Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Мебель».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подготовительная группа. Тема: «Мебель».
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Мебель», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря.
- Активизация связной речи (отвечать на вопросы полным ответом, составление предложений с предлогами, описание предметов мебели, умение правильно задать вопрос).
- Совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; образование существительных в родительном падеже множественного числа, образование относительных прилагательных).
- Закрепление и совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов.
- Закрепление навыка чтения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать монологическую речь (описания предметов мебели).
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие диалогической речи.
- Согласование речи с движением.
Коррекционно-образовательные:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности.
- Продолжать формировать навыки сотрудничества и общения, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
Магнитная доска, коврограф, картинки с изображением мебели, мяч, картинки с изображением древних людей, названия мебели разрезанные на буквы, схемы предлогов, картинки-изображения игрушек, обруч, плоскостные изображения ключей и «скважины», медали.
Предварительная работа:
- Актуализация знаний по лексической теме;
- Развитие логического мышления;
- Закрепить навык послогового чтения;
- Развитие фонематического анализа и фонематических представлений;
- Закрепить умение составлять описательные загадки;
- Развитие общей моторики.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь на стульчики. Поиграем в игру «Подскажи словечко», а картинки помогут вам подобрать правильный ответ.
Игра «Подскажи словечко»
Костя в комнату вошел
И поставил сок на… (стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки…. (в буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла… (со стула).
Катя вынула жирафа
Мяч и гномика… (из шкафа).
Закатила барабан
Наша Оля… (под диван).
Если хочет Миша спать
Он приляжет… (на кровать).
Чтобы ноги отдохнули
Посидим чуть-чуть (на стуле).
Почитать хотим мы если,
То развалимся мы (в кресле).
- О каких предметах говорится в стихотворении? (стол…)
- Как называются эти предметы одним словом? (мебель) Правильно.
- Сегодня нас ждет сказочное путешествие в начало нашей истории – в Древний мир. Там мы узнаем, как появился первый стул. Вы готовы отправиться в путешествие? Как вы думаете, как можно попасть в прошлое? (ответы детей)
- Мы отправимся в Древний мир через портал времени - пролезайте, но будьте осторожны, не шумите, мало ли кого можно встретить в Древнем мире (дети по очереди пролезают через обруч).
Основная часть.
1. «Как появился стул».
- А вот и пещера древних людей. Присаживайтесь тихонько к костру и слушайте.
- Когда-то, очень давно, люди жили не в домах, а в пещерах (показывает картинку с изображением древних людей). И у них не было никакой мебели.
- Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра, и сидели на камнях (показывает картинку с изображением камня). Я даю вам камень, а вы потрогайте, и скажите какой он. Ребята, какой камень? Правильно, ребята, камень тяжелый, твёрдый, холодный. Вот поэтому древним людям было неудобно сидеть на них. И однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Им понравилось, что бревно не такое твердое и холодное и они взяли его в пещеру (показывает картинку с изображение бревна). Позже другой человек нашел в лесу пенёк, присел на него и понял, что пенёк намного удобнее, чем бревно. Посмотрите, ребята, пенёк вот такой. Время спустя, человек придумал табурет (показывает картинку, где изображен табурет). Но человеку и этого мало. Ему нужно не только сидеть, но и сидя отдыхать. И человек прибил к табурету спинку, и у него получился стул. (показывает картинку где изображен стул)
- Вот так, ребята, у нас появились стулья, а потом и вся мебель.
- Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель. Сейчас у каждого в доме есть мебель. Сегодня человек уже не может обходиться без мебели. Она стала красивее, удобнее.
- подумайте, для чего нужна мебель человеку? (лежать, сидеть…чтобы было удобно и комфортно, чтобы хранить вещи).
- откуда берется мебель в современном мире? (лес-лесопилка-мебельная фабрика-магазин-дом).
2. - А где можно увидеть очень много мебели? (в магазине). Продолжите предложение: в магазине можно увидеть много столов, стульев…
- Люди научились делать мебель из разных материалов: дерева, металла, пластмассы, стекла. Вставайте в круг, поиграем в игру «Из чего сделано?».
3. Игра с мячом «Из чего сделано?».
- Пора возвращаться обратно в группу. Ой, что это?! Портал времени закрылся, какой-то знак. Смотрите, тут что-то написано, давайте прочитаем: «Выполните задание и получите ключи». (Портал-то оказывается волшебный. Вернуться обратно мы сможем, только если выполним все задания правильно и соберем все ключи, чтобы открыть портал).
4. Игра «Собери рассыпанные буквы».
- Первое испытание: буквы в словах перепутались. Соберите названия мебели и найдите картинку (выполняет каждый ребенок, читают, отвечают на вопросы). А теперь отодвиньте буквы, поменяйтесь картинками и подберите схему к картинке.
- Молодцы! С первым заданием справились – получаем ключ.
- Устали, можно и отдохнуть.
«Мебель».
На кровати можно спать, Руки согнуть в локтях, соединив ладони, поднести их к правому уху.
Стулья, стол – переставлять. Руки согнуть в локтях, подвинув руки вперед, сжав пальцы в кулаки.
В шкаф я книги буду ставить, Поочередно поднимать руки вверх и опускать их вниз.
Кресла буду застилать. Руки согнуть в локтях, вытянуть вперед, развернув ладони вверх.
С полки буду пыль стирать, Правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью.
Тумбу – в чистоте держать. Левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди.
И скажу вам без прикрас, Две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперед, подняв.
Эта мебель – просто класс! Большие пальцы вверх.
5. Игра «Назови ласково».
- Чтобы заработать 2-й ключ, вспомните, о какой мебели говориться в стихотворении и назовите её ласково (кровать, стол, стул, полка, тумба, кресло).
- Молодцы! Получаем второй ключ.
6. Игра «Да-нет».
- В следующее испытание-загадка, нужно отгадать слово. Ведущий должен угадать слово, задавая наводящие вопрос, играющие могут отвечать только «да-нет».
- Молодцы! Получаем третий ключ.
7. Игра «Веселая семейка».
- Следующее испытание с участием необычной сказочной семейки. А вы знаете, что когда все уходят из дома и наступает тишина, вся мебель оживает? (на коврограф выставляются картинки в соответствии со словами стихотворения):
Папа-диван был широкий и гладкий,
Мама-кровать белоснежной и мягкой.
А табуретки
Были их детки.
Жили семейкой
В огромной квартире.
Сколько их вместе?
Конечно, четыре!
А ещё у них были дедушка и бабушка, дядя и тётя.
Все они друг друга любят,
Не обидят никогда,
Помогают все друг другу,
И заботятся всегда!
- Вот только детки-табуретки все время раскидывают игрушки. Поможем навести порядок. Отвечать необходимо целым предложением, используя схему предлога (дети берут карточку-предлог и составляют предложение, найдя подходящую картинку.
- Молодцы! Получаем четвертый ключ.
Итог.
- Наше путешествие подходит к концу, мы выдержали все испытания. Приложим ключи. Портал открыт – проходите.
- Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями! За ваше бесстрашие, мужество и проявленные знания вы награждаетесь медалью «Самый умный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (коммуникация, познание) с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в лесную школу".
конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы совмещает в себе задания по обучению грамоте, звуко-слоговой анализ слов, задания по математике, информатике, а также психоло...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми подготовительной к школе группы «Снежное царство» (оригами).
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо конструированию с детьми подготовительной к школе группы «Снежное царство» (оригами)....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"
Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…» Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "Насекомые"
Приоритетная облась: Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке с детьми подготовительной к школе группы «Лыжник»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке с детьми подготовительной к школе группы «Лыжник» Подготовила воспитатель Шибаева Светлана СергеевнаЦель: учить л...