План самообразования на 2018-2021гг. Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Байр»» с.Яшалта Республики Калмыкия
План самообразования на 2018-2021гг.
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Учитель-дефектолог:
Куркина Анна Александровна
1 кк
август 2018 г.
- Актуальность
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика.
Для повышения качества развития артикуляционной моторики и выработки правильного артикуляционного уклада возникла необходимость внедрения в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество коррекционного процесса, повысить мотивацию детей к формированию артикуляционной моторики, ускорить процесс автоматизации нормативного звукопроизношения. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме повысить качество и результативность коррекционно-образовательного процесса.
2. Цель и задачи
2.1 Цель
Разработать и внедрить электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, ориентированный на повышение эффективности процессов выработки правильного артикуляционного уклада.
2.2 Задачи:
1.Изучить требования ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Разработать комплект презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.
3. Реализовать комплект презентаций на практике для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Оценить эффективность применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.
2.3 Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.4 Объект исследования интерактивная среда
2.5 Предмет исследования использование интерактивной среды в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста при формировании артикуляционной моторики
3. Проектное решение
В связи с тем, что использование ИКТ в ДОУ является новой и только внедряемой инновационной технологией, разработанных и широко используемых презентаций по формированию артикуляционной моторики еще недостаточно. Поэтому передо мной встал вопрос разработать комплект электронных презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта сентябрь 2018г.- май 2021г.
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с сентября 2018г. по август 2019г.)
2. Основной (с сентября 2019г. по май 2021г.)
3. заключительный (с мая 2021г. по июнь 2021г.)
4.3 Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения |
Подготовительный этап | |||
Изучение требований ФГОС к использованию ИКТ на коррекционных занятиях и актуальные методические материалы по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. | МБ ДОУ «Детский сад «Байр» | 09.2018г. -08.2019г | |
Обработка имеющейся по данному вопросу литературы и методических пособий. | МБ ДОУ «Детский сад «Байр» | 09.2018г.- 08.2019г. | |
Создание комплекта презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки. | МБ ДОУ «Детский сад «Байр» | 11.2018г.- 08.2019г. | |
Основной этап | |||
Использование разработанного комплекта электронных презентаций | МБ ДОУ «Детский сад «Байр» | с 09.2019г. по 05.2021г. | |
Распространение педагогического опыта: - Проведение открытых занятий, мероприятий; - неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»; - подготовка папки-передвижки по теме «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»; - Создание педагогических пособий; - Круглый стол по теме; - Мастер-класс для родителей и воспитателей «Как правильно произносить звуки» | МБ ДОУ «Детский сад «Байр» | с 09.2019г. по 05.2021г. | |
Эффективность работы с родителями воспитанников: - консультации по профилактике речевых нарушений детей; - семинары «Занимаемся всей семьёй», «Развивающие упражнения для старших дошкольников»; - круглые столы «Сказки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков», - методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников - индивидуальные консультации | МБ ДОУ «Детский сад «Байр» | с 09.2019г. по 05.2021г. | |
Заключительный этап | |||
Оценка эффективности применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада. | МБ ДОУ «Детский сад «Байр» | с 05.2021г. по 06.2021г. |
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1 Повысить эффективность правильной выработки артикуляционного уклада.
2 Повысить мотивацию детей к правильному выполнению артикуляционных упражнений.
3 Увеличить качество выполнения артикуляционных упражнений, для облегчения этапа постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков.
4 Ускорить этап автоматизации нормативного звукопроизношения.
Список использованных документов и источников информации
Буденная Т. В. – Логопедическая гимнастика. – Детство-Пресс. – 2017
Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2016 г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – ГНОМ и Д. – 2017
http://shel-mkdoy19.moy.su АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ
http://www.myshared.ru Артикуляционная гимнастика Автор: учитель- логопед Савченко С.Г.
http://sad2542.mirastem.ru Артикуляционная гимнастика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данный комплект электронных презентаций предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений с целью использования в коррекционно-образовательном процессе по фо...
Исследование на тему "Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
Объект исследования – артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.Предмет исследования – процесс формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольн...
Методические рекомендации к организации и проведению коррекционной работы по формированию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендауции...
«Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей ...