"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
проект по теме
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы........
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 62
муниципального образования город Новороссийск
Учитель-логопед
Полевская Э.Ю.
ПРОЕКТ
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей
в процессе коррекционной работы с детьми
старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
ЦЕЛЬ: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
ЗАДАЧИ:
- Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.
- Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.
- Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.
- Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
1 ЭТАП. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Месяц | Вид деятельности | Ответственный |
Сентябрь-Октябрь | Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование) | учитель-логопед |
Сентябрь | Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями) | учитель-логопед |
Сентябрь | Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год (составление перспективного плана коррекционной работы) | учитель-логопед |
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Месяц | Вид деятельности | Ответственный |
Ноябрь | Консультация для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» (старшая группа) Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника» (подготовительная группа) | учитель-логопед учитель-логопед |
Декабрь | Семинар-практикум для родителей адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Эффективные способы развития речи детей раннего возраста».
| учитель-логопед |
Январь | Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук» (старшая группа)
| учитель-логопед |
Январь | Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Подготовка детей к обучению грамоте» (логопункт)
| учитель-логопед |
Февраль | Круглый стол для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (родители старшей и подготовительной групп детей логопункта):
| учитель-логопед |
Март | Консультация «Игры и игрушки у вас дома» (старшая группа)
Консультация «Как правильно учить ребенка читать» (подготовительная группа) | учитель-логопед учитель-логопед |
Апрель | Консультация для родителей адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если ваш ребенок не говорит». | учитель-логопед |
Май | Родительское собрание для родителей детей входящих в логопункт «Готовность детей к школе».
Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов) к школе, потому что…» | педагог-психолог учитель-логопед воспитатели |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты:
- Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
- Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
- Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
- Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
- Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Закон РФ «Об образовании». М., 2008
- Бачина О.В. Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». М., 2009.
- Каше Г.А. Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., 1978.
- Козина И.Б. «Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников» // Дефектология. 1997. № 5.
- Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 2007
- Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
- Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...
ПРОЕКТ «Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Проект по работе с родителями в условиях дошкольного логопункта...