Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Учитель-логопед С.А. Позднякова
Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста
Орган слуха играет большую роль в жизни человека. Информация, воспринимающаяся на слух, имеет гораздо большее значение, чем воспринимающаяся с помощью зрения. Нарушение слуховой функции ставит человека в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений к окружающему миру и к самому себе и как следствие тормозится личностное развитие.
Наличие глухоты у ребенка и его личностное развитие тесно связаны между собой: первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозит личностное развитие глухого ребенка в целом.
Для глухих детей старшего дошкольного возраста проблема личностного развития является одной из важнейших. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что трудности, с которыми сталкиваются глухие дети старшего дошкольного возраста (трудности в овладении речью, в общении с окружающими, трудности выражения своих чувств и желаний и т.д.) оказывают большое влияние на формирование личностных качеств, которые характеризуются замедлением процесса формирования морально-этических представлений, социально-эмоциональной зрелости; страхом перед общением; появлением в поведении отрицательных черт характера (замкнутость, лживость, подозрительность, грубость, раздражительность); повышенной чувствительностью к неудачам; невозможностью развития специальных и художественных способностей.
Своеобразия в формировании личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста обусловлены рядом причин:
- Обеднением или недостатком звуковых ощущений;
- Трудностями в общении с окружающими;
- Невозможностью полноценного усвоения социального опыта посредством речи;
- Существенным недоразвитием разных видов деятельности (предметной, игровой, элементарной, трудовой).
В нашей стране различные стороны личностного развития глухих детей старшего дошкольного возраста являлись предметом научных исследований Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шорохова, Е.И. Исениной, В.Г. Петрова и т.д. В ряде исследований раскрыты возможности личностного развития глухих детей в процессе специального обучения (Л.П. Носкова, 1989), раскрыты особенности становления у них самооценки (В.Л. Белинский, М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Т.Н. Прилепская).
В то же время необходимо отметить, что данная проблема не получила широкого освещения в специальной психолого-педагогической литературе. Это обусловлено объективными трудностями, которые объясняются спецификой проявления данных процессов у глухих детей, и трудностями изучения личностных качеств, обусловленными сложностью и разнообразием имеющихся у детей нарушений развития.
В процессе данного исследования решались следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- Выделить методики, изучающие личностные качества глухих детей старшего дошкольного возраста;
- Определить особенности формирования личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать комплекс занятий и рекомендаций для воспитателей и родителей, способствующих формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе МСКОУ школа – интернат I вида № 10 (дошкольное отделение) г. Челябинска. В эксперименте принимали участие 6 глухих детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось по следующим направлениям: изучение документации, опрос воспитателя, наблюдения за деятельность детей в различных ситуациях, проведение методик «Кинестетический рисунок семьи» и «Рисунок человека».
Анализ данных, полученных в эксперименте, показал, что в поведении детей проявляются все исследуемые личностные качества, как положительные (общительность, правдивость, тактичность), так и отрицательные (замкнутость, лживость, грубость). Развитие личности, в том числе формирование личностных качеств, должно проходить в специально организованных условиях обучения и воспитания. Для этого необходимо создать те ситуации, которые будут способствовать формированию положительных качеств личности и преодолению отрицательных. Такие ситуации необходимо включать в коррекционные занятия, в деятельность воспитателя, рекомендовать их родителям, что позволит осуществить более полноценное коррекционное воздействие на глухих детей старшего дошкольного возраста по формированию у них личностных качеств. С этой целью был разработан комплекс, состоящий из занятий и рекомендаций для воспитателей и родителей.
Комплекс предусмотрен для работы с глухими детьми старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения и в условиях семейного воспитания и обучения.
Основная цель комплекса – направить и максимально сосредоточить коррекционное воздействие на резервных возможностях и специфических недостатках личностных качеств у глухих детей. С помощью данного комплекса нетрудно создать условия для прицельного коррекционного воздействия на присущие ребенку негативные качества личности, неконструктивные способы поведения, для восполнения дефицита в развитии личностной сферы. Кроме этого, использование коррекционно-развивающих игр и упражнений на занятиях, в свободной деятельности детей и дома – хороший способ предупредить возможные проявления негативных качеств личности в будущем.
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи комплекса:
- Развитие интереса к окружающим людям, потребности в общении;
- Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам;
- Разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других;
- Фиксация внимания ребенка на негативных и позитивных качествах личности;
- Развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения, формирование уважительного отношения к собеседнику;
- Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
Занятия, представленные в комплексе, являются эффективным средством формирования личностных качеств у глухих детей старшего дошкольного возраста. Методы, используемые на них, обогащаются игровыми ситуациями. Содержание игр, их организация и методика проведения направлены на формирование личностных качеств у глухих детей. Игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Ребенок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Игры делают детей открытыми для воздействия взрослого, для различных личностных контактов с ним. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личностных качеств ребенка.
Специального времени для проведения занятий не выделяется, они являются частью занятий дефектолога, занятий воспитателя по развитию речи и сюжетно-ролевой игры.
Для формирования у детей личностных качеств используется цикл из 12 занятий. В месяце планируется четыре занятия. Продолжительность занятий 20 минут. Занятия должны проводиться в группе детей, состоящей из 6 человек.
В работе по формированию личностных качеств у глухих детей старшего дошкольного возраста многое зависит от воспитателей и родителей. Исходя из этого, были разработаны рекомендации, главной целью которых является – оказать помощь воспитателям и родителям в работе по формированию личностных качеств у глухих детей с учетом требований современной педагогики.
Разработанные рекомендации включают в себя перечень правил по преодолению отрицательных качеств личности в поведении глухих детей и примеры игр, упражнений, которые воспитатели и родители могут использовать для коррекции личностных качеств у детей.
Важно отметить, что разработанные и представленные рекомендации способствуют формированию личностных качеств у глухих детей старшего дошкольного возраста, что в дальнейшем оказывает благоприятное воздействие на успешность их адаптации в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...
"Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией"
Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.Связная речь должна отражать все стороны своего предметно...
Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."
Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."...