Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
классный час по развитию речи
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
Успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников. С помощью блочно – тематического планирования можно не только обогатить лексику детей, сделать их речь грамматически правильной, но и способствовать развитию и повышению интереса к родному языку, раскрытию его многообразия и богатства. Эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственности в работе логопеда, воспитателя и других специалистов детского сада.
Логопедическая группа при четкой организации её деятельности обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств, а также играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная модель организации коррекционно-логопедической работы с детьми органично вписывается в работу дошкольного учреждения любого типа. Тем более, что ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества дошкольников, имеющих различные речевые нарушения. Занятия в логопедической группе помогают ребенку также и в усвоении образовательной программы детского сада. При этом параллельно с коррекцией звукопроизношения логопед реализует следующие задачи: развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Решение такого комплекса задач возможно только при сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса – родителей и педагогов. Наиболее весомую роль в этом играют воспитатели, так как они ежедневно и достаточно продолжительное время общаются с детьми, знают их наклонности, интересы и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности для того или иного нуждающегося в логопедической помощи ребенка.
Чтобы была польза от тесного взаимодействия и взаимопомощи логопеда и воспитателя, надо уточнить их функциональные обязанности.
Воспитатель:
- контролирует речь детей на занятиях и во время режимных моментов;
- проводит игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики;
- помогает логопеду по автоматизации поставленных звуков;
- проводит необходимую работу с родителями дошкольников;
- создает предметную среду, способствующую максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии;
- организует игры для развития звуковой культуры речи.
Выполнение этих функциональных обязанностей невозможно без реализации ряда форм логопедического просвещения педагогов.
- Информационное просвещение:
- ознакомление с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- возрастными особенностями нервно-психического развития - этапами становления детской речи;
- методами коррекционно-развивающего воздействия.
- Обучающее просвещение:
- привлечение воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей;
- обучение воспитателей приемам коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами;
- формирование у воспитателей представления о готовности к обучению в школе.
Исходя из вышеизложенного, можно условно выделить несколько направлений во взаимодействии логопеда с воспитателями групп общеразвивающей направленности.
- Индивидуальная работа. Например, зная, что у ребенка звук «С» находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания на работу с данным звуком во все свои занятия: на математике ребенку предлагается посчитать только предметы посуды, в названиях которых есть звук «с»: кастрюли, сковородки, сотейники. На занятиях по развитию речи каждому ребенку можно предложить слова с теми звуками, которые отрабатываются на занятиях с логопедом.
Связное высказывание совершенствуется в процессе формирования полного ответа на занятиях, при составлении рассказов повествовательного и описательного характера, в играх и упражнениях: « Я сказочник», «Ты спроси, а я расскажу», «Я загадаю, а вы отгадайте». Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в процессе штриховки, обведения фигур по контуру, вырезания.
- Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей, которое позволяет воспитателю наглядно следить за состоянием звукопроизношения всех «речевых» детей группы или конкретного ребенка. Порой, не зная этапов логопедической работы, воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка еще нет, и начинают сердиться, если он что-то делает не так. Опираясь на рекомендации, которые дает логопед, педагог предлагает дошкольнику только тот речевой материал, который ему под силу. Вследствие этого воспитателю становится легче подобрать стихотворения к праздничному утреннику ( в случае затруднения помогает логопед), в ходе занятий возникает меньше проблем: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий.
- Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе чистоговорок, рифмовок, стихотворений и т.д. должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка, но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В логопедической литературе не всегда публикуется подходящий для занятий речевой материал. К примеру, чистоговорку: «Суду – суду – суду – Лариса мыла посуду» нельзя использовать для автоматизации звука «с», если у ребенка нет звуков позднего онтогенеза – «л» и «р». В этом случае можно посоветовать самим или с помощью логопеда переделать эту чистоговорку, которая в новом варианте будет звучать так: "Суду - суду - суду - я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду – мама моет посуду». Поэтому учитель-логопед должен помогать воспитателю в подборе адекватного речевого материала или рекомендовать соответствующие информационные ресурсы.
Коррекционно-воспитательный процесс детей с дефектами речи должен включать специфические коррекционные мероприятия и в продуктивной деятельности. Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности и конструированию у таких детей может отличаться от нормы и иметь ряд особенностей. Все виды продуктивной деятельности позволяют ребенку опосредованно отражать окружающий мир, самому создавать красоту, исходя из своих возможностей и обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем, существенно влияют на умственное и речевое развитие ребенка. Без дополнительной нагрузки, попутно с решением основных для этого вида деятельности задач на таких занятиях можно знакомить воспитанников с новыми словами, уточнять их лексические и грамматические оттенки, активизировать в речи названия предметов, действий и признаков, автоматизировать все типы предложений и предложных конструкций, отработанных с логопедом.
У детей с речевыми нарушениями при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Таким образом, прослеживается необходимость сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога, предусматривающая взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.
Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности.
Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видов деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.
Логопедом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.
Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.
Таким образом, выделяются следующие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в дошкольном учреждении:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),
– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
−а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
В результате взаимодействия учителя−логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:
– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.
Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.
Проводимая совместная работа воспитателей и специалистов ДОУ, направленная на коррекцию и развитие речи дошкольников, в совокупности с установлением партнерских отношений с родителями, помогает в оптимальные сроки решать задачи коррекционного воздействия и подготовки детей к успешному обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvieuchitelya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
Успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников. С помощью блочно – тематического планирования можно не только обогатить лексику детей, сделать их речь грамматически правильной, но и способствовать развитию и повышению интереса к родному языку, раскрытию его многообразия и богатства. Эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственности в работе логопеда, воспитателя и других специалистов детского сада.
Логопедическая группа при четкой организации её деятельности обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств, а также играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная модель организации коррекционно-логопедической работы с детьми органично вписывается в работу дошкольного учреждения любого типа. Тем более, что ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества дошкольников, имеющих различные речевые нарушения. Занятия в логопедической группе помогают ребенку также и в усвоении образовательной программы детского сада. При этом параллельно с коррекцией звукопроизношения логопед реализует следующие задачи: развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Решение такого комплекса задач возможно только при сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса – родителей и педагогов. Наиболее весомую роль в этом играют воспитатели, так как они ежедневно и достаточно продолжительное время общаются с детьми, знают их наклонности, интересы и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности для того или иного нуждающегося в логопедической помощи ребенка.
Чтобы была польза от тесного взаимодействия и взаимопомощи логопеда и воспитателя, надо уточнить их функциональные обязанности.
Воспитатель:
- контролирует речь детей на занятиях и во время режимных моментов;
- проводит игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики;
- помогает логопеду по автоматизации поставленных звуков;
- проводит необходимую работу с родителями дошкольников;
- создает предметную среду, способствующую максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии;
- организует игры для развития звуковой культуры речи.
Выполнение этих функциональных обязанностей невозможно без реализации ряда форм логопедического просвещения педагогов.
- Информационное просвещение:
- ознакомление с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- возрастными особенностями нервно-психического развития - этапами становления детской речи;
- методами коррекционно-развивающего воздействия.
- Обучающее просвещение:
- привлечение воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей;
- обучение воспитателей приемам коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами;
- формирование у воспитателей представления о готовности к обучению в школе.
Исходя из вышеизложенного, можно условно выделить несколько направлений во взаимодействии логопеда с воспитателями групп общеразвивающей направленности.
- Индивидуальная работа. Например, зная, что у ребенка звук «С» находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания на работу с данным звуком во все свои занятия: на математике ребенку предлагается посчитать только предметы посуды, в названиях которых есть звук «с»: кастрюли, сковородки, сотейники. На занятиях по развитию речи каждому ребенку можно предложить слова с теми звуками, которые отрабатываются на занятиях с логопедом.
Связное высказывание совершенствуется в процессе формирования полного ответа на занятиях, при составлении рассказов повествовательного и описательного характера, в играх и упражнениях: « Я сказочник», «Ты спроси, а я расскажу», «Я загадаю, а вы отгадайте». Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в процессе штриховки, обведения фигур по контуру, вырезания.
- Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей, которое позволяет воспитателю наглядно следить за состоянием звукопроизношения всех «речевых» детей группы или конкретного ребенка. Порой, не зная этапов логопедической работы, воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка еще нет, и начинают сердиться, если он что-то делает не так. Опираясь на рекомендации, которые дает логопед, педагог предлагает дошкольнику только тот речевой материал, который ему под силу. Вследствие этого воспитателю становится легче подобрать стихотворения к праздничному утреннику ( в случае затруднения помогает логопед), в ходе занятий возникает меньше проблем: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий.
- Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе чистоговорок, рифмовок, стихотворений и т.д. должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка, но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В логопедической литературе не всегда публикуется подходящий для занятий речевой материал. К примеру, чистоговорку: «Суду – суду – суду – Лариса мыла посуду» нельзя использовать для автоматизации звука «с», если у ребенка нет звуков позднего онтогенеза – «л» и «р». В этом случае можно посоветовать самим или с помощью логопеда переделать эту чистоговорку, которая в новом варианте будет звучать так: "Суду - суду - суду - я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду – мама моет посуду». Поэтому учитель-логопед должен помогать воспитателю в подборе адекватного речевого материала или рекомендовать соответствующие информационные ресурсы.
Коррекционно-воспитательный процесс детей с дефектами речи должен включать специфические коррекционные мероприятия и в продуктивной деятельности. Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности и конструированию у таких детей может отличаться от нормы и иметь ряд особенностей. Все виды продуктивной деятельности позволяют ребенку опосредованно отражать окружающий мир, самому создавать красоту, исходя из своих возможностей и обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем, существенно влияют на умственное и речевое развитие ребенка. Без дополнительной нагрузки, попутно с решением основных для этого вида деятельности задач на таких занятиях можно знакомить воспитанников с новыми словами, уточнять их лексические и грамматические оттенки, активизировать в речи названия предметов, действий и признаков, автоматизировать все типы предложений и предложных конструкций, отработанных с логопедом.
У детей с речевыми нарушениями при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Таким образом, прослеживается необходимость сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога, предусматривающая взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.
Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности.
Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видов деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.
Логопедом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.
Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.
Таким образом, выделяются следующие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в дошкольном учреждении:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),
– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
−а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
В результате взаимодействия учителя−логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:
– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.
Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.
Проводимая совместная работа воспитателей и специалистов ДОУ, направленная на коррекцию и развитие речи дошкольников, в совокупности с установлением партнерских отношений с родителями, помогает в оптимальные сроки решать задачи коррекционного воздействия и подготовки детей к успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика, как средство коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
логоритмика в работе с детьми на музыкальных занятиях...
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
Данный проект направлен на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений....
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...
Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...