Проект Одаренные дети
проект по коррекционной педагогике

Нарежная Лидия Николаевна

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную  творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги. Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?»  – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку». Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса,  обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения».  Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации. Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Педагог включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raboty_s_odarennymi_detmi.docx24.61 КБ
Файл proekt_emotsii.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 3 С. ПЕРЕЛЮБ ПЕРЕЛЮБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Проект

«Одаренные дети»

                                                                                                                                                                           педагог – психолог

Нарежная Лидия Николаевна  

2018-2019

Проект «Одаренные дети».

Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности

у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с требованиями нормативных документов и будет являться основой для работы с интеллектуально одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, воспитывающимся в детском дошкольном учреждении.

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи:

1. Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми индивидуально и в группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

2. Способствовать адаптации одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитывать уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

3. Формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала;

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью.

4. Уверенность детей в своих способностях.

5. Снижен уровень тревожности.

Диагностический этап

подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

проведение обследований детей по согласию и желанию родителей;

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

Диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1) Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2) Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3) Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Информационный этап

подбор литературы по тематике;

создание банка информации по работе с интеллектуально одаренными детьми;

подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа со всеми участниками реализации программы.

Подготовительный этап

определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

составление индивидуальной программы развития для интеллектуальной одаренности;

разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

Развивающий этап

организация и проведение индивидуальных и групповых занятий педагогом-психологом и воспитателями (по индивидуальному плану);

организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей.

Оценочный этап

Включает промежуточную и итоговую диагностику.

Мониторинг эффективности проведения работы с детьми.

Оценка эффективности работы педагога-психолога, воспитателей.

В программе принимают участие:

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

Дети

Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с интеллектуально одаренными детьми

Педагог-психолог:

Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Воспитатели:

Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

Родители:

Воспитание одаренного ребенка в семье, активное участие в реализации программы, выполнение рекомендаций специалистов.

Условия реализация программы:

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за периоддошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

• наличие богатой предметно- развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного навыявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• участие детей в различных мероприятиях детского творчества;

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1этап – диагностический (октябрь 2018 г. – ноябрь 2018 г.)

2 этап – информационный (декабрь 2018 г.)

3 этап – подготовительный (декабрь 2018 г. – январь 2019 г.)

4 этап – развивающий (март 2019  г. – март 2019 г.)

5 этап – оценочный

Диагностический этап.

Задачи:

- Подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

- Проведение обследований детей по согласию и желанию родителей.

- Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

Мероприятия:

- Проведение диагностики по выявлению предпосылок к интеллектуальной одаренности по методикам, соответствующим возрасту ребенка

Педагоги (консультации):

«Особенности работы с одаренными детьми».

«Приемы и методы работы с одаренными детьми».

«Виды одаренности».

- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации):

«У Вас растет одаренный ребенок

«Психологические особенности одаренных детей».

- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Информационный этап.

Задачи:

Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

Мероприятия:

Педагоги (консультации):

«Особенности работы с одаренными детьми».

«Приемы и методы работы с одаренными детьми».

«Виды одаренности».

- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации):

«У Вас растет одаренный ребенок

«Психологические особенности одаренных детей».

- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Подготовительный этап.

Задачи:

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Составление индивидуальных и групповых маршрутов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Обогащение развивающей среды.

Мероприятия:

Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Разработка индивидуальной программы развития интеллектуальной одаренности.

Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, итоговых занятий.

Разработка конспектов занятий.

Наполнение развивающей среды предметами объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника.

Развивающий этап. Реализация поставленных задач.

Мероприятия:

Проведение игр в соответствии с перспективным планом работы.

Использование методов:

- мозговой штурм

- синектика

- метод фокальных объектов

- морфологический метод

- метод творческих преобразований

- метод аналогии

- метод морфологического анализа

Применение в работе с детьми заданий поискового характера:

- выбор требуемой информации из предложенной;

- исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;

- объединение (систематизация);

- сравнение;

- доказательство, опровержение;

- нахождение общего между заданными предметами и явлениями;

- составление плана деятельности;

- моделирование;

- установление причин;

определение последствий;

определение новых функций;

- решение противоречий;

- альтернативное применение;

- преобразование и усовершенствование предметов;

опредмечивание изображений;

- поиск проблемы.

Консультирование педагогов по возникшим вопросам, трудностям.

Консультирование родителей по возникшим вопросам.

