Использование Интернет-программ и технологий в методической работе воспитателя ДОУ
статья по информатике (старшая группа) на тему
Компьютер стал неотъемлемым атрибутом работы любого администратора и организатора, а теперь еще и педагога. Как же мы используем компьютер в работе, и почему теперь каждый стремится иметь компьютер дома?
Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.
Широкое использование информационных технологий в самых различных сферах деятельности человека диктует необходимость наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Компьютер – это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера, и прежде всего воздействие в виде педагогической помощи в социализации человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet-programm_i_tehnologiy_v_metodicheskoy_rabote_vospitatelya_dou.doc | 498.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Интернет-программ и технологий
в методической работе воспитателя ДОУ
Балеева Татьяна Викторовна
Воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
Детский сад № 28
Г.о. Жуковский
Компьютер стал неотъемлемым атрибутом работы любого администратора и организатора, а теперь еще и педагога. Как же мы используем компьютер в работе, и почему теперь каждый стремится иметь компьютер дома?
Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.
Широкое использование информационных технологий в самых различных сферах деятельности человека диктует необходимость наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Компьютер – это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера, и прежде всего воздействие в виде педагогической помощи в социализации человека.
Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное пространство, для которого характерно активное освоение новых информационных технологий. Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды (ЕОЭС). Для достижения этой цели должны быть решены не только задачи повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения – компьютеризации, но также задачи информатизации, подразумевающей интеграцию новейших технологий и системы организации обучения с реальным воспитательным процессом.(7)
Конечно, в первую очередь, я использую компьютер как печатное устройство, работая с текстовым редактором «Microsoft Word». В отличие от печатной машинки, компьютер помогает оформлять печатную продукцию так, как нам диктуют нормы и современные требования: ведь сегодня все чаще и чаще нужно сдавать документы не только в «бумажном», но и в электронном виде. Компьютер сохраняет все в памяти и, следовательно, мы можем пользоваться ранее сделанным, а также дорабатывать материал в дальнейшем.
Я в своей работе печатаю, прежде всего, текущие документы: планы работ, отчеты, аналитические справки, протоколы. Работать в программе «Microsoft Word» одно удовольствие: я могу с легкостью менять шрифты, воспроизводить при помощи копирования похожие фразы, не тратя время на набор, а лишь корректируя тексты, оформлять тексты в альбомном и книжном форматах, работать одновременно в разных файлах, перенося строчки из одно документа в другой, – и многое другое. Помимо программы «Microsoft Word» очень экономит время, облегчает труд и делает его интересным и остальные стандартные программы «Microsoft Offis» Но самое удобное для меня в этой программе – это создание таблиц – любого вида, с любой внутренней организацией. Таблица – это не только хорошо организованная наглядная информация, удобная для прочтения и поиска нужных фактов и сведений, – это еще возможность делать акценты в содержании, установить наглядные взаимосвязи, что помогает анализировать информацию. В таблицах можно расставлять приоритеты и проводить интеграцию между событиями, формами, темами, средой и прочее. В своей работе я использую таблицы в разных целях и с разными функциями. (3)
1 анализ педагогической деятельности и тенденций – аналитическая функция;
2 прогнозирование и планирование – прогнозирующая функция;
3 обучение педагогических кадров – методическая функция;
4 организатор и куратор всех мероприятий в ДОУ – организаторская функция.
Анализ педагогической деятельности – вещь необходимая. Но сделать анализ объективно, качественно и результативно нельзя на пустом месте, не имея достаточно материалов. И здесь невозможно все свести только к наблюдениям и выводам по ним. Необходимо использовать разные формы и критерии анализа, подключать к сбору информации и мнений разные категории людей (педагогов, родителей, посетителей детского сада и проч.) по всем направлениям работы. Все знают такую форму анализа – тематический анализ.
В нашем детском саду с целью обучения воспитателей педагогическому анализу наработана целая система мероприятий. Они систематически планируются и проводятся по плану, согласно рабочим задачам педагогического процесса года и тематическому анализу года. Вся эта работа непосредственным образом связана с использованием ИКТ
В настоящее время большинство учебных учреждений могут похвастаться своими сайтами. Создание единой информационной среды – вот основная задача на сегодняшний момент. Информатизация образовательного учреждения – это процесс внедрения информационных технологий (ИТ) во все направления и виды образовательной деятельности.
