Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кондратьева Галина Васильевна

В современном образовании проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер. В процессе коррекционной работы воспитателя возрастает  социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья  детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pechat.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратьева Галина Васильевна

Думрауф Наталья Михайловна

Воспитатели МБДОУ д/с №20

«Дельфин», г. Саяногорск

Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающих

технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В современном образовании проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер. В процессе коррекционной работы воспитателя возрастает  социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья  детей.

        Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент  соматически ослабленных детей.  Некоторые из них имеют хронические заболевания. У детей с ОВЗ  обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. У детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или, наоборот, зажаты. Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

        Сама логопедическая коррекционная работа - это уже здоровьесберегающий фактор. После коррекции у детей формируется адекватная самооценка, исчезает скованность, напряжение, агрессивность в поведении, робость, которые мешали развитию личности ребёнка. Наличие у школьников отклонений в звукопроизношении является препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы, дети испытывают трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку и другим предметам. И поэтому основная задача логопеда  и  воспитателя  – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.         Коррекционная работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей с ОВЗ в целом.  Поэтому в течение всего учебного года в работу воспитателя необходимо включать здоровьесберегающие технологии. При планировании и проведении  занятий необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей.

Стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят  педагоги, психологи и родители.

Эффективны методы здоровьясбережения - арт-терапия и Су-Джок терапия.

Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности ребенка и в конечном итоге — успешно интегрировать его в общество.  Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.

        Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с ребенком с проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и  отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.  Арттерапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

        Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.        В результате арт-терапевтической работы у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повышается самооценка, дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Вариантов изотерапии множество: рисование при помощи оттисков, печатей (пробок, овощей, листьев и пр.), монотипия, кляксография, каракулеграфия, рисование ниткой, ластиком, ватными палочками, ладошками, рисование на стекле, рисование мятой бумагой, губкой, ватой, жесткой щеткой, создание пластилиновых картин с помощью различных видов круп, рисование манкой на черном листе, линогравюры, граттаж.  

Хочется отметить, что технология арттерапии перекликается с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.  Арттерапия  — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности.  Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Основные цели арттерапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат.

        Одной из нетрадиционных коррекционных технологий является Су–Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су–Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Приемы Су – Джок терапии:

- Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

- Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. При использовании массажного шарика каждое движение рук представляется в форме сказки, ваш ребенок охотно и с удовольствием будет не только играть, но и благотворно развиваться. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.

Современные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают хорошие результаты.

Список использованной литературы.

1.Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1

2.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.

3. Чубарова С. Г. Козловская, В. Еремеева  Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей., // Развитие личности.-N2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...