ИАОП
методическая разработка по коррекционной педагогике
Индивидуальная адаптированная общеоразовательная программа 1-2 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИАОП | 65.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП) для специализированного Дома ребенка по заключению МППК сформирована на основе адаптированной общеобразовательной программы, с учетом ФГОС ДО.
Цель реализации ИАОП в соответствии со Стандартом - оказание комплексной помощи ребенку в освоении основной дошкольной образовательной программы, коррекция нарушений развития (при наличии), помощь в реабилитации и социальной адаптации.
Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для, с учётом состояния здоровья, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения качественного образования, овладения базовым уровнем ЗУН (знаний, умений и навыков) по всем разделам ООП, коррекции имеющихся нарушений.
Для реализации программы коррекционной работы в специализированном Доме ребенка созданы специальные условия обучения и воспитания, учитывающие особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- достижение планируемых результатов освоения ИАОП обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- обеспечение непосредственного участия во всех видах образовательной деятельности;
-обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- соблюдение принципов единства диагностики и коррекции, реализация динамического наблюдения за развитием ребенка.
Принципы и подходы к формированию и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы
Индивидуальный и дифференцированный подходы: образовательная программа составляется и реализуется с учетом индивидуальных особенностей (возраста, уровня НПР, структуры нарушения развития (при наличии), иных индивидуальных особенностей).
Деятельностный подход: образовательная деятельность реализуется, опираясь на признание того, что развитие личности ребенка дошкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и др.).
В основу ИАОП положены следующие принципы:
-Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач.
-Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка в коррекционно-педагогическом процессе.
-Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности.
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательной деятельности, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учётом особых образовательных потребностей.
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей между учебными предметами.
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающегося всеми видами доступной ему предметно-практической деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
-принцип переноса усвоенных знаний умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
ИАОП разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155;
- инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от14.12.2000г. №2;
- приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры»;
Психолого-медико-педагогическое заключение
Медицинское заключение о состоянии здоровья, рекомендуемый режим обучения:
Группа здоровья:
Физическое развитие:
Состояние здоровья:
Психологическое заключение (педагог-психолог):
Работоспособность достаточна.
Темп деятельности умеренный
Понимание инструкций - понимает и выполняет простые инструкции взрослого
Критичность в деятельности сохранна.
Эмоциональная стабильность. Эмоции адекватные устойчивые
Тревожность – страхов не отмечается
Уровень развития: ниже возрастной нормы
Дефектологическое заключение (учитель-дефектолог):
Коммуникативность.
Моторика.
Тонкая моторика.
Познавательная активность.
Особенности внимания.
Мышление.
Развитие речи.
Математические навыки.
Педагогическое заключение (воспитатель):
Физическое развитие:
Взаимодействие с коллективом
Учебная деятельность:
Навыки самообслуживания:
Восприятие величины:
Временные представления:
Пространственные представления:
Запас общих сведений об окружающем:
Сформированность навыков рисования и лепки:
Игровая деятельность:
Расписание организованной образовательной деятельности в работе с ребенком.
ООД | Количество в неделю | Количество минут, затраченных на ООД в неделю (в соответствии с СанПин) |
Физическая культура | ||
Дидактический материал | ||
Строительный материал | ||
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | ||
Музыкальная деятельность | ||
Чтение художественной литературы | ||
Общий объем затраченного времени |
Расписание индивидуальной работы с ребенком
№ | Специалисты | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. | Педагог-психолог | наблюдение | наблюдение | наблюдение | наблюдение | наблюдение |
2. | Учитель-дефектолог | 10.45-11.00 | 10.05-10.20 | 10.05-10.20 | ||
3. | Воспитатель | Ежедневно |
Мониторинг развития
Специалисты | Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика | |
1. | Учитель-дефектолог, педагог-психолог (диагностика К.Л. Печеры) | 3гр 2 ст | ||
2. | Воспитатель | 3гр 2 ст | ||
3. | Врач-куратор | 3гр 2 ст |
Примечания специалистов
