Использование технологии хромотерапии в логопедической работе.
статья по логопедии на тему
Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль в логопедической работе отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. В статье рассказывается о технологии хромотерапии, ее использовании в логопедической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хромотерапия | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Шамова Татьяна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок».
Использование технологии хромотерапии в логопедической работе.
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На логопедических занятиях используются традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.
Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.
Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Перейдем к краткому описанию каждого цвета.
Синий цвет: успокаивает, стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет: угнетает психические и процессы, снижает настроение.
Красный цвет: активизирует, повышает физическую работоспособность.
Зеленый цвет: успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет: оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.
В логопедической работе элементы хромотерапии можно применять как индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.
Приведу несколько примеров по применению цвета на занятиях, как здоровьесберегающего компонента.
Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление)
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.
Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии.
Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного, например синего, цвета.
- Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)
Далее педагог описывает значение цвета, как он действует на организм.
Упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание)
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
- Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.
Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика)
Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки)
Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев),
Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев),
Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),
Красным (соединяют подушечки мизинцев).
Но не пойму, от чего же всегда
Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают
вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?
После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
Упражнение на координацию речи с движением «Жёлтая песенка».
Жёлтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх.)
Жёлтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево – вправо.)
Жёлтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)
Жёлтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны – вверх – вниз.)
Жёлтая бабочка, жёлтая букашка.
Жёлтые лютики, жёлтая ромашка. (Приседания.)
Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек,
Жёлтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте).
Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.
Также, автоматизируя звуки, можно проводить работу совершенствованию грамматического строя речи. Здесь можно развивать такие категории, как: согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо); изменение прилагательных вместе с существительными по падежам (есть) синий василек, (нет) синего василька), (подошел) к синему васильку); согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов (одна розовая ягода, две розовые ягоды, пять розовых ягод); подбор родственных слов (зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка), составление описательных рассказов, сочинение сказок.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Список литературы:
1.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.
2.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.
3. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб.: Речь, 2005г.
4. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов хромотерапии на логопедических занятиях
Большое внимание для оздоровления детей уделяется цветотерапии. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительны...
Презентация опыта работы "Использование элементов технологии хромотерапии в логопедической работе".
Презентация опыта работы "Использование элементов технологии хромотерапии в логопедической работе"....
«Использование технологии Lapbook в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование технологии Lapbook в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»...
Использование технологии хромотерапии в работе воспитателя.
Что такое хромотерапия и как использовать эту технологию в работе воспитателя....
"Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе"
quot;Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе"...
Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе
Эта технология очень интересна и увлекательна — стоит только поглубже с ней познакомиться. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: • ак...
«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике...