«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
статья по логопедии на тему

Саулей Татьяна Николаевна

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.chteniya_sauley.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Саулей Татьяна Николаевна

МБДОУ «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида»

Муромцевского муниципального района Омской области

В последние несколько лет все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией. 

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью уделять повышенное внимание навыкам правильного звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), так как у детей данной категории наблюдаются большие трудности в усвоении звуков речи, а при последующем обучении в школе отмечаются нарушения чтения и письма.

В отечественной логопедии вопросами обучения и воспитания детей с ОНР занимались такие ученые, как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Н.А. Никашина Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева. В различных аспектах проблему развития устной речи детей с ОНР изучали Т.П. Бессонова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф Спирова, А.Я. Ястребова, Л.Ф Спирова и др.

В работах Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Р. Е. Левиной, , Н.Г. Морозовой, В.И. Селиверстова и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использования сензитивного периода развития, так как каждый возраст ребенка обусловливает как текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего развития.

Овладение навыками звукопроизношения предполагает определенный уровень речевой подготовки детей, который формируется в процессе их естественного онтогенетического развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. В этой связи развитие понимания речи, фонематического слуха, смысловых и звуковых дифференциаций выдвигается в качестве основных направлений в методике коррекционного воздействия.

Представленное исследование позволяет дополнить в теоретическом и практическом аспектах вопросы, связанные с овладением навыками звукопроизношения дошкольниками  шестилетнего возраста с ОНР.

Цель работы – изучить особенности устной речи и апробировать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков произношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по проблеме формирования навыков произношения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.

2. С помощью диагностических методик выявить уровни развития навыков произношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. На основании результатов исследования подобрать и апробировать комплекс упражнений, направленный на овладение старшими дошкольниками с ОНР навыками звукопроизношения.

4. Выявить эффективность проведенной экспериментальной работы.

В ходе исследования была выдвинута и подвергнута проверке следующая гипотеза: благодаря использованию комплекса специальных коррекционных упражнений, направленного на развитие языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, у детей старшего дошкольного возраста могут быть достигнуты высокие результаты в овладении навыками звукопроизношения.

В работе были использованы следующие методы:

анализ научной литературы; наблюдение; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.

Исследование проводилось с детьми логопедической группы МБДОУ «Муромцевский детский сад № 4 комбинированного вида» Муромцевского муниципального района.

Коррекционная работа с детьми осуществлялся в III этапа.

На I этапе посредством специальных диагностических заданий выявлялся уровень сформированности навыков звукопроизношения у детей; устанавливалось общее и различное во владении устной речью детьми с патологией речи.

Для проведения обследования указанной категории дошкольников были использованы диагностические задания Т.А. Фотековой и Л.И. Переслени, Г.Г. Голубевой

1) «Повтори слоги» (проверка состояния фонематического восприятия), автор Т.А. Фотекова; 2) «Повтори движения» (исследование артикуляционной моторики), автор Л.И. Переслени; 3) «Различай и повторяй» (дифференциация звуков), автор Г.Г. Голубева; 4) «Повтори слова» (исследование звукопроизношения и сформированности звуко-слоговой структуры слова); авторы Т.А. Фотекова, Л.И. Переслен

На II этапе осуществлялась целенаправленная работа по формированию навыков звукопроизношения у воспитанников с  нарушениями речи.

Все отобранные упражнения предъявлялись дошкольникам с учетом выделенных  направлений коррекционно - педагогической работы:

1. Развитие артикуляционной моторики:  многократное повторение специальных упражнений  способствовало выработке правильной артикуляции.

2. Развитие правильного речевого дыхания: упражнения на формирование длительного выдоха способствовали плавной речи.

3.Развитие языкового анализа и синтеза: упражнения  и игры применялись при формировании фонематического анализа и синтеза.

- развитие звукового анализа и синтеза;

- развитие слогового анализа и синтеза;

4. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи: упражнения  на уточнение произносительного и слухового образа различаемых звуков.

5. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти)

На III этапе осуществлялась оценка эффективности разработанного коррекционного подхода, направленного на формирование навыков звукопроизношения детьми с  нарушениями речи.

Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась поэтапно. На каждом этапе проходило последовательное решение поставленных нами задач.

В целом длительность всей экспериментальной работы составила 6 месяцев. Целью эксперимента было исследовать особенности формирования  навыков звукопроизношения дошкольников с ОНР.

В ходе экспериментального исследования были поставлены задачи:

1. подобрать методики и провести экспериментальное исследование уровня  сформированности навыков звукопроизношения дошкольников;

2. подобрать систему упражнений по формированию навыков звукопроизношения для дошкольников с ОНР;

3. провести контрольное исследование по окончанию формирующего эксперимента и выявить эффективность составленной системы упражнений.

По результатам входной диагностики детей установлено: низкая артикуляционная моторика, недостаточное восприятие и дифференциация звуков речи, недостаточное развитие языкового анализа и синтеза. Уровни сформированности навыков звукопроизношения у детей: высокий уровень -0%, средний уровень - 0%, ниже среднего уровня – 87,5%,  низкий уровень –12,5%.

Результаты входной диагностики сформированности

навыков звукопроизношения

Результаты итоговой диагностики после проведенной работы составили следующее соотношение: высокий уровень - 0%, средний уровень -62%, ниже среднего уровня - 38% низкий уровень – 0%. Эти результаты наглядно отображают более прогрессивную динамику в формировании навыков звукопроизношения у детей, участвовавших в коррекционной работе.

Результаты итоговой диагностики сформированности

навыков звукопроизношения

У дошкольников изменился характер ошибок, зарегистрированных на констатирующем этапе исследования: дети стали включать в речь автоматизированные звуки; реже стала наблюдаться  недостаточная дифференциация слогов и слов; дошкольники увереннее давали ответы, не отказывались от выполнения заданий; не отмечалось повторов одних и тех же звуков; большинство детей абсолютно правильно называли заданные слова и исключали из предложенных групп лишние слова и слоги.

Результаты свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной работы с детьми. Нами была достигнута поставленная цель, решены задачи.

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Статья: "Коррекционная работа по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение ею представляет сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает появляться тогда, когда головной мозг, слух, речевой (артикуляционный) а...

Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

Данная статья посвящена одному из приоритетных направлений в области современной логопедии - проблеме формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидакт...