«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1687967858.2726.docx375.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии хромотерапии

в коррекционной работе учителя-логопеда»

На логопедических занятиях используются традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.

Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии).

Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии:

1.Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.

2.Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

3.Развитие общей и мелкой моторики.

4.Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.

5.Развитие правильного дыхания.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.

Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Перейдем к краткому описанию каждого цвета.

Синий цвет стимулирует умственную деятельность,  оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит [3, с. 7].

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении [3, с. 7].

Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение [3, с. 6].

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы [3, с. 6].

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма [3, с. 6].

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие [3, с. 7].

Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия [3, с. 6].

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета [3, с. 8].  

В логопедической работе элементы хромотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.

Приведу несколько примеров по применению цвета как здоровьесберегающего компонента на занятиях.

 

Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление)

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.

- Какие чувства вызывает розовый цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, вкусный грустный, спокойный, холодный.)

Далее педагог описывает значение цвета, как он действует на организм [3, с. 66].

 

Упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание)

Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.

- Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом [3, с. 15].

 

Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика)

Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки)

Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев),

Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев),

Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),

Красным (соединяют подушечки мизинцев).

Но не пойму, отчего же всегда

Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?

После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед [3, с. 16].

 

Упражнение на координацию речи с движением «Оранжевая песенка».  Под слова стихотворения дети выполняют определенные движения руками.

Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.

В  зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Также, автоматизируя звуки, можно проводить работу по совершенствованию грамматического строя речи. Здесь можно развивать такие категории, как согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо); изменение прилагательных вместе с существительными по падежам (есть) синий василек, (нет) синего василька), (подошел) к синему васильку); согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов (одна розовая ягода, две розовые ягоды, пять розовых ягод); подбор родственных слов (зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка), составление описательных рассказов, сочинение сказок.

Используя технологию хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях.

Дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их на занятиях.

Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

 

 

Список литературы:

 

1.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.

3.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005, 84 с.

4.Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.

·   

.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/542700-ispolzovanie-tehnologii-hromoterapii-v-korrek


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...