Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по развитию связной речи. Тема: «Путешествие на выставку транспорта»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Давыдова Вера Васильевна

Закреплять умение  рассказывания  по графическому плану,   развивать и совершенствовать словарный запас,  грамматический строй и связную речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по развитию связной речи.

 Тема:   «Путешествие на выставку        транспорта»

Цель:

 Закреплять умение  рассказывания  по графическому плану,   развивать и совершенствовать словарный запас,  грамматический строй и связную речь детей.

Задачи:

1.  Пополнять  словарный запас существительными,  прилагательными,  глаголами,   антонимами.

2.  Употреблять правильные грамматические  формы глаголов ( выехал, поехал, заехал, объехал, подъехал, приехал. )

3. Формировать различные способы словообразования и словоизменения, закрепить многозначность слов.

4.  Развивать мышление, память, зрительно  -  пространственную ориентировку укреплять речевое внимание.

5.   Воспитывать исполнительность, умение оценивать рассказы товарищей, участвовать в выполнении коллективных  поручений.
6. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения через художественное слово и игровую деятельность.

Ход занятия

Лог. Ребята,   мы живём с вами в красивом городе с зелёными широкими улицами и переулками, по ним двигается много легковых и грузовых автомашин,  едут автобусы и такси.

Лог. Ребята, как называется город,  в котором мы живём?

В какой стране он находится?

Лог. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Хотите?

Лог. Ребята,  на чём можно путешествовать?

Д. На поезде,  машине, самолёте, теплоходе.

Лог. Как назовём все это,  одним словом?

Д. Транспорт

Лог. Мы отправляемся с вами в путешествие по улицам нашего города на выставку транспорта. Дети, чтобы нам хорошо ориентироваться в нашем городе и не заблудиться, что должен иметь каждый путешественник?

Д.Чтобы нам не заблудиться,  нам надо иметь карту.

Лог. Зачем нам нужна карта?

Д. Чтобы знать правильное направление и  не заблудиться в дороге, чтобы знать, где сделать остановку и передохнуть.

Лог. Да,  карта как книга. Она всё может нам рассказать, если читать её правильно.

Лог. Перед вами на стенде несколько карт, а по какой из них мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если выполните мои задания.  Будьте  внимательны.

Возьмите карту,  которая находится вне круга,  но в квадрате.

Взяли карту открыли там смешная мордашка

Лог. Ребята это карта? Нет.

Возьмите карту,  которая находится в кругу и в квадрате.

Дети берут,  открывают карту. Нарисован светофор.

Лог. Ребята, что здесь нарисовано?  Светофор.

Входит ребёнок « светофор».

 Здравствуйте ребята, меня зовут  Светофорчик.

Возьмите меня с собой в путешествие. Я вам помогу в дороге.

Лог. Ребята,  возьмём с собой  Светофорчика?  Он нам поможет правильно переходить дорогу.

Лог. Где же наша карта,  по которой мы можем отправиться в путешествие?

- Светофорчик,  как ты думаешь?

Светофорчик.

Возьмите карту,  которая находится вне круга и вне квадрата, в правом нижнем углу.

Открываем карту.   На  ней нарисованы две паралельные  улицы.

Лог. Ребята нашу карту мы можем увидеть в большом изображении, если увеличить её в масштабе. Посмотрите на экран. Разбираем с детьми графическое содержание карты.

Лог. Дети вы будете путешествовать по одной улице, так почему же на нашей карте в начале и в конце пути стоят одинаковые знаки.  Как вы думаете?

Д. Мы начинаем путешествие в одном месте и заканчиваем его там же.

Лог. Какая главная улица в нашем городе?

Д.  Улица Ленина.

Лог. Чем она примечательна?

Д. На этой улице находятся главные здания нашего  города:  дворец культуры, кинотеатр, администрация, бассейн.

Лог. Ребята я предлагаю вам путешествовать именно по этой улице, давайте

 вспомним, что ещё можно увидеть в городе?

Д. В городе можно увидеть жилые дома, высотные здания, зелёные аллеи,

  детские парки, красивые  фонтаны, длинные мосты, большие магазины, летние кафе, огромные стадионы.

