Игра как средство в социально-личностного развития.
методическая разработка на тему

ШИШКАНОВА ДИЛЯРА НУРЗАЕТОВНА

Игра как средство в социально-личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_v_socialno-lichnostnogo_razvitiya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство в социально-личностном развитии.

   Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра.

  В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей.

   В играх потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым

К играм-забавам относятся народные: игры потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем-поедем», «Баран-баран» и пр.), хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, салочки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры.

В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

    К играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображают животных, птиц, насекомых, машину, паровоз и др.

Выделение дидактических игр в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры — лото, домино, мозаики и пр.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых.

    К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации.

    В процессуальных (или отобрази тельных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т.п.).

     В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

     Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию.

   Так, в играх-забавах и подвижных играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров.

    Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи.

     Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыш осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.;

     в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Игра как форма обучения детей содержит два начала:

    познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Методы руководства игрой в разных возрастных группах различны.

В младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Воспитатель создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку и т. д. Уже в младшем дошкольном возрасте детям прививают привычку поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл – убери за собой», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек.

   В старшем дошкольном возрасте 

продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекомендаций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых материалов. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а воспитатель должен занимать позицию доброжелательного соучастника. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относится к игрушкам, игровому материалу.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРОЙ. 

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач.

    Игра должна организовываться как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

       Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. 

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  1. Игровые методы 
  2. воображаемая ситуация,
  3. дидактическая игра

  Игровые приёмы 

  1. внезапное появление объектов, игрушек,
  2. выполнение воспитателем различных игровых действий,
  3. загадывание загадок,
  4. введение элементов соревнований,
  5. создание игровой ситуации

    Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с детьми. Ведь именно игра является той практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми.

    Игра включает и подражание, когда ребенок повторяет то, что видел, слышал, и собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы поведения в новых для него ситуациях общения. Опосредованность игры позволяет снять эмоциональное напряжение и помогает заинтересовать ребенка  общением со сверстниками.

Принято различать два основных типа игр:          

- игры с фиксированными и открытыми правилами;

          - игры со скрытыми правилами.

  Примером  игр  первого  типа   является   большинство   познавательных, дидактических  и  подвижных  игр,  а  также  развивающих  (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).

Ко второму типу относятся игры,  в  которых  на  основе  жизненных  или  художественных  впечатлений  свободно   и   самостоятельно   воспроизводятся    социальные отношения или материальные объекты.

Обычно выделяются такие типы игр:

    1.подвижные  игры  -  разнообразные  по  замыслу,  правилам,  характеру

выполняемых  движений.  Они   способствуют   укреплению   здоровья    детей,

развивают движения. Дети  любят  подвижные  игры,  с  удовольствием  слушают   музыку и умеют ритмично двигаться  под неё;

         2.строительные игры – с песком,  кубиками,  специальными  строительными  материалами, развивают у детей  конструктивные  способности,  служат  своего  рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

    3.дидактические игры – специально разрабатываемые для детей,  например,

лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех  или  иных  психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);

    4.сюжетно-ролевые игры  –  игры,  в  которых  дети  подражают  бытовой,  трудовой и общественной  деятельности  взрослых,  например,  игры  в  школу,   дочки-матери,   магазин,   железную   дорогу.    Сюжетные    игры,    помимо   познавательного  назначения,  развивают  детскую   инициативу,   творчество, наблюдательность.

        Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

(Сухомлинский В. А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию дошкольников

Материал полезен для деятельности педагогов ДОУ и учителей начальной школы...

Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение явл...

"Союжетно - ролевая игра как форма организации социально - личностного развития дошкольников в условиях ДОО"

Теоритическое обоснование сюжетно - ролевой игры как формы социально -личностного развития дошкольников....

Использование игры «Конструктор эмоций» в социально-личностном развитии детей

В соответствии с ФГОС дошкольного образования (п.2.6) главной задачей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Статья «Коммуникативные танцы и игры, как средство формирования социально-личностных качеств дошкольников»

Коммуникативные танцы-игры, очень хороший способ для совместной деятельности детей и родителей!...