Народные игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике

Ряснянская Оксана Ивановна

Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.

Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия органично мотивированы сюжетом игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_narodnye_igry.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ“»

Сегодня я попытаюсь раскрыть некоторые аспекты игры, сформулирую требования, предъявляемые к игровой деятельности. А также предложу конкретные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.

Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия органично мотивированы сюжетом игры.

Игры — первоначальная школа формирования нравственных качеств ребенка, в том числе его способностей к пониманию другого, к партнерству, сотрудничеству, самоограничению, самоорганизации. Так же народные игры благоприятно влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Мы заметили, что особенностями физического развития детей с ОВЗ являются трудности при выполнении упражнений на координацию, равновесие, ориентацию в пространстве, глазомер, точность движений. Дети неточно выполняют упражнения, им требуется больше времени на овладение новыми движениями, усвоение правил игры. Так же у таких детей мы наблюдаем слабость нервных процессов, истощаемость, низкую работоспособность, не способность в течении продолжительного времени выдерживать физическое и психоэмоциональное напряжение. Таким образом учитывая характерные особенности развития детей с ОВЗ, актуальным становиться применения народных игр в качестве средств коррекции.

Использование народных подвижных игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям, а так же провести коррекционную работу над эмоционально – волевой, личностной сферой и речевыми нарушениями, а так же высшими психическими функциями. Поэтому необходимость и значимость знакомить детей с традициями возникновения русских народных игр, проведение игр, однозначно важно, и не заменимо.

Народные игры решают коррекционные задачи:

Они способствую развитию у детей физических качеств:

• крупной моторики;

• умения регулировать темп, силу и амплитуду движений;

• произвольного внимания;

• скорости двигательной реакции.

Развивают психические свойства и качеств:

• внимания,

• памяти,

• наблюдательности,

• терпения,

• воли.

Народные игры с точки зрения педагогики и психологии - средство образования и воспитания. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:

Социокультурная функция.

Большинство детей с ОВЗ играю по одиночке и редко, когда включаются в игры со сверстниками. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка, его самовыражению, самоконтролю, самоопределению.

Коммуникативная функция.

Игра невозможна без общения. Она способствует объединению детей, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания правилам. Ребенок с ОВЗ учится понимать и уважать других, справляться с запретами.

Диагностическая функция.

Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, если ребенок в игре нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры, то это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

Игротерапевтическая и коррекционная функции.

В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты. Игра защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений.

Разбираем на примерах

Игр, которые могут успешно применяться для работы с детьми, имеющими особенности развития, немало. предлагаю рассмотреть несколько и разобрать их влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Например, игра «Бабушка Федора»: дети встают вокруг ведущего и ходят по кругу, распевая прибаутки:

У Федоры, у старушки, было семь сыновей

И все без бровей.

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Делали вот так!

При этом ведущий показывает движение, соответствующее строчке прибаутки, а игроки стараются его повторить. Тот, кто лучше скопировал движение, назначается следующим ведущим.

«Эффект „отзеркаливания“, то есть копирования действий, располагает участников к общению и построению доверительных отношений. Кроме того, при разной сложности игровых действий у детей развивается координация движений, нарабатываются умения видеть со стороны эмоции и действия другого человека»

 Игра «Палочка» поможет развить у ребенка слуховое восприятие, мотивирует к дальнейшему общению. Игроки встают в круг, выбирают ведущего. Ему завязывают глаза, а дети идут по кругу и разговаривают с ведущим:

«Касание сзади по плечу или спине — очень распространенное в нейропсихологической практике упражнение, оно укрепляет межполушарное взаимодействие мозга, установление нейронных связей между перцептивным восприятием и ответом на него». 

В игре «Кот Васька» игроки сидят на лавочке, перед ними ведущий в образе кота прогуливается, а дети поют:

 «Если внимательно следить за игроками, то можно выстроить целую социометрическую картину группы: увидеть лидера, аутсайдеров, выявить предпочтения того или другого ребенка, формы поведения в стрессовой ситуации».

Кроме того, любые подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, повышению выносливости, совершенствованию дыхательной системы, а детям с ограниченными возможностями здоровья такие игры через физические нагрузки помогают еще и снять эмоциональную агрессию.

Игра «Молчанка» формирует у детей осознанное поведение, умение переключать фокус внимания с энергичных действий на более спокойные, формирует волю и терпение маленького игрока.

Игра «Кошки-мышки» формирует коллективизм, умение действовать в команде, поддержку по принципу «один за всех и все за одного».

«Перечислить все русские народные игры невозможно, даже из собственного детства мы можем вспомнить многие — „Ручеек“, „Казаки-разбойники“, „Гуси-лебеди“, „Море волнуется раз...“, „Бояре, а мы к вам пришли!“ и другие. Главное — найти время, собрать компанию и поиграть. В том, что это принесет удовольствие и взрослым, и детям, я не сомневаюсь, ведь проведенное вместе время драгоценно и так мимолетно!» 

Сейчас познакомлю вас с рекомендациями по подбору народных игр и обучению детей с ОВЗ.

Рекомендации:

• Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.

• Игру должна дополнять народная песня.

• Двигательные задания в играх должны усложнятся постепенно.

• Новая игра обязательно сопровождается показом и участием педагога в ней вместе с детьми.

• Объясняя правила игры, характер выполнения двигательных действий педагог использует словесные методы в сочетании с наглядными, практическими методами.

• При разучивания новой игры, очень важно многократное повторение слов, движений, правил. Поскольку у детей с ОВЗ наблюдается низкая концентрация внимания, плохая память.

• Ребенок с ОВЗ должен находиться в зоне видимости педагога. Для того чтобы взрослый мог поддерживать его внимание и интерес к игре.

• Детям с ОВЗ больше доступны несюжетные народные игры (основаны на простых движениях).

• При организации народных игр соревновательного характера с детьми с ОВЗ необходимо создавать «ситуацию успеха», учитывать скорость протекания нервных процессов, использовать метод согласования движения с речью, движения с музыкой.

Таким образом, мы считаем, что систематическое проведение народных подвижных игр в образовательном процессе с детьми с ОВЗ и нормой приведет к развитию крупной моторики, минимизирует утомление, сформирует у детей умение регулировать темп, силы, амплитуду движений, способствует развитию произвольного внимания, а также повысит скорость двигательной реакции. Эмоциональная насыщенность игры доставит им радость и удовлетворение.

Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником в работе детского сада и семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры — к спорту. М., 1985.

2. Бедарев Г. Игры и развлечения. М., 1985.

3. Белякова Л.И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания // Клиника и терапия заикания: Сб. науч. трудов / Под ред. Г.В. Морозова. - М., 1984.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

5. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / собрал и пересказал Г. Науменко. – М.: Детская литература, 1980.

6. БылееваЛ. В., Яковлев В. Г. Подвижные игры. М., 1974.

7. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

8. Карабапова О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М., 1997.

9. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.

10. Литвинова, М. А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста / М. А. Литвинова. – М.: Айрис – Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...

консультация для воспитателей «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

laquo;Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в н...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...