Коррекционная направленность народной игры.
статья по коррекционной педагогике

Павлова Елена Николаевна

Тайны наших дедушек и бабушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_napravlennost_narodnoy_igry.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским  бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

                                       Г. С. Виноградов

            У каждого народа существуют традиционные игры, в которые взрослые играют с малышами. С малышом играли мама, бабушка или старшая сестренка. Усадив ребенка к себе на колени, они загибали или разгибали его пальчики, покачивали ими, разминали, двигали кистью, поглаживали ладошку. Кроме того, малыша подкидывали, прижимали, щекотали. Благодаря этому он учился чувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо, координировать движения. Тесный тактильный (телесный) контакт с мамой нес положительный эмоциональный заряд, доставлял радость общения обоим участникам игры. Такие игры чаще всего сопровождались чтением стишков или пением веселых песенок.

             Совершенно особое  место в этом ряду занимали игры, которые предполагали активную работу кистей рук ребенка. Вспомним любимые всеми «ладушки» и «сороку-сороку». Эти игры – не только приятное развлечение для малыша и его мамы. Знания и опыт не одного поколения убедительно свидетельствуют о том, что игры с пальчиками стимулируют речевое и умственное развитие ребенка. Исследования физиологов подтвердили зависимость формирования «речевых» зон коры головного мозга ребенка от двигательных импульсов пальцев рук.

             Существовали самые разнообразные пальчиковые игры. Помимо игр, в которых пальчик за пальчиком в определенной последовательности загибался в кулачок, широко распространенными были игры, в которых от малыша требовалось повторить движение вслед за взрослым. Так, например, мама сжимала и разжимала кулачок, приговаривая: «Ручка хвать, ручка хвать», заставляя малыша сделать то же самое.

               Традиционными были игры, способствовавшие раннему обучению счету, запоминанию числового ряда. Мама брала ручку малыша и, дотрагиваясь до его мизинца, говорила: «Этот палец», а затем, прикасаясь к безымянному, добавляла: «С этим пальцем -  два пальца!»

 

ПОТЕШКИ И СТИШКИ, КОТОРЫМИ МОЖНО СОПРОВОЖДАТЬ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

-    Возьмите ручки ребенка в свои руки, и хлопайте в ладоши:

* * *

Ладушки, ладушки!

Пекла баба оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

   

 - Возьмите ручку ребенка  и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке:

* * *

Сорока, сорока!

Где была?

- Далеко!

Печку топила,

Кашу варила,

На порог скакала –

Гостей созывала.

 - В том же порядке загибая пальчики, приговаривайте:

* * *

Этот пальчик в лес ходил,

 Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик встал и съел,

Потому и потолстел!

         Согласно русским традициям, мать считалась главным лицом, ответственным за здоровье, безопасность и обучение ребенка. Конечно, обучение это сводилось в основном  к приобретению жизненно важных навыков – умению сидеть и ходить. Несмотря на то, что русской женщине приходилось очень много заниматься хозяйством, она старалась по возможности больше времени уделять ребенку – качать его на руках, ласкать, поглаживать, тормошить, играть с ним. Считалось, что игры, в которых осуществлялся тесный телесный контакт мамы с малышом, были нужны для того, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в этом мире и не хотел вернуться в мир, из которого вышел. Эти игры, или «тетешки», сопровождались пением песенок-пестушек, которыми мама баловала малыша и себя, радуясь вместе с ним.

         Игры были просты, но учитывали физические и психические особенности развития малыша и возможную степень его участия. Они строились на различных движениях, в которые вовлекали ребенка: качание на руке, подбрасывание на руках или коленях, притопывание и приплясывание, хлопанье в ладоши, загибание пальчиков. Таким образом, эти игры удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях и служили языком эмоционального общения.

         Все «процедуры» по уходу за ребенком обязательно сопровождались беседой с ним, пением песенок и заговорами. Так, например, купали новорожденного под песенку заговорного характера:

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С тебя худоба,

Вода книзу,

А дитя кверху.

  Во время кормления мать или нянька ласково уговаривали ребенка хорошо поесть:

Пришел кисель,

На завалочке присел,

На завалочке присел,

Поесть Олечке велел.

             

           Очень важным для развития и обучения ребенка считалось наблюдение вместе с мамой за окружающим миром. Мама комментировала происходящее с помощью простеньких рифмованных стишков.  Рассматривая вместе с малышом божью коровку, приговаривали:

Божья коровушка,

Дай молочка!

     Обращаясь к пчелам, приговаривали:

Пчелки гудят,

В поле летят,

С поля летят,

Медок несут.

    Заклички несли ребенку первые знания о явлениях окружающего мира, природе:

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

     О животных и птицах:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляная головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Людям спать не даешь?

            Особое место занимали колыбельные песни, под которые полагалось укачивать малыша. Мерное покачивание колыбели имитировало движения матери, убаюкивающей младенца. Колыбельные с рождения пелись малышу для того, чтобы, засыпая, он чувствовал себя в безопасности. Убаюкивающие, мягкие, ласковые интонации голоса матери или бабушки успокаивали ребенка, несмотря на то, что он еще не понимал смысла слов, создавали хороший душевный настрой, ощущение защищенности, счастья и покоя.

             Для забавы и развития малыша отец, дед или старший брат делали разнообразные игрушки – погремушки, или, как их называли, «побрякушки», «тарахтушки», «колотушки». Эти игрушки изготавливались из дерева, бересты, тонких дощечек, высушенного мочевого пузыря домашних животных, горлышка гуся или утки, наполнялись мелкими камушками или горохом, имели самые разнообразные формы: шарика, бочонка, восьмигранника.

       Таким образом, игрушки, окружавшие древнерусского малыша  с момента рождения, вполне отвечали современным требованиям: они и знакомили его с богатством звуков, цветов, материалов, температур, и способствовали тому, что теперь принято называть «стимуляцией младенца».

         Наконец, сами дети, подрастая, участвовали в играх сверстников, осваивали их и все, что с ними связано (считалки, сговорки и т.д.). Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству. Ребенок в игре обретал хороший настрой, бодрость, радость общения со сверстниками, а это обязательно усиливало его способность в дальнейшем радоваться жизни, приводило к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

           Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность. Немало игр, где успех играющих  зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.).

            Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения). А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывет»).

            Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось выиграть, одержать победу.

           Игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, «Гуси-лебеди», «Стадо»). В играх типа «Ляпка», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, все внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре «Краски» покупатель переговаривается с водящим: «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Покупатель».- «Зачем пришел?» - «За краской». – «За какой?» - «За голубой».

            Привлекательны для детей в русских играх различные попевки. В игре  «Уголки» каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий – водящий стремиться занять освободившийся во время перебежки уголок.

            В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх.

             По видам движений игры делятся: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года. В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать  нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится  она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две  партии.      

              Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они помогают установлению и формированию доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослым и ребенком, обогащают эмоциональную сферу ребенка, стимулируют его к творческим проявлениям, будят фантазию. Ребенок учится координировать слово с движением, что сдерживает его торопливую речь, развивает чувство ритма и вместе с тем отвлекает ребенка от болезненного внимания к своей речи (если таковое имеется).

Подвижные игры дают детям стимул присматриваться к той деятельности, которую они изображают в игре. Отсюда знакомство с новыми словами, выражениями; их язык делается богаче, и дети приучаются выражать свои мысли словами.

«СТАДО»

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные  - овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки.

Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок.

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая.

Гони стадо в поле.

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом – на противоположную  сторону  площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец.  Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила:

1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли.

2. Волк овец не ловит, а салит рукой.

3. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.

«ГОРЯЧЕЕ  МЕСТО»

      На площадке проводят линию, за которой находится горячее место.  В 3-4 шагах от него встанет водящий. Дети расходятся по игровому полю.

      Играющим нужно перебежать с игрового поля в горячее место, и вернутся обратно, но водящий их не пускает. Тот, кого он осалил, остается за чертой в горячем месте. Как только водящий осалит шестого игрока, игра заканчивается. Все идут в поле, а шестой игрок становится водящим.

      Указания к проведению.  Там, где горячее место, лежат ленточки. Играющие, кому удалось пробежать  в горячее место, берут по ленточке. В конце игры по количеству ленточек можно узнать, кто из игроков самый смелый и ловкий. Если игрока с ленточками все-таки осалят, он одну ленточку кладет на место и остается за чертой.

     

«ПЕРЕБЕЖКИ»

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома, расстояние между ними  10-20  м. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить перебегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

«УГОЛКИ (Кумушки)»

Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: « Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: « Иди, вон там постучи!»В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.

«КАМЕШЕК»

Дети сидят на стульях, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из играющих он действительно незаметно кладет камешек, затем отходит от скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот у кого камешек, подбегает и показывает его. Теперь он будет ведущим. Но, если играющие заметили, кому положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущий остается прежний.

Правила:

  1. Камешек нужно стараться положить незаметно, чтобы никто не знал, у кого он.
  2.  Игрок с камешком не должен выходить раньше слов: «Камешек, ко мне!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие коррекционной направленности «Как испечь пирог для угощения, всем на удивление?» с элементами ИКТ

Образовательная  деятельность с детьми младшей группы.Экспериментирование....

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Доклад "Игры коррекционной направленности и их значение для развития дошкольников"

Игра - ведущий вид детской деятельности. Она имеет большое значение для психического ифизического развития детей.Коррекционная работа при включении игр в образовательный процесс планируется по раздела...

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГРУППАХ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.Двигательная ...

Учимся играть в русские народные игры. «Ручеек», «Горячий блин» (Физическая направленность).

Программа краткосрочной образовательной практики Учимся играть в русские народные игры. «Ручеек»,  «Горячий блин» (Физическая направленность).Возраст детей: 4-5 ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...