Лог. Чем отличается город от деревни?

Д. В городе высокие дома, а в деревни низкие.

В городе большие площади,  а в деревни маленькие.

В городе улицы широкие, а в деревни узкие.

В городе улицы длинные, а в деревни короткие.

В городе транспорта много, а в деревни мало.

 В  городе дворы шумные, а в деревни тихие  

Лог. Ребята, что нужно,  что бы наш город был ещё краше?

Д. Сажать и  ухаживать за  деревьями  и цветами, не сорить, быть культурными и воспитанными, любить свой город.

Лог. Ребята,  скажите, где в городе можно отправить посылку?

Д. На почте.

Где можно купить необходимые покупки?  В магазине.

Где можно сделать прививку? В поликлиннике.

Где можно подстричься? В парикмахерской.

Где можно временно жить гостям города? В гостинице.

Где можно посмотреть цирковое представление. В цирке.

.

Лог. Ребята нам пора отправляться в путешествие.    

Для того, чтобы не забыть что с нами будет происходить во время пути мы с вами заведём путевой дневник,  как это делают настоящие путешественники. Так как вы писать еще не умеете,  все ваши рассказы о путешествии мы будем записывать на диктофон. Занимайте места, чтобы наше путешествие было удачным вспомните правила дорожного движения и как надо вести себя на улице.

Ребенок.1

 Правил дорожных на свете немало  

 Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движения

Знать как таблицу должны умножения

Ребенок 2.

 Пешеход, пешеход,

Помни ты про переход

Подземный , наземный, похожий на зебру

Знай, что только переход

От машин тебя спасёт.

Ребенок  3

. На мостовой не играй, не катайся

Если ты хочешь здоровым остаться.

Светофорчик.

 Выполняй закон простой

Красный свет зажжётся - стой.

Жёлтый вспыхнул – подожди.

А зелёный свет – иди.

Ребенок 4.

 Старики идут и дети.

Не бегут и не спешат

Светофор для всех на свете

Настоящий друг и брат.

Лог.  Отлично,  правила дорожного движения вы знаете, тогда не будем терять время  и отправимся в путь с весёлой песней.

«Если с другом вышел в путь» Шаинского.

 Лог. Дети,  посмотрите на схему путешествия и составьте  по схеме  рассказ о путешествии.  

  Сейчас  мы  послушаем ваши рассказы,  запишем их на диктофон  и сделаем анализ ваших рассказов.

Дети по схеме составляют рассказ о путешествии,  делают взаимоанализ.

Лог. Дети мы прослушали рассказы, а теперь скажите,  чей рассказ вам понравился больше других и почему?

Лог. Вы  справились с заданием,   составили  интересные рассказы о своём путешествии.  

А сейчас подойдите ко мне.  Давайте проверим,  умеете ли вы быть

внимательными  на дороге.

 Физкультминутка. «Красный, желтый, зеленый».

На зелёный свет ,  ходьба по кругу;   на жёлтый,  хлопайте в ладоши; на красный свет,    соблюдайте полную тишину.  Звучит песня «По улице, по улице»,

муз. Шутенко, сл. Бойко.

Лог. Показывает сигналы на светофоре, дети выполняют действия.

Лог.  Ребята, мы прибыли на выставку.  Рассмотрите внимательно картинки и назовите их.  Как назовём  все  это, одним словом?

Д Транспорт.

Лог. На какую же выставку мы с вами попали?

Д . На выставку транспорта.

Лог. Расскажите,  для чего нужен транспорт? Какие виды транспорта существуют

Д. Наземный, водный, воздушный.

Лог.   Назовите наземный транспорт?  Автобус,  троллейбус, трамвай,  грузовик и т. д.

Лог. Почему он так называется?

Лог. Назовите профессию людей,  которые управляют машиной,  автобусом?

Д. Шофёр, водитель.

Лог. Назовите части машины.

Д. У машины есть кабина, кузов, фары,  колёса и т. д.

Лог. Что находится внутри кабины (руль, мотор, педали).

Лог. Опишите машину с помощью схемы.