Календарное планирование индивидуальной работы
Область: «Речевое развитие»
Тема месяца | Основные задачи. | Виды деятельности (для реализации поставленных задач) | Методическая литература. 1-1.6 |
Сентябрь | Понимание речи Расширять запас понимаемых слов. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды Активная речь Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия. ЗКР Вызывание гласных звуков – А,О | Рассматривание предм. Картинок Д/и «Найди другую» Рассматривание парных картинок Д/и «Какая игрушка тебе нравится» Д/и «Спи , ляля» Пропевание звуков | «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 21,22 «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 23,37 «Занимаемся вместе» Н.В.Нищева Зан. №1 |
Октябрь | Понимание речи Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши)
Активная речь Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств ЗКР Вызывание гласных звуков –У,И,Э | Рассматривание предм. Картинок Д/у «Давай умоемся» Д/и «Кто там» Повседневная речевая деятельность Пропевание звуков | «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 21 Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 37 «Занимаемся вместе» Н.В.Нищева Зан. №1 |
Ноябрь | Понимание речи Развивать умение понимать слова, обозначающие бытовые и игровые действия (умываться, гулять) Активная речь Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т. п.) ЗКР Уточнение произношения гласных звуков – А,О,У,И,Э | Рассматривание предм. Картинок, изобр. действия Повседневная речевая деятельность Рассматривание сюжетных картинок Пропевание звуков | «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 22 «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 23 «Занимаемся вместе» Н.В.Нищева Зан. №2 |
Декабрь | Понимание речи Развивать умение понимать слова, обозначающие цвета предметов (красный, синий) Активная речь Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам). ЗКР Уточнение произношения гласных звуков – А,О,У,И,Э | Рассматривание предм. Картинок Д/и «Найди варежку» Пропевание звуков | «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 58 «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 58 «Занимаемся вместе» Н.В.Нищева Зан. №2 |
Январь | Понимание речи Развивать умение понимать слова, обозначающие контрастные размеры (большой, маленький) Активная речь Формировать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?». ЗКР Пение слитных гласных звуков – АУ,УА,ИА | Игры: с вкладышами пирамидка из 2-х величин матрешка двусост. Рассматривание предм. Картинок Повседневная речевая деятельность Пропевание звуков | «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 58,54, 56 «Занимаемся вместе» Н.В.Нищева Зан. №3 |
Февраль | Понимание речи Развивать умение понимать слова, обозначающие формы (кубик, кирпичик, шар, призма). Активная речь Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание)показом картинок,игрушек. ЗКР Пение слитных гласных звуков – АУ,УА,ИА | Д/и «Что это» Д/и «Дай такую же» Чтение и рассказывание, сопровождение показом Пропевание звуков | «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 55 «Ладушки», «Водичка», «Большие ноги»,«Киска, брысь», «Бычок», «Мячик», «Слон» А. Барто, «Занимаемся вместе» Н.В.Нищева Зан. №3 |
Ожидаемый результат: Расширение запаса понимаемых слов. Развитие умения по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды, основные части своего тела и сюжетных игрушек, частично называть их. Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши). Бытовые и игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий); контрастные размеры (большой, маленький); формы (кубик, кирпичик, шар, призма). Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.Совершенствовать умение детей подражать звукосо- четаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т. п.). Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам). Формировать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?». Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств. Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов. |
Календарное планирование индивидуальной работы
Область: «Познавательное развитие»
Тема месяца | Основные задачи. | Виды деятельности (для реализации поставленных задач) | Методическая литература. |
Сентябрь | Действия с предметами 1.Нанизывать на стержень пирамидки 2—3 кольца одинакового размера Величина 1.Собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2—3 колпачков разных размеров. | Д/У « Нанизывание колец» Д/У « Собери пирамидку» | Н.А. Карпухина. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Стр. 71-72 |
Октябрь | Действия с предметами Совершенствовать разнообразные действия с предметами: открывать- закрывать, нанизывать- снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать Величина Собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров | Д/У « Протолкни фигурку» Д/У « Протолкни круглый предмет» Д/у Д/у «Что получилось? Д/у «Открой-закрой» Д/у «Надень колечко» | Н.А. Карпухина. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Стр. 114 «Развивайся, малыш» О.В. Закревская Стр. 66 |
Ноябрь | Величина Обучать детей действиям с предметами: -открывать и закрывать одноместную матрешку, -вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их. | Д/У « Одноместная матрешка» | Н.А. Карпухина. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Стр.92 |
Декабрь | Цвет Совершенствовать разнообразные действия с предметами (красный, синий). | Д/У «Башня из двух кубиков синего цвета» Д/У «Башня из трех кубиков красного цвета» Д/У «Башня из четырех кирпичиков синего цвета» Д/У «Башня из четырех кирпичиков красного цвета» | Н.А. Карпухина. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Стр. 131 |
Январь | Форма Совместно с взрослым обыгрывать постройки с использованием сюжетных игрушек. Величина Совершенствовать разнообразные действия с предметами ориентируясь на их величину (большой, маленький). | Д/и «Помоги одеть куклу» Д/и «Большой и маленький» | Н.А. Карпухина. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Стр. 30 Стр.105 |
Февраль | Форма Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша) | Д/у «Построй домик» | Н.А. Карпухина. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Стр. 142 |
Ожидаемый результат: Совершенствовние разнообразных действий с предметами (открывать — закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), нанизывание на стержень пирамидки 2—3 кольца одинакового размера. Собирание с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидки на конусной основе, состоящей из 2—3 колпачков разных размеров, собирание пирамидки из четырех колец двух контрастных размеров. Обучение детей действиям с предметами: -открывать и закрывать одноместную матрешку, -вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их. Совершенствовние разнообразных действия с предметами, ориентируясь на их величину (большой, маленький). Знакомство детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша). Совместно с взрослым обыгрывание постройки с использованием сюжетных игрушек. Совершенствование разнообразных действия с предметами (красный, синий). |
Планирование индивидуальной работы
Область: «Социально-коммуникативное развитие»
месяц | Основные задачи. | Виды деятельности (для реализации поставленных задач) | Методическая литература. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль | Учить подражать мимике, движение близкого взрослого. (смеяться, хмуриться, улыбаться). Учить заинтересовываться новой игрушкой. Привлекать внимание к новым игрушкам, их рассматривания, показ способов действия с ними. Учить проявлять интерес к играм детей. Привлекать к наблюдению, рассматриванию. Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. . Приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения. Учить держать ложку в кулачке, Опускать в густую пищу, доносить до рта, есть. Развивать культурные навыки во время кормления. Учить правильно умываться, мыть руки и лицо и вытирать руки , лицо после умывания полотенцем. | Д./игра «Ладушки- ладушки»; «Печем ватрушки» Д./игра: «Найдем игрушку», «Покажи и назови», «где твоя игрушка?». Д./игра: «Учимся пересыпать»; «прищепки». Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д. Д./игра «вари кашу крутую» Использовать потешки «чисто умываемся», «водичка» упражнение в правильных действиях во время умывания. | Гербова В.В.,Максакова А.И. 2 занятие по развитию речи в первой младшей группе д. / сада. Стр. 86-87 Н.В. Ершова Ранний дошкольный возраст. Стр. 9, 15 Кузницова «лучшие развивающие игры». Кузницова «лучшие развивающие игры». Игры с детьми раннего возраста Ю. А, Розенкова стр. 9 Игры с детьми раннего возраста Ю.А Розенкова. |
Ожидаемый результат: Ребенок понимает и принимает основные правила поведения в группе, готов ориентироваться на просьбы и указания педагога Ребенок играет с другими детьми, участвует в организованной, педагогом совместной деятельности, ориентируясь на действия педагога и других детей Ребенок играет в сюжетные игры, используя в игре предметы-заместители. |
Календарное планирование индивидуальной работы
Область: «Художественно-эстетическому воспитании»
месяц | Основные задачи. | Виды деятельности (для реализации поставленных задач) | результат |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль | Учить воспринимать различные мелодии, художественное слово. Учить повторять с удовольствием знакомые движения под музыку. Строить по образцу ворота из 3 кирпичиков. Дом из кубика и призмы, Кровать из 2 кубиков ,и кирпичика. Скамейка из кирпичика и кубиков. Познакомить ребенка с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обех рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику Продолжать знакомить детей с тестом. Его свойствами; учить шлепать ладонями обеих рук по тестуформировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. | Личный пример воспитателя: воспитатель эмоционально реагирует сам. Через подражание взрослому. Д\и «Строим дом для Кати.» Д\и «Строим кровать для Кати.» «Вот такое тесто» «Тесто шлеп-шлеп» «Спрячь шарик» | С. Майкапара. Е. Тилечеевой. Н.А Карпухина Стр.143 Н.А Карпухина Стр.140 Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года Янушко Е.А стр11 Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года Янушко Е. А стр 12 Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года Янушко Е.А. стр 12 |
