Народные игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике
Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.
Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия органично мотивированы сюжетом игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_narodnye_igry.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ“»
Сегодня я попытаюсь раскрыть некоторые аспекты игры, сформулирую требования, предъявляемые к игровой деятельности. А также предложу конкретные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.
Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия органично мотивированы сюжетом игры.
Игры — первоначальная школа формирования нравственных качеств ребенка, в том числе его способностей к пониманию другого, к партнерству, сотрудничеству, самоограничению, самоорганизации. Так же народные игры благоприятно влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.
Мы заметили, что особенностями физического развития детей с ОВЗ являются трудности при выполнении упражнений на координацию, равновесие, ориентацию в пространстве, глазомер, точность движений. Дети неточно выполняют упражнения, им требуется больше времени на овладение новыми движениями, усвоение правил игры. Так же у таких детей мы наблюдаем слабость нервных процессов, истощаемость, низкую работоспособность, не способность в течении продолжительного времени выдерживать физическое и психоэмоциональное напряжение. Таким образом учитывая характерные особенности развития детей с ОВЗ, актуальным становиться применения народных игр в качестве средств коррекции.
Использование народных подвижных игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям, а так же провести коррекционную работу над эмоционально – волевой, личностной сферой и речевыми нарушениями, а так же высшими психическими функциями. Поэтому необходимость и значимость знакомить детей с традициями возникновения русских народных игр, проведение игр, однозначно важно, и не заменимо.
Народные игры решают коррекционные задачи:
Они способствую развитию у детей физических качеств:
• крупной моторики;
• умения регулировать темп, силу и амплитуду движений;
• произвольного внимания;
• скорости двигательной реакции.
Развивают психические свойства и качеств:
• внимания,
• памяти,
• наблюдательности,
• терпения,
• воли.
Народные игры с точки зрения педагогики и психологии - средство образования и воспитания. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:
• Социокультурная функция.
Большинство детей с ОВЗ играю по одиночке и редко, когда включаются в игры со сверстниками. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка, его самовыражению, самоконтролю, самоопределению.
• Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения. Она способствует объединению детей, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания правилам. Ребенок с ОВЗ учится понимать и уважать других, справляться с запретами.
• Диагностическая функция.
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, если ребенок в игре нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры, то это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
• Игротерапевтическая и коррекционная функции.
В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты. Игра защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений.
Разбираем на примерах
Игр, которые могут успешно применяться для работы с детьми, имеющими особенности развития, немало. предлагаю рассмотреть несколько и разобрать их влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка.
Например, игра «Бабушка Федора»: дети встают вокруг ведущего и ходят по кругу, распевая прибаутки:
У Федоры, у старушки, было семь сыновей
И все без бровей.
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели,
Делали вот так!
При этом ведущий показывает движение, соответствующее строчке прибаутки, а игроки стараются его повторить. Тот, кто лучше скопировал движение, назначается следующим ведущим.
«Эффект „отзеркаливания“, то есть копирования действий, располагает участников к общению и построению доверительных отношений. Кроме того, при разной сложности игровых действий у детей развивается координация движений, нарабатываются умения видеть со стороны эмоции и действия другого человека».
Игра «Палочка» поможет развить у ребенка слуховое восприятие, мотивирует к дальнейшему общению. Игроки встают в круг, выбирают ведущего. Ему завязывают глаза, а дети идут по кругу и разговаривают с ведущим:
«Касание сзади по плечу или спине — очень распространенное в нейропсихологической практике упражнение, оно укрепляет межполушарное взаимодействие мозга, установление нейронных связей между перцептивным восприятием и ответом на него».
В игре «Кот Васька» игроки сидят на лавочке, перед ними ведущий в образе кота прогуливается, а дети поют:
«Если внимательно следить за игроками, то можно выстроить целую социометрическую картину группы: увидеть лидера, аутсайдеров, выявить предпочтения того или другого ребенка, формы поведения в стрессовой ситуации».
Кроме того, любые подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, повышению выносливости, совершенствованию дыхательной системы, а детям с ограниченными возможностями здоровья такие игры через физические нагрузки помогают еще и снять эмоциональную агрессию.
Игра «Молчанка» формирует у детей осознанное поведение, умение переключать фокус внимания с энергичных действий на более спокойные, формирует волю и терпение маленького игрока.
Игра «Кошки-мышки» формирует коллективизм, умение действовать в команде, поддержку по принципу «один за всех и все за одного».
«Перечислить все русские народные игры невозможно, даже из собственного детства мы можем вспомнить многие — „Ручеек“, „Казаки-разбойники“, „Гуси-лебеди“, „Море волнуется раз...“, „Бояре, а мы к вам пришли!“ и другие. Главное — найти время, собрать компанию и поиграть. В том, что это принесет удовольствие и взрослым, и детям, я не сомневаюсь, ведь проведенное вместе время драгоценно и так мимолетно!»
Сейчас познакомлю вас с рекомендациями по подбору народных игр и обучению детей с ОВЗ.
Рекомендации:
• Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
• Игру должна дополнять народная песня.
• Двигательные задания в играх должны усложнятся постепенно.
• Новая игра обязательно сопровождается показом и участием педагога в ней вместе с детьми.
• Объясняя правила игры, характер выполнения двигательных действий педагог использует словесные методы в сочетании с наглядными, практическими методами.
• При разучивания новой игры, очень важно многократное повторение слов, движений, правил. Поскольку у детей с ОВЗ наблюдается низкая концентрация внимания, плохая память.
• Ребенок с ОВЗ должен находиться в зоне видимости педагога. Для того чтобы взрослый мог поддерживать его внимание и интерес к игре.
• Детям с ОВЗ больше доступны несюжетные народные игры (основаны на простых движениях).
• При организации народных игр соревновательного характера с детьми с ОВЗ необходимо создавать «ситуацию успеха», учитывать скорость протекания нервных процессов, использовать метод согласования движения с речью, движения с музыкой.
Таким образом, мы считаем, что систематическое проведение народных подвижных игр в образовательном процессе с детьми с ОВЗ и нормой приведет к развитию крупной моторики, минимизирует утомление, сформирует у детей умение регулировать темп, силы, амплитуду движений, способствует развитию произвольного внимания, а также повысит скорость двигательной реакции. Эмоциональная насыщенность игры доставит им радость и удовлетворение.
Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником в работе детского сада и семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры — к спорту. М., 1985.
2. Бедарев Г. Игры и развлечения. М., 1985.
3. Белякова Л.И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания // Клиника и терапия заикания: Сб. науч. трудов / Под ред. Г.В. Морозова. - М., 1984.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
5. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / собрал и пересказал Г. Науменко. – М.: Детская литература, 1980.
6. БылееваЛ. В., Яковлев В. Г. Подвижные игры. М., 1974.
7. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
8. Карабапова О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М., 1997.
9. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
10. Литвинова, М. А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста / М. А. Литвинова. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.
Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....
Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...
консультация для воспитателей «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
laquo;Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...
Выступление на педсовете на тему:«Использование народных сказок в коррекционной работе с детьми с ОНР в ДОО»
Работа с детьми, имеющие речевые нарушения...
Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"
Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...
Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в н...
Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...