Использование технологии хромотерапии в работе воспитателя.
статья по коррекционной педагогике
Что такое хромотерапия и как использовать эту технологию в работе воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hromoterapiya_v_rabote_vospitatelya.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии хромотерапии в работе воспитателя.
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности воспитателя они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).
Хромотерапия – это наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека. Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Теплые цвета способны возбуждать, стимулировать, побуждать человека к творческой деятельности, помочь преодолеть трудности в общении. Это желтый, красный и оранжевый. Расслабляют, побуждают к созерцанию и размышлению, понижают эмоциональное напряжение холодные – фиолетовый, синий и голубой. Промежуточным является зеленый, который воздействует медленно и мягко.
Основными методами хромотерапии в работе с детьми с ОВЗ являются цветовая визуализация, цветовая медитация, цветная вода, игры.
Хромотерапию можно считать одним из разновидностей природного лечения, одним из направлений здоровьесберегающих технологий. Существует довольно много способов применения хромотерапии в быту:
освещение,
медитация,
визуализация,
принятие цветных ванн и цветного душа,
выбор цвета одежды и интерьера,
цветная пища,
очки с цветными стеклами,
цветные кристаллы, камни и т. д.
Хромотерапия помогает решать проблемы ребенка с ОВЗ (речевые, психологические) более эффективно, интересно и творчески.
Педагогам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Перейдем к краткому описанию каждого цвета.
Синий цвет: успокаивает, стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет: угнетает психические и процессы, снижает настроение.
Красный цвет: активизирует, повышает физическую работоспособность.
Зеленый цвет: успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет: оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.
В работе элементы хромотерапии можно применять как индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.
Игры по хромотерапии, направленные на развитие цветового восприятия и расслабление мышц всех частей тела.
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
Трудно переоценить вклад игры в выявлении у ребёнка психических отклонений. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в коллективе, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения дома в детском саду.
Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что даёт воспитателю возможность использовать совместные игры для диагностики детей по выявлению детской тревожности, агрессивности.
Примеряя в игре на себя роли взрослых, детей, воссоздавая их действия, ребёнок проникается чувством раскованности, самоутверждения, непосредственности, что способствует предотвращению развития нежелательных форм поведения у ребенка.
Подготовить тревожных и агрессивных детей к оздоровлению с помощью хромотерапии, помогают релаксационные игры: «Танцующие руки», «Воздушный шарик», «Шалтай – болтай», «Насос и мяч», «Драка», «Подарок под елкой» и т.д.
Для снижения уровня агрессии и тревожности используются следующиедидактические игры: «Разложи в ряд», «Раскрась овощи и фрукты», «Узнай и выбери», «Раскрась зеленым цветом», «Найди ошибку», и др.
Но самыми предпочтительными для детей являются подвижные игры:«Бегите ко мне!», «Ищи свой дом!», «Прыг-скок!», «Что понравилось возьми, принеси и назови» и др.
Игры, направленные на снижение уровня агрессии и тревожности у детей можно включать во все режимные моменты: в утренний отрезок времени, на занятии, на прогулке, в творческой деятельности, в самостоятельной игровой деятельности.
В результате разнообразная игровая деятельность позволит восстановить уровень психических отклонений у ребенка.
Список литературы:
1.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.
2.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.
3. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб.: Речь, 2005г.
4. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей "Увезите ребёнка в даль светлую" ( Использование здоровьесберегающих технологий в педагогической работе воспитателя)
Если у вас естьв деревне родственники или любящие ребенка бабушка с дедушкой, то это идеальный вариант для отдыха ребенка летом. Моя презентация "Увезите ребёнка в даль светлую..."- именн...
Использование технологии хромотерапии в логопедической работе.
Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль в логопедической работе отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).Хромотерапия — ...
Использование Интернет-программ и технологий в методической работе воспитателя ДОУ
Компьютер стал неотъемлемым атрибутом работы любого администратора и организатора, а теперь еще и педагога. Как же мы используем компьютер в работе, и почему теперь каждый стремится иметь компьютер до...
Использование технологии хромотерапии в развитии интеллектуальных способностей ребёнка.
Тема: Использование технологии хромотерапии в развитии интеллектуальных способностей ребёнка.Цель: Формирование у ребенка эмоционально-чувственного развития.Задачи:-Расширение ...
Использование технологии лэпбук в работе воспитателя
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрас...
«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике...
Использование элементов технологии "Хромотерапия " в работе учителя-логопеда с детьми групп комбинированной направленности для детей с ТНР.
В статье говорится о использовании нестандартных технологий в работе учителя-логопеда....