ИАОП Белова Артема 2020г
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее ИАОП) для Белова Артема воспитанника группы №7 специализированного Дома ребенка, с ограниченными возможностями здоровья (РАС) по заключению МППК сформирована на основе адаптированной общеобразовательной программы, с учетом ФГОС ДО.
Цель реализации ИАОП в соответствии со Стандартом - оказание комплексной помощи ребенку в освоении основной дошкольной образовательной программы, коррекция нарушений развития (при наличии), помощь в реабилитации и социальной адаптации.
Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для Белова Артема с учётом состояния здоровья, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения им качественного образования, овладения базовым уровнем ЗУН (знаний, умений и навыков) по всем разделам ООП, коррекции имеющихся нарушений.
Для реализации программы коррекционной работы в специализированном Доме ребенка созданы специальные условия обучения и воспитания, учитывающие особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- достижение планируемых результатов освоения ИАОП обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- обеспечение непосредственного участия Белова Артема во всех видах образовательной деятельности;
-обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- соблюдение принципов единства диагностики и коррекции, реализация динамического наблюдения за развитием ребенка.
Принципы и подходы к формированию и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы
Индивидуальный и дифференцированный подходы: образовательная программа составляется и реализуется с учетом индивидуальных особенностей (возраста, уровня НПР, структуры нарушения развития (при наличии), иных индивидуальных особенностей).
Деятельностный подход: образовательная деятельность реализуется, опираясь на признание того, что развитие личности ребенка дошкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и др.).
В основу ИАОП положены следующие принципы:
-Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач.
-Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка в коррекционно -педагогическом процессе.
-Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности.
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательной деятельности, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учётом особых образовательных потребностей.
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей между учебными предметами.
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающегося всеми видами доступной ему предметно-практической деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
-принцип переноса усвоенных знаний умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
ИАОП разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155;
• инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от14.12.2000г. №2;
• приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры»;
Психолого-медико-педагогическое заключение
Медицинское заключение о состоянии здоровья, рекомендуемый режим обучения:
Группа здоровья: 4 группа
Физическое развитие: микросамотатип, дисгармонично.
Состояние здоровья: Ребенок с заболеванием нервной системы, нарушениями поведения.
Психологическое заключение (педагог-психолог):
Работоспособность. Низкая
Темп деятельности. Темп деятельности медленный.
Понимание инструкций. Инструкции не понимает.
Критичность. Не развита.
Эмоциональная стабильность. Эмоциональные реакции редкие.
Тревожность - не выражена
Страхи - не выявлены.
Дефектологическое заключение (учитель-дефектолог):
Коммуникативность: Не контактный. Вербальный и невербальный диалог отсутствует. Взаимодействие в игре отсутствует.
Моторика. Общая моторика не соответствует возрастной норме.
Тонкая моторика. Не соответствует возрастной норме.
Зрительно-пространственный праксис. Зрительно-моторная координация не достаточно сформирована.
Познавательная активность. Низкая, ограниченная.
Восприятие: Нарушено восприятие социальной действительности, понимания социальных отношений.
Особенности внимания: Выраженный дефицит внимания.
Мышление: Нарушение развития мышления.
Развитие речи: Иногда произносит облегченные слова. Речь не использует для коммуникации.
Математические навыки. Не умеет соотносить предметы по цвету, форме и размеру в действиях с дидактическими игрушками.
Педагогическое заключение (воспитатель): Общие движения расторможенны. Не контролирует свое поведение. Проявляется хаотичность и несвязность в играх. Не понимает простые требования воспитателя.
Расписание индивидуальной работы с ребенком
№ | Специалисты | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. | Педагог-психолог | 9:30-9:45 | 9:30-9:45 | |||
2. | Учитель- дефектолог | 9:45-10:00 | 9:45-10:00 | |||
3. | Воспитатель | 2 раза в неделю по 15 минут |
Индивидуальная адаптированная программа разработана сроком на 6 месяцев.
Обязательные условия реализации программных задач:
- Постоянное применение четких и доступных пониманию инструкций из-за невозможности ребенка регулировать свое поведение.
- Создание условий для реализации потребности в повышенной двигательной активности.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
«Познавательное развитие»
Раздел | Основные дидактические Задачи | Методическая литература | |
3 | 4 | 5 | 6 |
Познавательно-исследовательская деятельность | |||
Сенсорное развитие | Учить исследовать предметы, выделяя их свойства, используя для этого различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 125 | |
Ознакомление с объектами окружающего мира (предметное окружение) | -Обогащать представления о предметах ближайшего окружения. - Формировать обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и пр. | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 129 | |
Развитие высших психических функций | - Формировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификацию и др. -Развивать память. -Развивать внимание. -Развивать слуховое восприятие. -Развивать зрительное восприятие. | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 129 Борисенко М.Г., Лукина Н.А. “Учимся слушать и слышать” стр.50 Борисенко М.Г., Лукина Н.А. “Смотрим, видим, запоминаем” стр.39 | |
Формирование элементарных математических представлений |
Количество Ориентировка в пространстве | - Учить различать количество предметов (один-много) - -Учить ориентироваться в помещении группы, на участке, на территории детского дома. -Учить ориентироваться в частях своего тела и лица. | |
Сенсорные эталоны | Учить выделять и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размер предметов (большой - маленький), форму плоскостных фигур(круг, квадрат, треугольник), форму объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида), материал (бумага, дерево, ткань, глина)и т.д. | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 127 О.В. Закревская “Развивайся, малыш!” ст.61 (28), (29) |
Ознакомление с миром природы | -Знакомить с доступными явлениями природы (снег, дождь, гром, молния и др.) | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133 |
- Учить узнавать и называть на картинках, в игрушках домашних животных и их детенышей | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133 | |
-Учить узнавать и называть на картинках, в игрушках диких животных | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133 | |
-Учить различать по внешнему виду фрукты и овощи | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133 | |
Сезонные наблюдения | -Осень. Формировать представления об осенних изменениях в природе. – Зима. Формировать представления о зимних изменениях в природе. Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе. Лето. Формировать представления о летних изменениях в природе. | Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду” стр. 133 |
Ожидаемый результат:
Ребенок научится:
- исследовать предметы, выделяя их свойства, используя для этого различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).
- формулировать обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и пр.
- различать количество предметов (один-много)
- считать предметы по порядку (в пределах пяти)
- ориентироваться в помещении группы, на участке, на территории детского дома.
- ориентироваться в частях своего тела и лица.
- выделять и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размер предметов (большой - маленький), форму плоскостных фигур(круг, квадрат, треугольник), форму объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида), материал (бумага, дерево, ткань, глина)и т.д.
- узнавать и называть на картинках, в игрушках домашних животных и их детенышей.
- узнавать и называть на картинках, в игрушках диких животных.
- различать по внешнему виду фрукты и овощи
Развитие речи
Тема | Основные дидактические задачи | Методическая литература |
Понимание речи | -Учить называть и показывать изображения по картинке - Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы. - Содействовать пониманию событий, знакомых по личному опыту. - Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы, независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.), соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.) | Борисенко М.Г., - Лукина Н.А. “Начинаем говорить (Развитие речи)” ст.23 О.В. Закревская “Развивайся малыш” ст.25 |
Активная речь | Борисенко М.Г., | |
- Стимулировать речевую активность. | Лукина Н.А. | |
- Развивать речевое дыхание. | “Чтобы чисто | |
- Развивать силу голоса. | говорить” ст. 20 | |
- Обогащать словарный запас | ||
существительными. | В.В. Громова, | |
Т.С. Комарова | ||
, | -Обогащать словарный запас глаголами. | “Методические |
- Обогащать словарный запас | рекомендации к | |
прилагательными. | программе | |
- Обогащать словарный запас наречиями. | обучения и | |
воспитания в | ||
- Стимулировать появление фразы в | детском саду” | |
активной речи. | ст. 77 |
Ожидаемый результат.
Ребенок научится:
- понимать простые по конструкции и содержанию фразы.
- понимать события, знакомые по личному опыту.
- узнавать и показывать знакомые предметы, независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.), соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.)
- слушать небольшой рассказ о событиях, бывших в его личном опыте, без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.
- использовать в речи существительные.
- использовать в речи глаголы.
- использовать в речи прилагательные.
- использовать в речи наречия.
- использовать фразы в активной речи.
Продуктивная деятельность.
Тема | Основные дидактические задачи | Методическая литература |
Конструирование | - Учить делать простейшую постройку из строительного материала- предмет мебели (диван- из 3-х кирпичиков, стол- из кубика и кирпичика, стул- из 3-х кирпичиков). | О.В. Закревская “Развивайся малыш” ст. 78 |
Рисование | - Учить держать карандаш тремя пальцами. - Учить рисовать прямые линии в разных направлениях по заданному образцу. - Совершенствовать умение рисовать замкнутые линии. - Учить объединять прямые и замкнутые линии в единый художественный образ. | |
Лепка | - Учить скатывать шарики и колбаски из пластилина. - Учить объединять шарики и колбаски в единый художественный образ. |
Ожидаемый результат.
Ребенок научится:
- делать несложные постройки из строительного материала.
- держать карандаш тремя пальцами.
- рисовать прямые линии в разных направлениях по заданному образцу.