Участие родителей в итоговых мероприятиях.

Оценочный этап.

Мероприятия:

Диагностика и мониторинг.

Подведение итогов работы.

Литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. 

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 Калининского района города Санкт- Петербурга.

Среднесрочный ориентированный,

 ролевой, игровой, творческий проект:

«Развитие эмоций и навыков общения у ребенка».

Для детей 6-7 лет

Участники проекта:

дети и родители 5 группы

Проект составили:

Корчагина О.В.

Нусланг Н.Н.

Санкт – Петербург

2019

Проект “Развитие эмоций и навыков общения у ребенка”.

Актуальность проекта

Интеллектуальное развитие современных дошкольников идет более быстрыми темпами, чем это было 10-15 лет назад. Благодаря телевидению, видеотехнике, компьютерам объем информации, получаемый детьми, с каждым годом значительно возрастает. Повышаются и требования общеобразовательной школы к первоклассникам. Растет заинтересованность родителей в активном интеллектуальном развитии детей с самого раннего возраста, в подготовке к школе.

Таким образом, раннее интеллектуальное развитие является требованием времени. Однако, надо помнить, что одностороннее взращивание интеллекта обедняет эмоциональную сферу ребенка, не дает ее полноценно развиваться. Это может создавать проблемы не только в сегодняшней жизни детей, но и с большой вероятностью в их взрослой завтрашней жизни. Нормальное здоровое развитие должно быть гармоничным.

Другая проблема современности – рост темпа жизни, ее насыщенности событиями, напряженности и вместе с тем отчужденности людей друг от друга. Все меньше детей имеет желание и возможность играть со сверстниками во дворе своего дома. Это не способствует нормальной адаптации детей в социальной сфере и рождает дефицит общения. Напряжения и стрессы, переживаемые родителями, негативно влияют на эмоциональное состояние детей в семье и, к сожалению, часто ведут к их ранней невротизации.

Нельзя не отметить и рост микропатологии у современных детей, в том числе и в неврологической сфере. Это осложняет их нормальное психологическое развитие и мешает адаптации.

Данный проект имеет социально – психологическую направленность. Его предназначение – сохранение психологического здоровья детей. Проект носит развивающий характер, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. Занятия по проекту могут быть полезны, для детей, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально – волевой и личностной сферы (личностной незрелостью).

Тип проекта: практика – ориентированный, ролевой, игровой, творческий, среднесрочный проект.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: Создание условий для развития эмоционально – волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  1. Способствовать развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
  2. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния у детей.
  3. Способствовать развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию у них социальных чувств.
  4. Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
  5. Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков у детей.

Проект состоит из 20 занятий, одно занятие состоит из 4-5 игр. Занятия необходимо проводить в определенной последовательности так как занятия составлены от решения простых задач к более сложным (простейшие способы релаксации и активизации, регуляция двигательной активности).

Планируемые результаты:

  1. Позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей.
  2. Освоение элементарных способов релаксации.
  3. Позитивная динамика произвольного внимания.
  4. Позитивная динамика эмоционального состояния и поведенческих проявлений.

Проблемная ситуация: Дорогие дети к нам сегодня в гости пришел Буратино. Шалун и хулиган Буратино. Он очень хочет пойти в школу, но в школу его не хотят брать, так как он не умеет себя хорошо вести, не справляется с правилами поведения в обществе. Давайте вместе научим Буратино правилам поведения через игру. Мы будем с вами играть в игры с правилами и покажет нашему Буратино, как важно соблюдать правила поведения в обществе.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный этап
  • Определение темы проекта.
  • Формулирование цели и задачи.
  • Составление плана реализации основного этапа.
  • Побор информационного, наглядного и технического материала для проекта.
  1. Этап реализации проекта.
  2. Оценка качества произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей после реализованного проекта.

Реализация проекта

Дата

Дни недели

Реализация НОД

02.09.2019

Понедельник

Занятие 1

Игра «Меня зовут…»

Дети сидят в кругу на ковре, катают друг другу мяч, каждый раз произнося фразу: «Меня зовут…, а тебя?»

Игра «Кричим имена»

Дети встают в круг, берутся за руки. Каждый по очереди называет свое имя, затем все хором 3 раза громко повторяют его.

Игра «Это про меня»

Дети стоят вокруг ведущего. Он задает им вопросы, помогающие лучше узнать друг друга (например: «У кого есть собака?», «Кто ходит в детский сад?», «Кто ел сегодня конфеты?», «Кто любит рисовать?»). Если ребенок может ответить утвердительно на вопрос, то он делает шаг вперед и говорит: «Это про меня». Через каждые 2-4 вопроса можно попросить кого-то из детей рассказать, что он узнал о присутствующих.

Игра «Наш дом»

Ведущий показывает изображенный на листе ватмана дом. В доме нарисованы достаточно большие окна (по количеству детей в группе). Ведущий просит детей представить, что все они сегодня приехали в этот дом и будут жить в нем вместе целый учебный год. Он предлагает каждому выбрать для себя место в доме и сделать так, чтобы там было уютно и хорошо. Дети берут мелки, фломастеры, карандаши и рисуют. Затем каждый рассказывает. Что он нарисовал.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

03.09.2019

Вторник

Занятие 2

Игра «Здравствуй»

Катание мяча друг другу сопровождается каждый раз фразой, включающей обращение по имени «Здравствуй, …».

Игра «Назови друга»

Дети сидят на ковре в кругу. На счет три они начинают ритмично хлопать себя по коленям. Ведущий называет имя кого-то из присутствующих. Все дружно и ритмично повторяют прозвучавшее имя, не забывая хлопать по коленям. Это продолжается до тех пор, пока хозяин имени не назовет кого-то их присутствующих. Игра повторяется в новь.

Игра «Волшебный колокольчик»

Ведущий говорит детям, что у него в руках «волшебный» колокольчик. Этот колокольчик собирает детей. Затем дети свободно двигаются под музыку. Через некоторое время музыка выключается и звенит колокольчик. Участники собираются во круг ведущего. Он хвалит детей за то, что они умеют собираться.

Игра «Ветер дует на…»

Дети свободно двигаются по залу. Ведущий говорит фразу: «Ветер дует на…» и каждый раз называет какой ни будь признак

(например: «ветер дует на тех, кто в брюках» или «ветер дует на тех, кто любит смотреть мультфильмы»). Дети, обладающие этими признаками, подбегаю к ведущему.

Игра «Найди пару»

Ведущий раздает детям половинки картинок (пазлы из двух частей) и предлагает «сделать картинки целыми». По сигналу ведущего каждый участник ищет партнера со второй половинкой своей картинки.

Игра «Почта»

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий объясняет, что с помощью пожатия рук по кругу могут «передаваться письма». Для примера он отправляет письмо сам себе – пожимает руку ребенка, стоящего справа. Сигнал последовательно предается детьми по кругу и возвращается ведущему пожатием от ребенка слева. Ведущий говорит: «Я получил письмо». Следующее письмо он отправляет кому-то из ребят, называя его по имени. Получивший письмо может отправить свое письмо любому из присутствующих, называя его по имени.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

04.09.2019

Среда

Занятие 3

Игра «Назови друга»

Дети сидят на ковре в кругу. На счет три они начинают ритмично хлопать себя по коленям. Ведущий называет имя кого-то из присутствующих. Все дружно и ритмично повторяют прозвучавшее имя, не забывая хлопать по коленям. Это продолжается до тех пор, пока хозяин имени не назовет кого-то их присутствующих. Игра повторяется в новь.

Игра «Замри – отомри»

Дети свободно двигаются по залу. По команде ведущего «замри» они должны остановиться и замереть. По команде «отомри» он продолжает движение.

Игра «Мыши и сова»

Выбирается «сова» (по желанию детей или по очереди). Остальные участники – «мыши». По команде «день»: «мыши» свободно двигаются, а «сова» спит в дупле; по команде «ночь»: «сова» вылетает на охоту, а «мыши» останавливаются и замирают. «Сова» забирает к себе в гнездо тех «мышей», движение которых она замечает.

Игра «Домик»

В центре зала расстилается небольшое покрытие – «домик». Дети под музыку свободно двигаются по залу – «гуляют». Через некоторое время музыка замолкает, ведущий говорит: «Пошел дождь». По этой команде все участники должны «спрятаться в домик» (встать на покрытие). Затем снова «выходит солнышко» и игра повторяется, но покрытие каждый раз сворачивается, и «домик» уменьшается по площади.

Игра «Носим кубики на голове»

Детям предлагается поместить легкий кубик на голову и удержать там как можно дольше. Дети могут первоначально выполнять задание стоя, а затем попытаться подвигаться, нося кубик на голове.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

05.09.2019

Четверг

Занятие 4

Игра «Здравствуй»

Катание мяча друг другу сопровождается каждый раз фразой, включающей обращение по имени «Здравствуй, …».

