Выявление и развитие одаренности у детей с овз в рамках музыкально-ритмической деятельности.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тропникова Дарья Сергеевна
Воспитатель
БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №21»
Выявление и развитие одаренности у детей с овз в рамках музыкально-ритмической деятельности.
Психолог Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»
Так, дети с нарушениями речи и задержкой в психическом и социальном развитии, в силу множества неблагоприятных факторов не имеющие возможность высказаться, сформулировать и произнести даже простейшую фразу, тем не менее, так же нуждаются в понимании и выражении своих чувств. И они выражают их через художественное и музыкальное творчество! То, что нельзя произнести, можно выразить с помощью рисования и музыки. С такими детьми необходимо заниматься индивидуально, обогащая знаниями, впечатлениями, формируя специальные навыки, а также самостоятельность и независимость в восприятии и воспроизведении образов. Ведь творческое, независимое мышление является признаком гармоничной личности. [1]
Одним из путей развития и выявления детской одаренности у детей с овз, в моей работе, является развитие музыкально-ритмического понимания и самосознания. Часто у детей с нарушениями речи выявляются трудности не только с произносительной функцией, но и фонематическим слухом, восприятием неречевых звучаний, координацией, нарушением общей моторики, психологической зажатости. В своей группе, я веду работу по выявлению и развитию одаренности у детей с овз в рамках музыкально-ритмической деятельности.
На первых этапах работы некоторым детям требуется индивидуальная помощь в координации движений и ориентировке в пространстве, так как часто эти функции нарушены, для этого я, стоя позади ребенка своими руками помогаю скоординировать положение его тела, положение рук, головы, ног. Затем те же упражнения провожу в зеркальном сопровождении – это когда ребенок в медленном темпе, ориентируясь на показ педагога, пытается повторить все движения, затем, скорость выполнения движения растет!
Со временем, дети учатся слышать не только музыку, но и выполнять танцевальные, ритмические движения. Для достижения результата, под музыку я провожу зарядку и физкультурные упражнения во время НОД, а также музыкальные занятия и логоритмику. Через танец можно совершенствовать различные умения, такие, как: умение ориентироваться в пространстве, выполнять двигательный ритмический рисунок, развивать музыкальный слух, что способствует восприятию речи и самого воспроизведения речи.
В своей работе я использую разнообразные подвижные музыкальные игры, например, такие, как: «Вперед четыре шага, назад четыре шага», «Заплясали малыши», «На полянке зайки танцевали», «По малину в сад пойдем» и многие другие. Сначала используются игры для детей младшего возраста, затем усложняются по насыщенности движений, скорости и смене темпа до возрастной нормы и немного на зону ближайшего развития. В движениях под музыку активизируются все системы организма: слух, зрение, внимание, координация, все двигательные системы. А также происходит постепенное раскрытие ребенка психологически. Он становится более уверенным, успешным, перестает бояться разговаривать и проявлять инициативу. Этот механизм срабатывает даже у очень застенчивых и робких детей, особенно после выступлений на публике.
В процессе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах сначала я использую для усвоения и отстукивания четкого ритма такие музыкальные инструменты, как: бубен, барабан, ложки. Эти инструменты удобны тем, что они издают четкий отрывистый звук, который удобно воспринимать и определять детям. Затем использую такие музыкальные инструменты, как трещотки, бубенцы, металлофон, колокольчики, треугольник, маракасы и др. Посредством этой работы, можно определить уровень музыкального слуха у ребенка и продолжить его развитие в этом направлении., а также, отметить в игре на каком музыкальном инструменте ребенок более одарен.
Для развития произвольного восприятия и насыщения восприятия детей я использую произведения классической музыки: Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и др., под которую проходит не только слушание, но и выполнение связок нескольких элементов. Также, очень важную роль играет современная музыка со словами и без, под которую дети выполняют различные движения и танцы. Сначала я выбираю 2-3 мелодии с разным ритмическим рисунком, под которые дети выполняют знакомые движения или элементы танца. Как правило, это используется на утренней гимнастике. Затем, после освоения детьми данного этапа, разучивается танец под определенную мелодию и подбирается разнообразная по музыкальному звучанию, но обязательно, одинаковая по темпу и ритму музыка. Под эту музыку дети выполняют те же танцевальные элементы, как в разученном танце. Тем самым, у детей возникает необходимость включить мыслительные операции, координацию и память, учиться определять и соответственно выполнять ранее разученные движения. В работе используются методы: отражение, самостоятельное воспроизведение, импровизация игры на муз инструментах и в танце, работа в парах. Часто в работе я замечаю, что иногда, ребенок сверстнику быстрее и понятнее объяснит какую-либо информацию, чем взрослый, поэтому, в отработке разных движений, стараюсь формировать рабочие пары с таким учетом, чтобы один ребенок был «сильнее». При этом, более слабый ребенок быстрее учится, а более успешный может повысить собственную самооценку и творчески развиваться.
В подготовительной группе можно использовать карточки-символы, обозначающие ускорение, замедление, остановку и громкость музыки, а также некоторые танцевальные элементы.
К концу второго года обучения дети легко могут исполнить танец под любую похожую мелодию, сымпровизировать, быстро разучивают последовательность движений и их интенсивность при выполнении. Могут четко понимать ускорение и замедление музыки и движений.
Все это способствует тому, что у детей с овз речь становится более ритмичная, четкая. Дети внятнее могут передавать содержание текста песен.
В рамках данной работы, можно выявить наиболее способных и одаренных детей, которых можно посоветовать отдать в музыкальные школы и танцевальные коллективы для дальнейшего развития одаренности.
Список литературы
1.Троян Наталья АнатольевнаУчитель-логопед, МБДОУ "Колокольчик", ЯНАО
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Троян Н.А. Одаренность и ОВЗ: совмещаем понятия // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 05.11.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально – ритмической деятельности
С этой презентацией я защитила высшую категорию...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал раскрывает систему работы специалистов ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
laquo;Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого она - засушенный цветок ».В. Сухомлинский...
Проект: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения ».
Проект "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения"...
Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности"
Презентация о развитии музыкальных способностей дошкольников в результате музыкально-ритмической деятельности...
Проект «Планета детства » (Воспитание и развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально- ритмическую деятельность, посредством здоровьесберегающих технологий)
ull; В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже ...
Презентация "Выявление и развитие одаренности у детей"
laquo;Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка...