Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Асташкина Светлана Викторовна - воспитатель МБУ детского сада №153 «Олеся»
Муниципальное бюджетное учреждение детский сад №153 «Олеся» городского округа Тольятти
445054, РФ, Самарская область, г.Тольятти, ул.Мира, 131
Т. 26-10-71,
e-mail: chgard153@edu.tgl.ru
Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. В отечественной логопедии накоплен в достаточном объёме теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию этой проблемы.
Вся коррекционная работа делится на три этапа. Ефименкова Л.Н. сделала попытку систематизировать приёмы работы по развитию речи детей с ОНР. Поэтапно осуществляется работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Основная задача третьего этапа - формирование связной речи. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному , затем выборочному и творческому пересказу. Всем видам пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению пересказа на основе личного опыта .
Глухов В.П. разработал систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, овладение детей навыками монологической речи выражается в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
При работе над формирование связной речи у детей с ОНР Ткаченко Т.А. использует вспомогательные средства ,такие как наглядность и моделирование плана высказывания .Упражнения располагаются в порядке возрастания сложности ,с постепенным убыванием наглядности и «свёртывание» плана высказывания. В итоге обозначилась последовательность работы:
-пересказ рассказа по наглядному действию;
-рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
-пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
-пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
-составление рассказа по серии сюжетных картин;
-пересказ рассказа по сюжетной картине;
-рассказ по сюжетной картине.
Основные способы коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества старшего дошкольного возраста:
1.Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло, девочка, ваза) с последующим распространением однородными определениями , другими второстепенными членами предложения.
2.Восстановление различного рода деформированных предложений ,когда слова даны в разбивку (живёт, в, лиса, лесу, густом);отсутствует начало или конец предложения.
3.Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.
4.Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами ).
5.Отбор слов из названных логопедом , и составить с ними предложение (Мальчик ,девочка, читать, писать, мыть, книжку).
Дети постепенно учатся располагать предложения в правильной логической последовательности, находить в текстах опорные слова, которые являются следующей ступенькой к составлению плана, а в последствии определить тему высказывания ,выделять главное ,последовательно строить высказывание ,которое имеет начало, продолжение и конец.
Формирование описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития на примере обучения рассказыванию по сюжетной картинке и серии последовательных сюжетных картинок со зрительной опорой на готовый сюжет в следующей последовательности:
Сначала предлагают картинки с изображением только одного действия, главным действующим лицом является человек.(Мальчик умывается. Мама вяжет.) После нескольких занятий ,когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, картинки где действия совершают животные.(Кошка пьёт молоко.)
Для последующего усложнения подбираются картинки с неодушевлёнными предметами. (Мяч укатился в речку.) Действия на картинках связаны ,в основном , с обиходной ситуацией, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4-5 занятий начинают справляться с предложенным заданием: точно называть изображённое на картинке действие. Затем переходят к обучению составления предложений по картинкам, где изображено два и больше действия. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду.) Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца.
Проделанная работа позволяет перейти к следующему виду занятий , составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребёнок, взрослый, животное). Детям предлагается установить последовательность действий на картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой последующей картинке, способствуют уточнению имеющихся у детей представлений, понятий , обогащают их новыми сведениями ,учат в логической последовательности излагать увиденное.
Логопед может прибегнуть сначала к вопросам , помогающим установить последовательность событий ,а то и предложить свой образец рассказа.
Заключительным этапом работы над каждой серией последовательных сюжетных картинок предлагать детям выделять главную мысль в рассказе.
Умение выделять главную мысль в рассказе формируется у детей с определённым трудом , поэтому помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов подводит их к правильному ответу. Помощь взрослых уменьшается по мере овладения детьми навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок .Такая работа подводит детей к умению пересказывать услышанные тексты.
По мере овладения детьми навыком составления предложения по картинке, она заменяется словом. (Составьте предложение про кошку.) детей преимущественно нераспрастранённые. Возникает необходимость учить детей распространять второстепенными членами, для чего можно задавать вопросы.
Далее предлагаются более сложные задания:
1.Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).
2.Придумать начало рассказа. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух-трёх образцов рассказов на одну и ту же тему.
3.Придумать сказку по предложенному сюжету.
Выбор темы сказки и её сюжета является важным методическим моментом обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызывать у детей желание придумывать сказку с чётким композиционным построением с включением в неё элементарных описаний . Необходимо побуждать детей к тому ,чтобы они передавали содержание сказки понятно ,чётко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает.
Сказки придуманные детьми оформляют таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок записывает взрослый на листах определённого формата ,дети сами иллюстрируют свои сказки или их эпизоды рисунками, из этих листов изготавливают книжки по лексическим темам : «Овощи», «Фрукты», «Игрушки». Подобная работа активизирует мышление, воображение ,речевую деятельность ,создаёт возможность реализовывать влияние художественного образа на развитие словесного творчества детей .
Предложенные приёмы способствуют повышению уровня речевого развития детей, закреплению навыков самостоятельной работы, сравнения и обобщения ,формированию умений вербализации произвольных действий и отдельных видов деятельности в форме развёрнутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью , мотивированостью и произвольностью поведения и психических процессов. Они могут, руководствуясь системой требований ,выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, контролировать в определённой мере процесс собственной деятельности, формируется готовность к социальному взаимодействию.
Таким образом из выше сказанного мы можем сделать вывод ,что спонтанное речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно ,вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированы. Замедление речевого развития ,трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращённой речи ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками. Поэтому для таких детей является необходимым проведение коррекционно-логопедической работы ,которая поможет им осуществлению полноценной деятельности общения.
Список используемой литературы:
1.Ефименкова Л.Н Формирование речи у дошкольников :( Дети с общим недоразвитием речи).Пособие для логопедов.-М.:Просвещение,1981.,112с.
2.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда .-2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение,1990 .-239с.
3.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников .-М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2002.-224с.
4.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ .ред . Т.В. Волосовец. -М.:Институт обще-гуманитарных исследований ,В.Секачёв,2002.-256с.
5.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников –М.: Изд-во Института Психотерапии,2001.-240с.
6.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш . и сред.пед.учебн.заведений.-3-е изд.стереотипное.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.-400с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....
Формирование фонематического восприятия у детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий
Дифференциация звуков Б - Бь...
Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед С.А. Позднякова Коррекционная работа по формированию личностных качеств глухих детей старшего дошкольного возраста...
Формирование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
Консультация для воспитателей логопедических групп по формированию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста....
ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Данная тема является актуальной, поскольку развитие связного высказывания у детей дошкольного возраста является ключевым аспектом их когнитивного и речевого развития. Это влияет на их способность к об...