- объединять прямые и замкнутые линии в единый художественный образ.
- скатывать шарики и колбаски из пластилина.
- объединять шарики и колбаски в единый художественный образ.
Физическое развитие
Раздел | Основные дидактические Задачи |
3 | 1 |
Физическая культура Ходьба и упражнения в равновесии Прыжки Метание катание, бросание мяча Лазание, ползание Подвижные игры. | *Учить ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. * Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. *Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. *Учить отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; *в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. *Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. * Воспитывать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. |
Ожидаемый результат.
Ребенок научится:
- ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.
-действовать совместно, строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
- отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места;
-метать мешочки с песком, мячей диаметром 15-20 см.
- энергично отталкивать мячи при катании, бросании.
- хвату за перекладину во время лазанья.
- соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
- реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.
«Социально - коммуникативное развитие»
Раздел | Основные дидактические задачи | |
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | ||
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к микросоциуму | - Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство симпатии к товарищам - Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.д. | |
Культура поведения (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе) | -Воспитывать навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой используя слова и жесты. | |
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | ||
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Опрятность и гигиена: | -Формировать привычку мыть лицо и руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем. - Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок: пользоваться салфеткой, носовым платком, расческой. | |
Кормление: | -Учить аккуратно есть разнообразную пищу. | |
Одевание: | -Учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности |
Труд: | -Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке |
Труд в природе: | -Учить ухаживать за растениями в группе и на участке (поливать, протирать листочки от пыли) |
Уважение к труду взрослых: | -Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия людей, понятных им профессий - врача, шофера, строителя, повара и т.д. (напр, помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца) |
Формирование основ безопасности | |
Безопасность в природе. | -Формировать первичные представления о машинах, улице, дорогах. -Знакомить с правилами дорожного движения. |
Безопасность на дорогах. | - Формировать первичные представления о машинах, улице, дорогах. -Знакомить с правилами дорожного движения. |
Безопасность в быту. | -Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. -Формировать представления о правильном поведении в различных ситуациях. Формировать представления о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. |
Семья и сообщество. Патриотическое воспитание | |
Образ Я | Формировать представление, что взрослые любят ребенка, как и всех детей, формировать положительную самооценку |
Детский дом | Формировать представления о положительных сторонах детского дома (уют, чистота, любовь). |
Родная страна | Знакомить с названием города, в котором живет. |
Методическая литература.
1. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина.
«Помоги мне сделать самому», стр.78, 79
2. Гербова В.В., Комарова Т.С. “Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду’" стр.242
Ожидаемый результат.
Ребенок научится:
-здороваться, прощаться, обращаться с просьбой используя слова и жесты.
-мыть лицо и руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
- с помощью взрослого приводить себя в порядок: пользоваться салфеткой, носовым платком, расческой горшком.
- аккуратно есть разнообразную пищу.
- одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
- соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке.
- узнавать и называть некоторые трудовые действия людей, понятных им профессий - врача, шофера, строителя, повара и т.д. (напр, помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
- правилам безопасного обращения с бытовыми предметами.
План работы учителя - дефектолога по познавательно-речевому
развитию.
Формы работы: Индивидуальная, подгрупповая
Виды деятельности: дидактические игры, наблюдения, решения проблемных ситуаций, экскурсии, рассматривание сюжетно-предметных картинок, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы.
Взаимодействие с воспитателями:
1 .Консультировать воспитателей по вопросам индивидуальных особенностей ребенка.
2.Консультировать воспитателей по работе над расширением, уточнением и активизацией словарного запаса в разных видах деятельности в соответствии с лексическими темами периода; развитием грамматического строя и связной речи у ребенка.
3. Давать рекомендации по развитию познавательной сферы у ребенка в разных видах деятельности в соответствии с лексической темой периода.
3.Давать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с лексической темой периода.
4.Давать рекомендации по проведению индивидуальной коррекционной работы с ребенком
5. Взаимодействовать с воспитателями во время подготовки к утренникам, развлечениям (помощь в, распределении ролей, выборе и разучивании речевого материала и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-908198-1490265172.jpg)
Поздравляем Ефанова Артема Сергеевича из группы «Грибочки»
Поздравляем Ефанова Артема Сергеевича из группы «Грибочки» с первым успехом и выходом во II тур в регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов до...
ИАОП, консультации для родителей
Индивидуальная адаптированная образовательная программа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/04/picture-1472606-1683194779.jpg)
Конкурс детского рисунка "Мой разноцветный мир" г. Красноуфимска - Керишев Артемий.
Участником межрегионального конкурса детского рисунка "Мой разноцветный мир" г. Красноуфимска, стал воспитанник подготовительной группы № 7, Керишев Артемий.Целью конкурса является: ра...