«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
статья по логопедии на тему
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya_sauley.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Саулей Татьяна Николаевна
МБДОУ «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида»
Муромцевского муниципального района Омской области
В последние несколько лет все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью уделять повышенное внимание навыкам правильного звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), так как у детей данной категории наблюдаются большие трудности в усвоении звуков речи, а при последующем обучении в школе отмечаются нарушения чтения и письма.
В отечественной логопедии вопросами обучения и воспитания детей с ОНР занимались такие ученые, как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Н.А. Никашина Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева. В различных аспектах проблему развития устной речи детей с ОНР изучали Т.П. Бессонова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф Спирова, А.Я. Ястребова, Л.Ф Спирова и др.
В работах Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Р. Е. Левиной, , Н.Г. Морозовой, В.И. Селиверстова и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использования сензитивного периода развития, так как каждый возраст ребенка обусловливает как текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего развития.
Овладение навыками звукопроизношения предполагает определенный уровень речевой подготовки детей, который формируется в процессе их естественного онтогенетического развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. В этой связи развитие понимания речи, фонематического слуха, смысловых и звуковых дифференциаций выдвигается в качестве основных направлений в методике коррекционного воздействия.
Представленное исследование позволяет дополнить в теоретическом и практическом аспектах вопросы, связанные с овладением навыками звукопроизношения дошкольниками шестилетнего возраста с ОНР.
Цель работы – изучить особенности устной речи и апробировать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков произношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме формирования навыков произношения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.
2. С помощью диагностических методик выявить уровни развития навыков произношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. На основании результатов исследования подобрать и апробировать комплекс упражнений, направленный на овладение старшими дошкольниками с ОНР навыками звукопроизношения.
4. Выявить эффективность проведенной экспериментальной работы.
В ходе исследования была выдвинута и подвергнута проверке следующая гипотеза: благодаря использованию комплекса специальных коррекционных упражнений, направленного на развитие языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, у детей старшего дошкольного возраста могут быть достигнуты высокие результаты в овладении навыками звукопроизношения.
В работе были использованы следующие методы:
анализ научной литературы; наблюдение; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.
Исследование проводилось с детьми логопедической группы МБДОУ «Муромцевский детский сад № 4 комбинированного вида» Муромцевского муниципального района.
Коррекционная работа с детьми осуществлялся в III этапа.
На I этапе посредством специальных диагностических заданий выявлялся уровень сформированности навыков звукопроизношения у детей; устанавливалось общее и различное во владении устной речью детьми с патологией речи.
Для проведения обследования указанной категории дошкольников были использованы диагностические задания Т.А. Фотековой и Л.И. Переслени, Г.Г. Голубевой
1) «Повтори слоги» (проверка состояния фонематического восприятия), автор Т.А. Фотекова; 2) «Повтори движения» (исследование артикуляционной моторики), автор Л.И. Переслени; 3) «Различай и повторяй» (дифференциация звуков), автор Г.Г. Голубева; 4) «Повтори слова» (исследование звукопроизношения и сформированности звуко-слоговой структуры слова); авторы Т.А. Фотекова, Л.И. Переслен
На II этапе осуществлялась целенаправленная работа по формированию навыков звукопроизношения у воспитанников с нарушениями речи.
Все отобранные упражнения предъявлялись дошкольникам с учетом выделенных направлений коррекционно - педагогической работы:
1. Развитие артикуляционной моторики: многократное повторение специальных упражнений способствовало выработке правильной артикуляции.
2. Развитие правильного речевого дыхания: упражнения на формирование длительного выдоха способствовали плавной речи.
3.Развитие языкового анализа и синтеза: упражнения и игры применялись при формировании фонематического анализа и синтеза.
- развитие звукового анализа и синтеза;
- развитие слогового анализа и синтеза;
4. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи: упражнения на уточнение произносительного и слухового образа различаемых звуков.
5. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти)
На III этапе осуществлялась оценка эффективности разработанного коррекционного подхода, направленного на формирование навыков звукопроизношения детьми с нарушениями речи.
Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась поэтапно. На каждом этапе проходило последовательное решение поставленных нами задач.
В целом длительность всей экспериментальной работы составила 6 месяцев. Целью эксперимента было исследовать особенности формирования навыков звукопроизношения дошкольников с ОНР.
В ходе экспериментального исследования были поставлены задачи:
1. подобрать методики и провести экспериментальное исследование уровня сформированности навыков звукопроизношения дошкольников;
2. подобрать систему упражнений по формированию навыков звукопроизношения для дошкольников с ОНР;
3. провести контрольное исследование по окончанию формирующего эксперимента и выявить эффективность составленной системы упражнений.
По результатам входной диагностики детей установлено: низкая артикуляционная моторика, недостаточное восприятие и дифференциация звуков речи, недостаточное развитие языкового анализа и синтеза. Уровни сформированности навыков звукопроизношения у детей: высокий уровень -0%, средний уровень - 0%, ниже среднего уровня – 87,5%, низкий уровень –12,5%.
Результаты входной диагностики сформированности
навыков звукопроизношения
Результаты итоговой диагностики после проведенной работы составили следующее соотношение: высокий уровень - 0%, средний уровень -62%, ниже среднего уровня - 38% низкий уровень – 0%. Эти результаты наглядно отображают более прогрессивную динамику в формировании навыков звукопроизношения у детей, участвовавших в коррекционной работе.
Результаты итоговой диагностики сформированности
навыков звукопроизношения
У дошкольников изменился характер ошибок, зарегистрированных на констатирующем этапе исследования: дети стали включать в речь автоматизированные звуки; реже стала наблюдаться недостаточная дифференциация слогов и слов; дошкольники увереннее давали ответы, не отказывались от выполнения заданий; не отмечалось повторов одних и тех же звуков; большинство детей абсолютно правильно называли заданные слова и исключали из предложенных групп лишние слова и слоги.
Результаты свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной работы с детьми. Нами была достигнута поставленная цель, решены задачи.
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...
Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...
Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед С.А. Позднякова Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста...
Методики коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Коррекционная работа по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....
Статья: "Коррекционная работа по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение ею представляет сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает появляться тогда, когда головной мозг, слух, речевой (артикуляционный) а...