Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logopeda.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.
2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
1 этап. Диагностический
Месяц Вид деятельности Ответственный |
Сентябрь-Октябрь Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование) Учитель-логопед |
Сентябрь Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями) Учитель-логопед |
Сентябрь Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год (составление перспективного плана коррекционной работы) Учитель-логопед |
2 этап. Основной этап Месяц Вид деятельности Ответственный |
Ноябрь Консультация для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»(ст.гр.). Учитель-логопед Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника» (подг.гр) Учитель-логопед |
Декабрь Семинар-практикум для родителей адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Эффективные способы развития речи детей раннего возраста». -формирование речи у детей в ранний период -взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции -обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»: -пальчиковый игротренинг; -обсуждение, обмен мнениями. Учитель-логопед |
Январь Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук» (ст.гр.) - виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук; - рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет; - советы родителям, имеющих леворуких детей. Учитель-логопед |
Январь Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Подготовка детей к обучению грамоте» (логопункт)- развитие фонематического слуха- предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;-формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка руки ребенка к письму.Учитель-логопед |
Февраль Круглый стол для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (родители ст.гр и под.гр. детей логопункта): -специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников; -развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр; -развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами выставка детских работ; - обсуждение, обмен мнениями. Учитель-логопед |
Март Консультация «Игры и игрушки у вас дома» (ст.гр) -игра – основной вид деятельности ребенка; -классификация детских игр; -рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье. Учитель-логопед Консультация «Как правильно учить ребенка читать» (подг.гр) Учитель-логопед |
Апрель Консультация для родителей адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если ваш ребенок не говорит». Учитель-логопед |
Май Родительское собрание для родителей детей входящих в логопункт «Готовность детей к школе». -психологическая готовность ребенка к школе; - результаты обследования детей и работы ПМПК; - отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми; -рекомендации для родителей по работе с детьми на лето. |
Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов)к школе, потому что…» Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатели |
Ожидаемые результаты: При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. |
Используемая литература: 1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008 2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009. 3. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978. 4. Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. 1997. № 5. 5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007 6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49. 7. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...
ПРОЕКТ «Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Проект по работе с родителями в условиях дошкольного логопункта...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
В проекте отражены различные направления взаимодействия логопеда с семьями воспитанников....
Педагогический проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей - одно из приоритетных напрвлений современного образования. Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решений проблем речевого ра...