Открытая непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Б» с нарушением речи ТЕМА: «Осень. Деревья осенью» (Звук «И» и буква «И»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Открытая непрерывная образовательная деятельность
с детьми подготовительной к школе группы «Б»
с нарушением речи
ТЕМА: «Осень. Деревья осенью»
(Звук «И» и буква «И»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen._podgot.gr1_.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 23»
(Дошкольное отделение № 2)
Открытая непрерывная образовательная деятельность
с детьми подготовительной к школе группы «Б»
с нарушением речи
ТЕМА: «Осень. Деревья осенью»
(Звук «И» и буква «И»)
Учитель-логопед:
Присяжнюк Е.В.
ТЕМА: «Осень. Деревья осенью»
(Звук «И» и буква «И»)
Цель: Уточнить признаки осени. Расширять словарь по теме. Знакомство с буквой «И»
План:
- Психогимнастика «Дружно за руки возьмемся».
- Беседа о признаках осени.
- Составление рассказов по схемам.
- Артикуляционная гимнастика для губ «Назови упражнение».
- Гласные звуки и буквы.
- Физкультминутка «Деревья»
- Дыхательная гимнастика «Листья осенью»
- Игра «Лиственные и хвойные деревья»
- Пальчиковая гимнастика.
- Рисование «От какого дерева лист»
- Гимнастика для глаз «Пожелания дому»
- Логоритмика «Красавица осень»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Учить признаки осени.
- Формирование представлений о временах года.
- Уметь составлять рассказ с использованием схем.
- Закреплять названия лиственных и хвойных деревьев.
- Познакомить с буквой «И».
- Учить давать полную характеристику гласного звука.
- Формировать интонационную сторону речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать внимание, память, мышление, физиологическое и речевое дыхание, общую моторику, графические навыки, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родной природе.
- Развивать навыки организационного поведения.
Материал:
Демонстрационный: презентация на интерактивной доске, ноутбук, музыкальное сопровождение на синтезаторе.
Раздаточный: схемы, палочки, карандаши, карточки, листья.
Организация и методика проведения
Логопед: Здравствуйте! Дети, подойдите все к доске.
- Как вы думаете? О каком времени года мы с вами будем говорить сегодня? (ответы детей)
- Мы побываем в гостях у звуков и букв, поиграем и покажем, чему научились на занятиях. Готовы? (ответы детей)
- Давайте встанем в круг, соберём все свои знания и силы. Вспомним слова:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
(закройте глаза)
Мы спокойны, мы спокойны,
(откройте глаза)
Говорить будем красиво,
Чётко и неторопливо!
Вспомним обязательно,
Что учили на занятиях!
Логопед предлагает детям сеть.
На экране появляется осень
Логопед: Дети! Кто пришел с нами заниматься? (Ответы детей)
- Осень принесла нам загадку. Я начинаю загадку, вы продолжаете все вместе:
Дни стали короче, длиннее стали ночи,
Урожай собирают. Когда это бывает?
(Осенью)
Логопед: Вспомним, что мы знаем про осень?
Вопросы:
- После какого времени года наступает осень?
- Какое время года наступает после осени?
- Осень, лето, зима – что это такое?
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Как называются осенние месяцы?
- Какой самый тёплый месяц?
- Какой холодный месяц?
- Почему?
- Осень предлагает рассмотреть схемы карточки и составить рассказы по схемам.
Посмотрите на первую картинку, на вторую, на третью, следующую.
Пример рассказа:
1. Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
2. Часто идут дожди, дует сильный ветер.
3. Солнышко светит редко и уже не греет.
4. Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают.
5. Дикие животные готовятся к зиме.
6. Перелетные птицы улетают в тёплые края.
7. Люди собирают урожай.
8. Дети идут в школу.
- Осень пришла к нам в гости, чтобы научиться чисто говорить. Покажем ей артикуляционную гимнастику для губ перед зеркалом.
1. Открыть и закрыть рот
2.Округлить губы
3. Вибрировать губами
4. Сложить губы в трубочку и растянуть их в улыбке
5. Поднять верхнюю губу и обнажить десна
6. Опустить нижнюю губу и обнажить десна
7. Собрать верхнюю губу и обнажить дёсна
8. Высунуть язык изо рта и перемещать кончик языка в горизонтальном направлении
9. Укладывать кончик языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу
10. Поднять кончик языка, покусать язычок
Логопед: Покажем упражнения с называнием упражнения
1. Показали зубы, растянули губы. Как называется упражнение? (заборчик)
2. Вытянули губы вперед хоботком (трубочка)
3. Язык положили на нижнюю губу (лопатка)
4. Открыли рот, язык касается нижней и верхней губы (качели)
5. Язык касается правой и левой стороны губ (маятник)
6. Надуваем щеки, выпускаем воздух (пузырь)
7. Кончиком языка проводим по верхней губе и по нижней губе (сладкое варенье)
- Очень хорошо вы выполнили упражнения.
- Вы назвали упражнения и произнесли что? (слова)
- Из чего состоят слова? (из звуков)
- Что такое звук? (звуки мы слышим и произносим)
- Какие бываю звуки? (гласные и согласные)
- Назовем гласные звуки и произнесем перед зеркалом (А, У, О, И, Э, Ы)
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным цветом)
- Расскажите о гласных звуках (поется, воздух свободно идет через рот, нет препятствий)
- Какими символами обозначаются гласные звуки?
