СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему
Материал раскрывает систему работы специалистов ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakaeva_l.v_materialy_ot_a_do_ya.docx | 150.7 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Л. Бакаева
старший воспитатель
К. Седнева
воспитатель
М. Бондарева
учитель-логопед
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области»
d.sad21@mail.ru
«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время идут реформы образования. На наших глазах изменяются подходы к воспитанию и обучению детей. Радует то, что в государстве появляются ресурсы для «взращивания» смены нашему поколению, и есть понимание того, что от наших сегодняшних детей зависит будущее России. Поэтому задача современного педагога аккуратно, не навредив детской психике, помочь развить сильные стороны воспитанников. Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей следует начинать с дошкольного возраста.
На самом деле, споры о том, что считать одаренностью не утихли до сих пор. Большинство специалистов под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант. Другие специалисты считают, что нет одаренных и не одаренных детей, а есть те, которых неправильно обучали.
Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как о суммарном личностном свойстве.
Одаренность в старшем и младшем дошкольном возрасте должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, "общая способность" все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности". Возникает вопрос, о каких же достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными (схема №1).
Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.
Наличие неординарных (креативных) детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психологопедагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.
Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одарёнными детьми в условиях дошкольного учреждения.
В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в дошкольном учреждении общеразвивающего вида:
- работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;
- система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
- реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;
- реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.
- В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:
- Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
- Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития
- одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
- Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
- Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
- Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
- Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
Интеллектуальная сфера
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений
Чтение: ребёнок проявляет большой интерес к книгам, любит слушать чтение, в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет много читает самостоятельно, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; с лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество: ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к
музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера: ребёнок проявляет большой интерес к
деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное - в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.
В МДОУ «Детский сад №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области» реализуется проект «Одаренный ребенок» по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Система выявления одаренных и талантливых детей в нашем детском саду включает в себя:
- Наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности.
- Анализ особых успехов и достижений ребенка.
- Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей).
- Групповое и индивидуальное обследование детей, диагностика потенциальных возможностей детей.в
Одаренные дети нуждаются в помощи. Педагоги в саду создают для ребенка ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание; организуют интеллектуальные игры, творческие конкурсы, организуют исследовательскую деятельность. Развивается сеть дополнительного образования.
Направления деятельности с одаренными детьми
- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии);
- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах);
- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии);
- спортивное (соревнования, турниры, встречи).
Формы работы с одаренными воспитанниками: творческие мастерские; групповые занятия; кружки по интересам; конкурсы; работа по индивидуальным планам; исследовательские проекты.
Совместно с родителями ведется работа по развитию личности ребенка и его таланта; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами. Создана и постоянно обновляется база данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки. Разработаны методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников. Формируется методическая копилка по работе с одаренными детьми. Повышается квалификация в области работы с одаренными детьми. К сотрудничеству привлекаются социальные партнеры. Созданы индивидуальные карты развития личности ребенка. Внедрены педагогические технологии развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»). Выпускаются информационные бюллетени, методические рекомендации, памятки по работе с одарёнными детьми, публикуются материалы на сайте ДОУ и в печатных изданиях. Создаются проекты по сопровождению специальной одаренности детей.
Показателем эффективной работы МДОУ «Детский сад №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области» является высокая результативность детей в участии в конкурсах. В 2018-2019 учебном году воспитанники участвовали в мероприятиях различного уровня:
- II Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» федеральный уровень, номинация «Декоративно-прикладное творчество»: 10 воспитанников заняли призовые места.
- Муниципальная Акция «Зебрята», участие.
- Творческий конкурс «Волшебница Зима», федеральный уровень, Победитель 1 место в номинации «Рисунок».
- Районная выставка- конкурс новогодних букетов и композиций «Зимняя фантазия», районный уровень, номинация «Рождественское чудо», 1 место.
- Районный фотоконкурс «Моё святое Белогорье», районный уровень, номинация натюрморт «Как прекрасен этот мир», благодарность.
- Муниципальный конкурс «Спортивная семья», региональный уровень, 2 место.
- Спартакиада среди дошкольников (ДОУ №21, №22, №9), Муниципальный (ФОК п.Северный), 2 место в командном состязании. 1 место (золотой значок ГТО) воспитанник подготовительной группы «А».
- Муниципальный конкурс «Зелёный огонёк», муниципальный уровень, номинация «Фестиваль детской песни «Безопасные дороги детям (видеоклип)», лауреаты.
- Конкурс «Зимняя фантазия», районный уровень, участие в номинации «Авторская поделка»: «Новогоднее счастье-долгожданный подарок».
- Районный конкурс видио занятия Математическая викторина-«Всезнайки –Любознайки», районный уровень, участие.
- Муниципальный фестиваль «Мозаика детства» «На крыльях слова, музыки и танца», муниципальный уровень, номинация «Конкурс творческих способностей», 2 место.
- Муниципальный конкурс «Питайся правильно — будешь здоров!», районный уровень, номинация «Презентация» - победитель, номинация «Плакат» - участие, номинация «Презентация» - участие, номинация «Видеоролик» - победитель, номинация «Видеоролик» - победитель.
- Районный конкурс «Моя здоровая семья», номинация «Плакат», 2 участника, 1 победитель.
- Муниципальный фестиваль «Мозаика детства», муниципальный, номинация «Умное поколение – интеллект 0+», участие.
- Муниципальный этап Российского конкурса исследовательских работ и проектов «Я – исследователь», участие.
В интересах детей, которые нуждаются в большом объёме физических движений, налажено социальное партнерство, где дети с удовольствием занимаются физическим развитием, танцами, рисованием, пением.
Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он - одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лектории, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача - научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также - способствовать этому развитию.
Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.
Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.
Таким образом, необходимо не только выявить одаренных детей, проявить их таланты, но и обеспечить им всестороннюю поддержку всеми специалистами ДОУ совместно с семьей.
Литература:
- Иванова С. Ф., Беленкова Л. В. Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95646.htm. (дата обращения: 22.08.2018)
- Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
- Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
- Редикульцева А.В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.
- Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...