Игра «Почта»

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий объясняет, что с помощью пожатия рук по кругу могут «передаваться письма». Для примера он отправляет письмо сам себе – пожимает руку ребенка, стоящего справа. Сигнал последовательно предается детьми по кругу и возвращается ведущему пожатием от ребенка слева. Ведущий говорит: «Я получил письмо». Следующее письмо он отправляет кому-то из ребят, называя его по имени. Получивший письмо может отправить свое письмо любому из присутствующих, называя его по имени.

Игра «Закрутились карусели…»

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий читает стихотворение:

Закрутились карусели,

завертелись и запели:

«Все быстрей лети вперед,

А теперь наоборот –

Замедляй качели ход».

Слова ведущего сопровождаются движениями детей по кругу в соответствующем темпе.

Игра «Быстро – медленно»

Дети свободно двигаются, по команде меняя темп движения.

Игра «Строим башню»

Башня из кубиков

Участники игры встают в круг. Всем раздается по 2-3 кубика. По команде ведущего дети строят башню, по очереди выставляя кубики один на другой (важно строгое соблюдение очередности). Участники стараются построить как можно высокую башню.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

06.09.2019

Пятница

Занятие 5

Игра «Назови друга»

Дети сидят на ковре в кругу. На счет три они начинают ритмично хлопать себя по коленям. Ведущий называет имя кого-то из присутствующих. Все дружно и ритмично повторяют прозвучавшее имя, не забывая хлопать по коленям. Это продолжается до тех пор, пока хозяин имени не назовет кого-то их присутствующих. Игра повторяется в новь.

Игра «Карусель»

Дети сидят в кругу на стульях, один стул свободный. Ведущий предлагает «покататься на карусели». Участник, рядом с которым по часовой стрелке находится пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я еду!». Затем следующий по кругу ребенок также пересаживается по часовой стрелке на пустое место, сопровождая это фразой: «А я тоже!». Третий ребенок в свою очередь проделывает то же самое и говорит: «А я – быстро!». Четвертый участник, пересаживается на свободный стул, произносит фразу, называя имя любого из играющих детей: «А я с Петей!». Тот, чье имя прозвучало, должен быстро занять освободившееся место. Игра начинается вновь.

Игра «Поймай мяч»

Дети двигаются под музыку. У водящего мягкий мяч. Каждый раз, когда музыка замолкает, все останавливаются и смотрят на ведущего, который может бросить мяч любому участнику. Поймавший мяч становится водящим, а тот, кто упустит мяч, пропускает один кон в игре.

Игра «Золото пиратов»

Дети выстраиваются за чертой на одной стороне зала. У противоположной стены размещается «золото пиратов» (кубики или кегли по числу участников или больше) и сам «пират», который его охраняет. «Пират» стоит спиной к участникам и золоту, но может повернуться и посмотреть после того, как сам себе громко скомандует: «Раз, два, три – посмотри». Дети могут перемещаться по залу, брать «золото» и уносить его к себе в дом, пока пират стоит к ним спиной. Когда пират поворачивается, участники должны остановиться и замереть. Если пират заметит движение какого – участника, последний должен будет вернуться на исходную позицию.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

09.09.2019

Понедельник

Занятие 6

Игра «Назови друга»

Дети сидят на ковре в кругу. На счет три они начинают ритмично хлопать себя по коленям. Ведущий называет имя кого-то из присутствующих. Все дружно и ритмично повторяют прозвучавшее имя, не забывая хлопать по коленям. Это продолжается до тех пор, пока хозяин имени не назовет кого-то их присутствующих. Игра повторяется в новь.

Игра «Карусель»

Дети сидят в кругу на стульях, один стул свободный. Ведущий предлагает «покататься на карусели». Участник, рядом с которым по часовой стрелке находится пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я еду!». Затем следующий по кругу ребенок также пересаживается по часовой стрелке на пустое место, сопровождая это фразой: «А я тоже!». Третий ребенок в свою очередь проделывает то же самое и говорит: «А я – быстро!». Четвертый участник, пересаживается на свободный стул, произносит фразу, называя имя любого из играющих детей: «А я с Петей!». Тот, чье имя прозвучало, должен быстро занять освободившееся место. Игра начинается вновь.

