«Использование нейропсихологических приёмов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал по коррекционной педагогике

Марина Васильевна Бухарова

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_buharova_m.v.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 комбинированного вида г.Новозыбкова»

______________________________________________________________

Описание опыта работы на тему:

«Использование нейропсихологических приёмов

 в работе с детьми

 с ограниченными возможностями здоровья»

ПОДГОТОВИЛА:

 учитель-дефектолог

 Бухарова Марина Васильевна

2020 год 

 «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг».

И.Сонер

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты психодиагностического обследования детей, посещающих группу компенсирующей направленности в нашем дошкольном учреждении, свидетельствуют о наличии у них ярко выраженных особенностей познавательной деятельности:

-низкий уровень интеллектуальной и речевой активности, скудный запас знаний об окружающей действительности;

- интерес к учебной деятельности не выражен, запоминание механическое.

Также отмечается некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям взрослого).

Учитывая данные особенности детей группы, я решила использовать в своей работе нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность.

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов.

 Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии я начала с 2018 года. Изучала новую информацию путём саморазвития: читала публикации, книги, просматривала обучающие видео, вебинары, семинары, с целью повысить свои профессиональные навыки.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, решила применять полученные знания в профессиональной деятельности. Для этого в 2019 году прошла курсы повышения квалификации на тему «Основы детской нейропсихологии».

        Свою работу я провожу в несколько этапов:

1 этап – нейропсихологическое обследование детей. Для этого использовала методику А. В. Семенович и стимульный материал Ж. М. Глозман.

2 этап – подготовительный. По результатам обследования подобрала комплекс упражнений с нейрокоррекционным воздействием.

3 этап – основной. Он включает в себя ежедневную отработку, подобранных упражнений с последующим их усложнением.

К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения. Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

3. Упражнения для развития артикуляции. Научно доказано, что большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта, поэтому данные упражнения её активизируют.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, которые способствуют развитию межполушарных связей, улучшают память и концентрацию внимания.

5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, формируют самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.

8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий дошкольников, способствуя, лучшему пониманию друг друга.

9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Проводимая мною работа в данном направлении показала, что:

– у детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным

– качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились

– в режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий

– на занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы

– уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос

– выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом

– повысилась работоспособность

Анализируя свой опыт работы, я хочу отметить, что системность и поэтапность деятельности с использованием нейропсихологических приемов, способствуют формированию всех высших психических функций в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка. А это, в свою очередь, является фундаментом для успешной учёбы и адекватного поведения.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, учителя-дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкальных  руководителей. Применение ими системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых делюсь опытом, оказывает положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Рекомендую коллегам освоить этот метод и использовать его в работе с детьми.

Материалы с опытом моей работы размещены на сайте https://nsportal.ru/buharova-marina-vasilevna

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В современном образовании проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер. В процессе коррекционной работы воспитателя возрастает  социа...

Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".

Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...

"Служба сопровождения. Преодоление трудностей в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья"

Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информацио...

Методическая разработка "Цикл практических заданий для индивидуальной работы детей с ограниченными возможностями здоровья"

Аннотация к методическому пособию Представлен объём игровых упражнений, заданий, дидактических игр, подобранных для осуществления познавательного развития детей с ограниченными возможностями здор...

Комплекс нейропсихологических упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья

Детям с нейропсихологическими расстройствами важно внимание родителей. Специалисты сделают свою работу, но и взрослым нужно быть внимательным к детям, особенно тем, которые уже пошли в школу. Специаль...