- Звук «А» каким символом обозначается? (красный круг)
- Покажите символ звука «А».
- Какой звук обозначает красный круг? (звук «А»)
- Звук «У» каким символом обозначается? (маленький красный круг)
- Покажите символ звука «У».
- Какой символ обозначает маленький красный круг? ( звук «У»)
- Звук «О» каким символом обозначается? (красный овал)
- Покажите символ звука «О».
- Какой звук обозначает красный овал? (звук «О»)
- Каким символом обозначается звук «Э»? (половинка овала)
- Покажите символ звука «Э».
- Какой звук обозначает половинка овала? (звук «Э»)
- Звук «Ы» каким символом обозначается? (половинка круга)
- Покажите символ звука «Ы».
- Какой звук обозначает символ половинка круга? (звук «Ы»)
- Звук «И» каким символом обознается? (красный прямоугольник?)
- Покажите символ звука «И».
- Какой звук обозначает красный прямоугольник? (звук «И»)
Логопед: Осень принесла вам карточки слогового ряда.
Задание: Пропеть по карточкам все звуки.
Задание: Какой звук повторяется в слоговом ряду? (звук И)
Логопед: Вспомните стихотворение.
(читает стихотворение?
Три дощечки, посмотри,
Получилась буква – И.
Вопрос: Что такое буква? (это когда мы видим, читаем, пишем)
Задание:
- Нарисовать букву И в воздухе.
- Показать букву И на пальцах.
- Обвести букву И на карточке.
- Выложить из палочек букву И.
- Нарисовать по точкам букву И.
- Объяснить, какую букву нарисовали.
Логопед: Сейчас мы отдохнём и выполним физкультминутку.
Физкультминутка «Деревья»
Встаньте.
Ветер дует нам в лицо – дети обмахивают руками лицо
Закачалось деревцо – поднимают руки вверх, наклоняя туловище влево-
вправо
Ветер дует тише, тише – опускают руки, приседают на корточки
Деревце растет все выше, выше – тянутся на носочки, руки вверху
Ветер сильный набежал – энергично машут руками
Много листиков сорвал – перебирая пальцами, опускают руки.
Логопед предлагает детям сеть. Дети садятся.
Логопед: Нормализуем с вами дыхание и выполняем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Осенние листочки»
Положить осенние листочки на руку и подуть на них. Сравнить, чей листочек улетит дальше.
Логопед: Посмотрите на экран.
Осень выставляет картину с недостающими частями дерева и спрашивает:
- Без чего художник нарисовал дерево? (без корней, без листьев, без веток, без кроны)
- Как называют деревья, у которых есть листья? (лиственные)
- Листья осенью какие? (разноцветные)
- Как называются деревья, у которых есть иголки? (хвойные)
Логопед: У вас на столе карточки с деревьями, нужно выполнить упражнение.
Упражнение-задание: Определить по картинкам хвойные, лиственные деревья.
- Назовите лиственные деревья?
- Назовите хвойные деревья?
Логопед: Выполним пальчиковую гимнастику «Листья», подготовим руки к рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Листья»
1,2,3,45 - дети загибают пальцы по одному
Будем листья собирать – сжимают и разжимают пальцы в кулаки
Березовый, дубовый – загибают пальцы на руках
Рябиновый, кленовый - загибают пальцы на руках
Леловый- загибают пальцы на руках
Мы вместе соберем – сжимают и разжимают пальцы в кулаки
Своей маме отнесем – на ладошках подносим букет маме.
Графические навыки «От какого дерева лист?»
Логопед предлагает обвести листья, и назвать от какого дерева лист.
Задание: Обвести лист от разных деревьев карандашом.
Гимнастика для глаз «Наш дом»
Логопед предлагает изобразить пожелания своему дому.
Руки над головой, пальцы рук соединяются
Это крыша вашего дома
Логопед:
Руки скрещены на груди – много света дома
Глаза вверх – мир дому!
Глаза вниз – покой дому
Глаза вправо – добро дому
Глаза влево – любовь дому
Глаза прямо – свет дому.
Логопед: Встаньте и подойдите к доске, выполним логоритмику «Красавица осень»
Логоритмика «Красавица Осень»
В лес осенний мы пойдем - дети идут по кругу, руки в стороны и
качаются.
На носочки мы встаем – встают на носки.
До листочков достаем – руки вверх, тянуться.
Лес - дремучий, ниже ветки – наклоны вперед.
Наклонились наши детки – наклоны вперед.
На носочки дети встали – бег на носках.
По дорожкам побежали – бег на носках.
Меж листочками шагаем – дети шагают.
И на них наступают – дети шагают.
Анализ занятия.
1.О чем беседовали? (ответы детей).
2.Какую букву изучали?
3.Какие картинки рассматривали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Формирование элементарных математических представлений "Цветик - семицветик"
Задачи:Образовательные:- Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.- Закреплять навыки порядкового счета в пределах 20.- Продолжать формировать представлен...
Непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитие ФЭМП
Занятие направлено на совершенствование навыка счета в пределах 10, развития логического мышления, внимания, памяти....
Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Морское путешествие»
Развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Морское путешествие».
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему "Морское путешествие". ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: «По островам страны Математики»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Образовательная область – «Речевое развитие» Придумывание конца рассказа к готовому началу
Конспект НОД по речевому творчеству в подготовительной группе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Уроки безопасности» (к 25 мая — Всемирному Дню пропавших детей»)
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Уроки безопасности...