Игра «Небо, земля, вода»

Дети выбираю кем они хотят быть: «птицами», «зверями», «рыбами». Таким образом все участники делятся на три группы. У каждой группы свой «домик», из которого животные могут выходить и свободно двигаться («летать», «бегать» или «плавать») только тогда, когда ведущий назовет их среду обитания.

Игра «Золото пиратов»

Дети выстраиваются за чертой на одной стороне зала. У противоположной стены размещается «золото пиратов» (кубики или кегли по числу участников или больше) и сам «пират», который его охраняет. «Пират» стоит спиной к участникам и золоту, но может повернуться и посмотреть после того, как сам себе громко скомандует: «Раз, два, три – посмотри». Дети могут перемещаться по залу, брать «золото» и уносить его к себе в дом, пока пират стоит к ним спиной. Когда пират поворачивается, участники должны остановиться и замереть. Если пират заметит движение какого – участника, последний должен будет вернуться на исходную позицию.

Игра «Собираем картинку»

Части большой разрезной картинки поровну раздаются участникам. Дети по очереди выкладывают свои части, если их можно присоединить к тому, что уже собрано, или пропускают ход (важно соблюдение очередности).

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

10.09.2019

Вторник

Занятие 7

Игра «Карусель»

Дети сидят в кругу на стульях, один стул свободный. Ведущий предлагает «покататься на карусели». Участник, рядом с которым по часовой стрелке находится пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я еду!». Затем следующий по кругу ребенок также пересаживается по часовой стрелке на пустое место, сопровождая это фразой: «А я тоже!». Третий ребенок в свою очередь проделывает то же самое и говорит: «А я – быстро!». Четвертый участник, пересаживается на свободный стул, произносит фразу, называя имя любого из играющих детей: «А я с Петей!». Тот, чье имя прозвучало, должен быстро занять освободившееся место. Игра начинается вновь.

Игра с колокольчиками

«Громко – тихо»

К одежде детей прикрепляются колокольчики на прищепках (2 и более). Ведущий просит детей подвигаться и послушать, как звенят колокольчики. Затем дети двигаются и останавливаются в соответствии с командой ведущего: «Громко – тихо».

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

11.09.2019

Среда

Занятие 8

Игра «Повтори ритм»

Дети сидят в кругу. Ведущий просит одного из детей внимательно послушать ритм, а затем повторить (отхлопать его). Процедура повторяется со всеми участниками по очереди.

Игра «Волшебный танец»

Дети встают свободно распределяясь по залу. Ведущий говорит, что сейчас они будут танцевать под музыку очень необычный танец: по команде каждый раз будет танцевать (ритмично двигаться) толь ко одна часть тела, которую он назовет. Затем звучит ритмичная музыка. Ведущий называет части тела и показывает: «Танцуют пальцы рук, танцуют кисти рук, танцуют плечи, танцуют руки, танцуют пальцы ног, танцуют колени, танцуют бедра, танцуют ноги, танцуют глаза, танцуют брови, танцуют губы, танцует нос, танцует все лицо, танцует голова, танцует живот, танцует спина. Дети танцуют.

Игра «Гномы и великаны»

Выбирается «великан» остальные участники становятся «гномами». «Гномам» к одежде прикрепляются колокольчики на прищепках. «Великан» охраняет «сокровища» (сокровищами могут быть кубики или кегли). «Гномы» пробираются в «пещеру великана», когда он спит (сидит на стуле с закрытыми глазами). Они забирают «сокровища» и уносят к себе в «дом». При этом гномы должны двигаться очень осторожно: «великан» может проснуться, если он услышит звон колокольчиков, и тогда «сокровища» придется вернуть обратно.

Игра «Сюрприз»

Дети встают в круг. Ведущий предлагает им развернуть сюрприз – любую вещь маленького размера, завернутое в большое количество бумаги. Предварительно надо закрепить каждый слой бумаги, в которую завернут сюрприз. Участники могут разворачивать сюрприз по очереди и только под музыку. Как только музыка замолкает, игрок, разворачивающий сюрприз, должен передать его по кругу следующему участнику.

Игра «Запретный цвет»

Каждому ребенку ведущий надевает «кулон с запретным цветом» - полоску цветной бумаги на веревочке (цвета у всех разные). Затем детям предлагается нарисовать то, что им хочется. Нельзя использовать при этом только «запретный цвет». После завершения рисунков ведущий вместе с детьми проверяет выполнение задания.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

12.09.2019

Четверг

Занятие 9

Игра «Назови друга»

Дети сидят на ковре в кругу. На счет три они начинают ритмично хлопать себя по коленям. Ведущий называет имя кого-то из присутствующих. Все дружно и ритмично повторяют прозвучавшее имя, не забывая хлопать по коленям. Это продолжается до тех пор, пока хозяин имени не назовет кого-то их присутствующих. Игра повторяется в новь.

Игра «Запрещенное движение»

Ведущий предлагает детям повторить за ним движения под музыку. Нельзя повторять лишь «запрещенное движение». Когда дети освоят игру, можно вводить фанты.

Игра «Возьми любую игрушку кроме…»

Дети встают вокруг стола, на котором лежат игрушки. Ведущий просит их представить, что они пришли в магазин и любуются витриной. Под музыку дети двигаются вокруг стола – «витрины». Ведущий командует: «Возьми любую игрушку, кроме той, той которая была названа ведущим.

Игра «Бывает – не бывает»

Ведущий говорит детям реальные факты, перемежая их небылицами. Дети должны хлопать в ладоши, если они слышат «небылицу». Например: «ночью на улице стало совсем темно, на небе лишь ярко светило солнце»; «зимой бывает холодно и часто идет снег, можно играть в снежки, загорать на пляже и купаться в реке»; «у моей бабушки на грядках растет картофель, капуста, яблоки и сливы».

Бланковое задание на внимание

Здесь и далее детям предлагается выполнять задание на концентрацию внимания, используя специальные бланки. Бланки можно взять, например, из книги «Развиваем внимание. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет» из серии «Школа для дошколят» (РОСМЭН, 2006)

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

13.09.2019

Пятница

Занятие 10

Игра «Карусель»

Дети сидят в кругу на стульях, один стул свободный. Ведущий предлагает «покататься на карусели». Участник, рядом с которым по часовой стрелке находится пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я еду!». Затем следующий по кругу ребенок также пересаживается по часовой стрелке на пустое место, сопровождая это фразой: «А я тоже!». Третий ребенок в свою очередь проделывает то же самое и говорит: «А я – быстро!». Четвертый участник, пересаживается на свободный стул, произносит фразу, называя имя любого из играющих детей: «А я с Петей!». Тот, чье имя прозвучало, должен быстро занять освободившееся место. Игра начинается вновь.

Игра «Пол – потолок»

Ведущий просит детей показать пальцем, где находится «пол» и «потолок». Затем он предлагает показывать по его команде, но предупреждает, что может специально путать детей.

Игра «Где твой нос»

Дети стоят вокруг ведущего. Он называет и показывает, где находятся различные части тела, и просит детей также показывать их. Периодически ведущий намеренно путает детей.

Игра «Поймай мяч»

Дети двигаются под музыку. У водящего мягкий мяч. Каждый раз, когда музыка замолкает, все останавливаются и смотрят на ведущего, который может бросить мяч любому участнику. Поймавший мяч становится водящим, а тот, кто упустит мяч, пропускает один кон в игре.

Игра «Колокольчик звенит»

Ведущий просит внимательно детей послушать «песенку колокольчика» и хлопнуть в ладоши сразу, как только колокольчик замолчит. Важно, чтобы дети дослушали звук до конца.

Бланковое задание на внимание

Детям предлагается выполнить задание на концентрацию внимания, используя специальные бланки.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

16.09.2019

Понедельник

Занятие 11

Игра «Путешествие божьей коровки»

Каждому из участников выдается квадрат из картона, расчерченный на 9 равных клеток, и красный кружок из картона – божья коровка. Дети по очереди в слух командуют божьей коровкой, перемещая ее каждый по своему полю (например: «2 клетки вверх», «1 клетка влево»). Условия: божья коровка не может двигаться по диагонали, она не должна выходить за пределы поля.

Игра «Можно по сигналу»

Дети могут выполнять определенное (интересное для них) игровое действие, но только по сигналу ведущего. Примеры сигналов:

  • Называние ведущим среди прочих любого предмета, обладающего заранее оговоренными признаками (съедобное – «хлеб», плавающее – «корабль»);
  • Тихий или громкий голос ведущего;
  • Какое – либо заранее оговоренное движение ведущего и т.д.

