РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
статья по музыке (младшая группа)
«Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда,
когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого она - засушенный цветок ».
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_-_ritmicheskie_uprazhneniya.docx | 35.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
«Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда,
когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого она - засушенный цветок ».
В. Сухомлинский
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Это период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.64) определяет, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста… Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста… » [10] ФГОС дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка. Стандарт направлен на решение многих задач, и одна из них: «…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» [9] Содержание программы музыкального воспитания по ФГОС направлено на психолого - педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка дошкольного возраста. Иными словами, детская музыкальная деятельность - есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Музыкальное воспитание - это уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие детей, поскольку музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир мыслей, образов, идей. Огромную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения. С давних времен известно влияние ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.
Музыкально - ритмические движения служат познанию ребёнком окружающей действительности и являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Систему музыкального воспитания с помощью ритмичных движений одним из первых разработал еще в начале века швейцарский музыкант и педагог
Е. Жак-Далькроз.
В музыкально-ритмических движениях совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развивается координация движений и ориентация в пространстве, развиваются творческие способности.
Виды музыкально - ритмических движений.
Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры.
Музыкальная игра - активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».[8] Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.
Начальная форма игры - игра под пение и движения под фортепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филиппенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - развитие образа.[4]
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Программа последовательного освоения музыкально-ритмических движений составлена на основе проведённых научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в детском саду с учётом возрастных особенностей дошкольников.
В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребёнком исполнением, на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. Ребята ощущают смену частей произведения
и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить её хлопками.
На четвёртом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая её отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкальным произведением. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребёнка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.
Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических упражнениях, проанализировав особенности каждого музыкально – ритмического упражнения для данной возрастной группы, мы пришли к следующим выводам:
1. Успешное развитие творческих способностей младших дошкольников, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения и форм ее организации;
2. Музыкально – ритмические упражнения помогают развитию творческих способностей, а также многих сторон личности ребенка: музыкально – эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной, достигнута. Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.
Через движения дети легче усваивают язык музыки. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально – ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки.
Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артоболевская А.Д. [Первая встреча с музыкой.] - СПб: Композитор, 2004.
2. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти.Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- СПб.:Музыкальная палитра, 2012.
3. Дрожжина, Е.Ю., Снежкова, М.Б.[Обучение детей танцам в детском садуС.9-17]// Дошкольное образование. - № 14. - 2011. -.
4. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Полавандишвили, М.Л. [Музыкальное воспитание дошкольников ]/ Под.ред. О.П. Радыновой - М.: Владос, 1994.
5. Рубан, Т.Г., Тарасова, К.В.[Музыкальное развитие дошкольников.] - М.: Мозаика-Синтез, 2001.
6.Роот З. Я. "Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста" Айрис-пресс - 2005
7. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. [Танцевально-игровая гимнастика для детей 352 с.,]: Учебно-методическое пособие для педагогов и школьных учреждений.-СПб.: «Детство-пресс»,.ил.2001
8. http://www.ya-roditel.ru (дата обращения 11.11.2018)
9. https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (ФГОС ДО дата обращения 25.11.2018г)
10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (ФЗ №273 дата обращения 25.11.2018г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности
Использование на музыкальных занятиях театрализованной деятельности создает возможность приобретения дошкольниками многообразного опыта в связи с музыкой - опыта движения и речи; слушателя, исполнител...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Материалы статьи в своей работе могут использовать музыкальные руководители и воспитатели ДОУ...
Тема самообразования «Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - ритмической деятельности»
Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей старшего дошкольного возраста является движение под музыку. На танцевальных занятиях д...
Проект: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения ».
Проект "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения"...
Проект «Планета детства » (Воспитание и развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально- ритмическую деятельность, посредством здоровьесберегающих технологий)
ull; В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже ...
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспита...