспечение и ресурсы в сфере ИКТ. Широко включаю в музыкальную деятельность мультимедийные презентации.

Применение веб – технологий и интерактивных форм работы с детьми, родителями, воспитателями и специалистами способствовала интеграции музыки и танца в повседневную жизнь детского сада. Очень запомнилось детям развлечение «Медовая сказка», которая явилась ярким примером интеграции с воспитателем и инструктором по физической культуре.

В тесном сотрудничестве с психологом и логопедом мы применяем в своей практике музыкотерапию. Я использую музыку в качестве основного и ведущего фактора воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка (Приложение №13).

Использую технологию моделирования в процессе разучивания коммуникативных танцев-игр для того, чтобы облегчить процесс запоминания, восприятия моих инструкций. Максимальный перевод их в зрительный план позволяет сохранить легкий, игровой характер деятельности.

Для успешной работы необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи. Находя нетрадиционные формы работы с родителями, ставлю перед собой задачи:

  • Повышение родительской компетентности в воспитании у детей социальной уверенности.
  • Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми.
  • Обеспечение тесного взаимодействия, выработка единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах музыкального и социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

С целью повышения родительской компетентности в музыкальном воспитании мы проводим мастер-классы и семинары-практикумы, на которых расширяем представления родителей о музыкальном развитии своего ребенка, важности участия их в воспитательно – образовательном процессе детского сада. В сценарии домашних праздников и театрализованных представлений, которые рекомендую родителям, включаю коммуникативные танцы – игры.

Также мы рекомендуем родителям организовывать для детей общение с «живой» музыкой. Главное в этом - правильный выбор мероприятия и информированность родителей, о которой мы заботимся вместе с воспитателями групп.

В честь праздника Дня семьи, любви и верности стало традицией проводить в нашем детском саду конкурс семейных пар, где в совместных играх, танцах и конкурсах происходит сплочение семей.

Создание условий для успешной социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста способствует позитивным результатам и достижения моих воспитанников. Предметно – пространственная развивающая среда создана в соответствии с требованиями СанПиН и ФГОС ДО. Она постоянно и творчески преобразуется, наполняясь нетрадиционным оборудованием для музыкального развития детей в музыкальной и театрализованной деятельности. Музыкальный кабинет полностью оснащен, имеется необходимая нотная библиотека и фонотека, технические средства обучения: проектор мультимедиа, музыкальные центры. С помощью детей и родителей изготовлено большое количество костюмов, атрибутов для музыкально – ритмических движений, дидактических и развивающих игр.

В группах созданы центры музыкально-творческой деятельности с необходимым оборудованием: детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, игровыми и наглядными пособиями.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

В результате применения коммуникативных танцев – игр в музыкальной деятельности отмечается положительная динамика в успешной социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста.

Дети стали больше проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Выросла эмоциональная отзывчивость на произведения народного, музыкального и театрального искусства. Повысилось качество музыкального развития воспитанников и степень удовлетворенности родителей.

Уже в первый год применения коммуникативных танцев - игр стало заметно, что у детей улучшилась осанка, повысилась работоспособность, замкнутые дети стали более раскрепощёнными. К моменту поступления в школу ребята овладели достаточным запасом двигательных умений и навыков. У детей сформировано положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. Всё это помогает детям быстрее адаптироваться к условиям школы.

Эффективность условий социально-личностного развития детей, определяется педагогами на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями, анкетировании.

Ежегодно провожу мониторинг уровня музыкальных способностей по методике О.А. Сафоновой. Мониторинг показывает, что повысился высокий уровень развития детей в музыкальной деятельности.

Воспитанники активно участвовали и становились победителями и призёрами в музыкальных конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Углубленная работа по социализации и индивидуализации детей через использование коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании привели к следующим показателям развития ребенка в игровой деятельности:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57ea223d4a3c8/obobshchieniie_opyta_raboty_muzykal_nogho_rukovoditielia_1.png

Мониторинг уровня развития дошкольников в музыкально-ритмической деятельности.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57ea223d4a3c8/obobshchieniie_opyta_raboty_muzykal_nogho_rukovoditielia_2.png

Эффективная работа по включению коммуникативных танцев игр подтверждается еще мониторингом музыкального и психомоторного развития дошкольников по методике А.И. Бурениной.

Повысилась активность родителей в совместной деятельности по формированию мотиваций двигательной активности дошкольников.

По результатам обобщения опыта можно сделать следующие выводы:

  • Созданы условия для успешной социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста через внедрение в практику коммуникативных танцев – игр.
  • У большинства детей сформирована положительная самооценка, развито чувство уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе.
  • Многие дети способны творчески передавать в пластике музыкальный образ, используя свой накопленный двигательный опыт и разнообразные средства музыкальной выразительности: позу, мимику, жест, речевую интонацию и др.
  • Пополнилась предметно – пространственной среды, способствующей эстетическому развитию и эмоциональному благополучию детей.
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной музыкальной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.

Перспективы дальнейшей работы:

  • Моя задача и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребенка.
  • Продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий для развития детей в музыкальной деятельности
  • Повысить эффективность образовательного процесса через использование ИКТ технологий.
  • Максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт работы адресован музыкальным руководителям, педагогам дошкольных учреждений, руководителям хореографических кружков, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и имеет широкий развивающий аспект.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.– Петербург, 2000.
  2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы. С. – Петербург: Музыкальная

палитра, 2004.

  1. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для руководителей и адм. Работников/ И.А. Урмина, Т.А. Данилина, - М.: Линка – Пресс, 2009.- 320с.-978-5-8252-0070-5
  2. Журнал «Музыкальный руководитель».
  3. Журнал «Музыкальная палитра».
  4. Пособие по ритмике Д. Суворовой «Ритмическая мозаика».
  5. Асафьев Б. В. О музыкально – творческих навыках у детей.

Ленинград, 1975.

  1. Балет/ Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.
  2. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение.

М.: Просвещение, 1984.

  1. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.

Ярославль: Академия развития, 1998.

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребѐнка. М.: Просвещение, 1967.
  2. Выготский Л С. Психология искусства. М., 1986.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
  4. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М., 1964.
  5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Гном и Д , 2002.
  6. Горшкова Е. В. О музыкально – двигательном творчестве в танце//
  7. Дошкольное воспитание №12, 1991.
  8. Зимина А. Н. Музыкальные этюды в детском саду. М.: Просвещение,1971.
  9. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.

Ярославль: Академия развития, 1997.

  1. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.

М.:Академия, 2000г.

  1. Сауко Т.Н. Топ-хлоп, малыши. Санкт-Петербург, 2001.
  2. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. М.: Линка – пресс, 2006.
  3. Фирилѐва Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са – фи – дансе. С. – Петербург: Детство

– пресс, 2000.

  1. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М.: Дрофа,1998.
  2. Чибрикова-Луговская А.Е.Ритмика.// Дошкольное воспитание №122003г.
  3. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.
  4. Эстетическое воспитание в детском саду/под ред. Н.А.Ветлугиной,

М.: Просвещение,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...

"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.

Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...

Консультация для педагогов "Роль Башкирских музыкальных игр в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Башкирская народная игра - увлекательный вид деятельности для формирования у детей первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях родного народа, об отечественных традициях и праз...