Календарное планирование индивидуальной работы
Область: «Физического развития»
месяц | Основные задачи. | Виды деятельности (для реализации поставленных задач) | Методическая литература. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль | 1.Учить ходить в прямом направлении до предмета, (3-4 метра). Вызвать чувство уверенности. 2. 2.Развивать чувство равновесия, взойти на ящик и сойти с него, с помощью. (2-3 метра) 1.Бросание мяча двумя руками вперед. Развивать кисти рук и верхний плечевой пояс. 2. Упражнения с гимнастической палкой. Поднимание палки вверх. Укреплять мышцы плечевого пояса и спины. 2. 1.Учить ползать в прямом направлении до предмета, (2-3 метра). 2. Упражнять в ходьбе по гимнастическо доске, развивать чувство равновесия. 1 . Повторить ходьбу по гимнастической доске, развивать чувство равновесия. 2. Учить ходить, высоко поднимая ноги. Перешагивать через палки, положенные на пол, на расстоянии 1,5-2м одна от другой. Развивать равновесие. 1.Учить ходить по гимнастической скамейке, с помощью взрослого, развивать чувство равновесия. 2. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Учить ходить и бегать в указанном направлении. 1. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Учить ходить и бегать в указанном направлении. 2. Учить ходить по извилистой дорожке 3-5м. Развивать ловкость, равновесие. Воспитывать смелость. | Игровое упражнение «Принеси игрушку» «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение «Принеси флажок» «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение:«Брось мяч» «Физическая культура для малышей» И.п. «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение «Ползем к мишке» «Физическая культура для малышей» «В гости к кукле Маше» «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение «В гости к зайке» «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение «К петушку в гости». «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение «В гости к собачке» «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение «Найди, где спрятана собачка». «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение «В гости к куклам». «Физическая культура для малышей» Игровое упражнение «К зайке в гости». «Физическая культура для малышей» | С.Я.Лайзане. (стр. 31) С.Я.Лайзане. (стр. 31) С.Я.Лайзане. (стр. 33) С.Я.Лайзане. (стр. 33) С.Я.Лайзане. (стр. 32) С.Я.Лайзане. (стр. 34) С.Я.Лайзане. (стр. 36) С.Я.Лайзане. (стр. 36) С.Я.Лайзане. (стр. 38) С.Я.Лайзане. (стр. 38) С.Я.Лайзане. (стр. 40) С.Я.Лайзане. (стр. 40) С.Я.Лайзане. (стр. 41) |
Область: «Музыкальное развитие»
месяц | Основные задачи. | Виды деятельности (для реализации поставленных задач) | Методическая литература. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль | 1.Учить детей правильно производить движения с игрушкой по показу педагога. Подпевать звукоподражания. 2. Учить малышей выполнять движения с предметами, реагировать на двухчастную форму. 1.Учить детей ходить стайкой за воспитателем, в одном направлении. 2. Учить детей бегать по кругу за воспитателем и звенеть бубенчиками. Останавливаться с окончанием музыки. 1.Учить: ритмично хлопать, топать, мягко пружинить. Вызвать интерес к музыкальной игре, эмоциональный отклик на музыкально-игровую деятельность. 2. Учить детей правильно производить движения с игрушкой по показу педагога. Подпевать звукоподражания. 1.Побуждать малышей к свободному исполнению плясок, передавая правильно ритм. 2. Учить ориентироваться в игровой ситуации. 1. Учить детей правильно производить движения с игрушкой по показу педагога. Подпевать Звукоподражания. 2. Доставить детям радость. 1. Учить: - передавать в движении бодрый и спокойный харак¬тер музыки; - выполнять движения с предметами; - начинать и заканчивать движения с музыкой. 2. Развивать чувство ритма, координацию движений. | « Кукла Аня». Муз. « Погремушка» муз.
« Как у наших у ворот» р.н.м. « Кошка» « Скачет зайка» р.н.м. обр. Александрова « Зайчики и лисичка» муз. «Медвежата». Муз. « Вальс собачек» муз. « Едет паровоз» муз. « Зайка» муз. « Зайка» муз. « Маленькая кадриль» Муз. «Игра с собачкой» | Балакина Р.А А.Агафонникова. А.Александрова. А.Александрова
Б. Финаровского. Балакина Р.А. А. Артоболевской С. Железнова. Балакина Р.А. Балакина Р.А. М. Раухвергера. А. Петровой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИАОП, консультации для родителей
Индивидуальная адаптированная образовательная программа...
ИАОП Басов Рома 19г
Индивидуальная адаптированная образовательная программа...
ИАОП Белова Артема 2020г
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа...
ИАОП Бахмат Анна 17г
Индивидуальная программа...
ИАОП Ибишов Орудж 18г
Индивидуальная программа...
ИАОП
ИАОП...
ПРОГРАММА ИАОП
Программа АОП...