К основным целям информатизации относятся следующие:
- ..повышение качества образования;
- ..повышение доступности и гибкости образования;
- ..повышение эффективности управления;
- ..формирование информационной культуры.
Реализация указанных целей возможна лишь при комплексном подходе к информатизации, когда в образовательном учреждении создана единая информационная среда (ЕИС), включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. ЕИС предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.(6)
Как видно из приведенной схемы, использование информационных технологий в учебно-воспитательной работе является лишь частью информационной среды дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Информатизация ДОУ предполагает использование ИТ в административной, финансово-хозяйственной, педагогической и методической деятельности. Она затрагивает всех участников образовательного процесса: воспитанников, родителей (лиц, их заменяющих), педагогических и административных работников.
Использование информационных технологий в административной, финансово-хозяйственной и методической деятельности позволяет эффективно управлять ресурсами, контингентом, образовательным процессом, обеспечивать коммуникацию и предполагает наличие электронных баз данных, архивов, электронного адреса и сайта образовательного учреждения.
Многие педагоги ДОУ, в том числе и нашего детского сада создают
цифровые образовательные ресурсы, коллекции, простые манипуляционные игры и т.д. По их словам, они делают это потому, что хотят осуществить (или заново реализовать) и оценить собственные идеи, но испытывают недостаток таких ресурсов.
Некоторые педагоги создают простые образовательные ресурсы в форме
электронных учебников для занятий с детьми. Некоторые педагоги являются соавторами и создателями программных и методологических приложений к Dreamer’s Magic Designs, Dreamer’s Multicreativity и Psychological bingo.
В рамках такой работы организуются специализированные курсы, предлагается помощь с оборудованием и любыми техническими или педагогическими проблемами.
90% педагогов, работающих с дошкольниками, владеют ИКТ.
Открытое информационное пространство ДОУ позволяет педагогам ДОУ делиться своим опытом с воспитателями других детских садов. Это помогает им анализировать, создавать и применять новые методы и формы обучения, учитывая особенности дошкольного возраста
Некоторые педагоги даже создают собственные образовательные инструменты и материалы для детей.
Для многих работников образования и по сей день книги, и периодические издания являются основными источниками той или иной информации. Иногда на поиски необходимых сведений педагог тратит большую часть своего времени, перелистывая огромное количество страниц, просматривая стопки литературы. С приходом в нашу жизнь информационных технологий и Интернета можно оптимизировать свой труд, в том числе, и области поиска информации. Для этого достаточно иметь доступ в Интернет.
Чтобы иметь доступ в Интернет с компьютера, за которым вы работаете, должны выполняться следующие условия.
- Компьютер должен быть соединен линиями связи с сервером. В обычном случае это телефонные линии связи.
- Для подключения к линиям связи с данного компьютера необходимо специальное устройство – модем.
- Пользователь компьютера должен иметь «разрешение» на доступ в Интернет. Интернет – услуга платная. Оформить подключение к Интернет можно через так называемого провайдера, в ведении которого находится сервер – мощный компьютер для выхода в Интернет.
Поиск информации является одной из ключевых проблем сети Интернет, так как количество представленных сегодня в Интернет web-страниц оценивается несколькими сотнями миллионов. Почему же возникают сложности с поиском информации в Сети? В основе этих сложностей лежат следующие причины:
множественность источников информации, их постоянное обновление и добавление;
дефицит времени на поиск и обработку информации;
использование в Сети различных способов хранения информации;
требование минимизации стоимости информации.
Основными инструментами поиска информации в сети Интернет сегодня являются поисковые машины и каталоги.
Поисковые машины. Основная функция поисковых машин состоит в исследовании сети Интернет с целью сбора данных о существующих web-страницах и выдаче по запросу пользователя информации о web-страницах, наиболее полно удовлетворяющих запросу.
Каталоги. Представляют собой иерархически организованную тематическую структуру, в которую, в отличие от поисковых машин, информация заносится по инициативе пользователей. Доступ к каталогам является свободным. Поиск по каталогам можно осуществлять с помощью поисковых сервисов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2)
При использовании материалов с ресурсов сети Интернет необходимо предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения – ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам.
Новые технологии требуют, чтобы педагоги играли новые роли, применяли новые педагогические приемы. Они требуют новых подходов к профессиональной подготовке педагогов. Успешность интеграции ИКТ в работу с детьми будет зависеть от способности преподавателя структурировать среду обучения, объединять новые технологии с новыми педагогическими приемами, развивать социальную активность учащихся, поощрять сотрудничество, вести обучение в сотрудничестве и групповую работу. Необходимо приобретать и развивать иные навыки управления классом. Главной в будущем станет способность разрабатывать новаторские способы применения технологий для создания более эффективной среды обучения и поощрения технологической грамотности, углубления и создания новых знаний.
Педагоги, как правило, понимают, что повышение квалификации им необходимо. Соответственно высока и их мотивация, а профессиональное развитие невозможно без большого внутреннего энтузиазма.
У работников ДОУ нет недостатка в энтузиазме по поводу развития обучения детей с помощью ИКТ. Скорее следует говорить о проблемах, с которыми сталкиваются эти люди на практике. Проблемы сказываются на уровне владения ИКТ и, следовательно, на степени уверенности педагогов. У нас все педагоги проходят курсы повышения квалификации, в том числе, и курсы, связанные с ИКТ.
Для нас самая большая проблема — недостаток специальных знаний, глубоких и сложных навыков владения ИКТ. А еще недостаточное финансирование. И мои сотрудники, и я сталкиваемся с серьезными проблемами при профессиональном использовании ИКТ. Хотя у нас уже есть базовые навыки, в случаях отказов каких-либо устройств мы нуждаемся в помощи специалистов.
Большинство преподавателей нашего сада пользуются компьютерами практически ежедневно, отправляя сообщения по электронной почте и путешествуя по сети.
Некоторые виды работы на компьютере мы осваиваем самостоятельно.
Во многих ДОУ организуются собственные курсы и семинары, иногда совместно с соседними или партнерскими организациями. Порой местные, региональные или национальные органы управления образованием организуют более систематические программы. Некоторые педагоги активно участвуют в работе профессиональных (виртуальных) сетей. Отдельные организации помогают в распространении своего опыта, участвуя в организации региональных или национальных конференций для педагогов ДОУ.
Список литературы
- Алебастрова А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. Педагогика. Психология. Управление).
- Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 472 с.
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / Авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская.– Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с
- Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / Авт.-сост. С.В. Лесина. – Волгоград: Учитель, 2006 . – 237 с.
- Как обустроить детский сад?/ Н.Ю. Честнова. – Ростов-на Дону: Феникс, 2007. – 252 с. – (Серия «Сердце отдаю детям»).
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.
- Нормативно-правовая база ДОУ: Сборник официальных документов и программно-методических материалов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 614 с.
- Нормативно-правовая основа деятельности образовательного учреждения: технология составления и образцы документов; рекомендации; ответы на актуальные вопросы / Сост. Е.В. Демушкина.– Волгоград: Учитель, 2008. – 237 с.
- СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы».
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕСУРСЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях. Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...
Презентация для родителей "Увезите ребёнка в даль светлую" ( Использование здоровьесберегающих технологий в педагогической работе воспитателя)
Если у вас естьв деревне родственники или любящие ребенка бабушка с дедушкой, то это идеальный вариант для отдыха ребенка летом. Моя презентация "Увезите ребёнка в даль светлую..."- именн...
Консультация для воспитателей «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в кружковой работе и на музыкальных занятиях».
Актуальность использования информационных технологий обусловлена потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. Использования компьютера в ДОУ и...
Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...
"Использование инновационных логопедических технологий в системе работы воспитателя"
В консультации "Использование инновационных логопедических технологий в системе работы воспитателя" показано, как в дошкольных учреждениях можно использовать логопедические технологии для улучшения ре...
Использование информационно-коммуникативных технологий в методической работе в ДОУ
Современные Информационные Технологии (ИТ) в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяю методы представлени...
Использование информационно-коммуникативных технологий в методической работе в ДОУ
Современные Информационные Технологии (ИТ) в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяю методы представлени...