Лог. Придумайте предложения с помощью картинок,

Лог. О каком транспорте мы говорили?

Лог.  Какой транспорт ходит под землёй? Подземный.

Какой транспорт ходит по железной дороге? Железнодорожный.

Лог. Назовите профессию людей,  которые водят поезда и электрички?

Д.   Машинист.

Лог. О каком транспорте мы говорили? О наземном.

Лог. Как называется транспорт,  который передвигается по воде?

Д.    Водный транспорт.

Лог.  Назовите виды водного транспорта.

Д.    Корабль, лодка, яхта, катер, пароход, подводная лодка.

Лог. Кто управляет кораблём, теплоходом, пароходом.

Д. Капитан.

Лог. Где можно встретить водный транспорт?

Лог. Как называется место,  куда приплывают корабли? Порт

Лог. Опишите корабль с помощью схемы

Лог.  Придумайте предложения с помощью картинок.

Лог. О каком транспорте мы говорили? О водном транспорте.

Лог. Как называется транспорт,  который летает?

 Д. Воздушный.

Лог. Назовите воздушный транспорт? Самолёт,  вертолёт, ракета и т.д..

Лог. Почему этот транспорт называется воздушный?  

Д.    Потому что он перевозит людей и разные грузы по воздуху.

Лог. Кто управляет самолётом?

Д.  Пилот.

Лог. Из каких частей состоит самолёт? Крылья хвост, шасси, иллюминатор, корпус , дверь , кабина.

Лог. Что есть у самолёта,  и нет у вертолёта? Крылья.

Лог. Что есть у вертолёта,  и нет у самолёта? Винт.

Лог. Ребята, почему самолёт так называется?

Д. Сам летает,   вездеход - (везде ходит), самосвал - (сам валит), самокат - (сам катит).

Лог. Опишите самолёт с помощью схемы. Придумайте предложения с помощью картинок.

Лог. О каком транспорте мы говорили?

 О наземном, воздушном, водном транспорте.

Лог. На каком транспорте можно         передвигаться по нашему городу?

Лог. Ребята, посмотрите на экран,  найдите лишний предмет в каждом ряду и  объясните,  почему вы так считаете?

Работа с перфокартами

Лог. Понравилась вам выставка транспорта? А сейчас виды транспорта вы распределите самостоятельно по карточкам.

Лог. Для детей,  которые умеют читать,  я приготовила карточки со словами.

Прочитайте слова и линией соедините с видом транспорта. Остальные возьмите карточки с картинками и соедините их с видами транспорта.

Лог. Молодцы ребята справились с заданиями. А теперь поменяйтесь карточками друг с другом и проверьте задания.

Лог.  Ребята, понравилось вам наше путешествие?

Что вам больше всего запомнилось?

Д. Выставка транспорта, путешествие по городу, работа с карточками, встреча со Светофорчиком.

Лог. Чтобы это путешествие вам запомнилось надолго, давайте споём песню путешественников.

Поют песню бременских музыкантов.

Лог. В память о путешествии все туристы покупают  сувениры,

я тоже хочу подарить вам на память о нашем путешествии сувениры  с разными видами транспорта.  

 Светофорчик. Ребята, давайте сделаем светофорчики,   подарим их   младшим ребятам   и расскажем друзьям и родителям о нашем путешествии.                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию математических представлений с детьми подготовительной к школе группы (6-8 лет) на тему «Путешествие в Африку»

Открытое мероприятие по развитию математических представлений с детьми подготовительной к школе группы (6-8 лет) на тему «Путешествие в Африку...

Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)

По народному календарю 1 марта празднуют  Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по развитию связной речи Тема: «Составление письма ребятам дошкольного учреждения из другого города»

Представлен конспект по развитию связной речи, в котором описывается  составление письма детьми для детей-дошкольников из другого города....

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Открытая непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Б» с нарушением речи ТЕМА: «Осень. Деревья осенью» (Звук «И» и буква «И»)

Открытая непрерывная образовательная деятельностьс детьми подготовительной к школе группы «Б»с нарушением речи ТЕМА: «Осень. Деревья осенью»(Звук «И» и буква ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Цель: формировать у детей у...