Игра «Найди ошибку»

Ведущий говорит детям, что сейчас он будет называть предметы, обладающие определенными свойствами, например: все живое; все, что горит; все съедобное и т.д. Он просит детей слушать внимательно и, в случае ошибки, хлопать в ладоши.

Игра «Золушка»

Дети сидят за столом. Каждому ребенку выдается пластмассовая тарелочка с бусинками или мелкими шариками 2-3 цветов. В центр стола ставятся 2-3 емкости большого размера. Ведущий просит детей помочь Золушке положить бусинки каждого цвета в свою тарелку.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

17.09.2019

Вторник

Занятие 12

Игра «Необычные мешочки»

Дети сидят на ковре. Ведущий предлагает им познакомиться с необычными мешочками (7-8 подушечек небольшого размера с различными наполнителями). Дети по очереди ощупывают мешочки, пытаясь определить, чем они наполнены. Ведущий беседует с детьми, помогая им словами обозначать свои ощущения.

Игра «Найди такие же»

Каждый участник получает по одному зашитому мешочку с наполнителем (все наполнители разные). В центр круга ведущий кладет много мешочков с наполнителем. Задача детей найти по два мешочка с таким же наполнителем, как у того мешочка, который они держат в руках. Затем можно усложнить задачу. Дети ощупывают свои «контрольные» мешочки и оставляют их, запоминая тактильные ощущения. После этого они свободно двигаются под музыку вокруг столика с мешочками. Когда музыка замолкает, участники стараются найти среди других мешочков такой же, как «контрольный». Затем дети проверяют себя, вместе с ведущим сравнивая найденный мешочек со своим «контрольным» мешочком.

Игра «Волшебный мешочек»

Каждый участник игры получает мешочек из плотной ткани, зауженный сверху (так, чтобы только проходила рука). В нем лежат различные мелкие предметы (4-5 шт.). Ведущий просит детей на ощупь определить, какие предметы лежат в мешочке, называть их, а затем достать предметы из мешка и проверить.

Игра «Иванушка»

выбирается «Иванушка». Он ложиться на коврике на живот. Дети садятся вокруг «Иванушки» и кладут руки ему на спину ладонями вверх. Ведущий держит в руке маленький округлый предмет – «камушек». Он вместе с детьми вместе напевает слова, приведенные ниже, и одновременно по очереди прикасаются «камушком» к подставленным ладоням детей, слегка надавливая на них. Слова ведущего: «Наш Иванушка лежит и на нас не глядит» (повторить 2-3 раза), «а мы для Иванушки сейчас положим камушек». На последней фразе ведущий оставляет «камушек» в ладони одного из детей. Все участники убирают руки со спины «Иванушки» и сжимают их в кулак. «Иванушка» садится и пытается угадать, у кого из детей в руке «камушек». Ведущий подчеркивает, что, если быть внимательным, когда лежишь на животе, можно почувствовать, у кого остался «камушек». Ребенок с «камушком» становится «Иванушкой» или это происходит по очереди.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

18.09.2019

Среда

Занятие 13

Игра «Путешествие»

Под динамичную музыку дети двигаются за ведущим по кругу. Они выполняют команды ведущего, повторяя за ним движения. Слова ведущего: «Идем по горячему песку», «скачем по кочкам на болоте», «скользим по льду», «перешагиваем через препятствия», «раздвигаем ветки в густом лесу», «пролезаем в низкий туннель» и «выросли – потянулись».

Игра «У костра»

ведущий сообщает детям, что они оказались на поляне у костра. Он предлагает участникам представить костер в центре круга. Ведущий говорит: «Яркий горячий костер разгорается все сильнее; слышите, как потрескивают дрова, подбросим еще ветки в огонь; язычки оранжевого пламени уже высоко; рядом с костром уже трудно стоять – жарко, отойдем немного подальше и погреем руки». Далее ведущий спрашивает детей, удалось ли им почувствовать тепло. Он приглашает ребят усилить эти ощущения, если потереть ладони друг о друга, а затем просит участников раздвинуть ладони, стараясь сохранить ощущение тепла между ними.

Игра «У кого руки теплее»

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает им «почувствовать» руки друзей справа и определить, у кого руки теплее.

Игра «Похлопаем, потопаем»

Дети встают вкруг. По команде ведущего они сначала хлопают, а потом топают – «кто сильнее и быстрее». Каждый раз после максимального напряжения, ведущий делает глубокий вдох и расслабляет руки (ноги), слегка потряхивая их и одновременно приговаривая: «Устали наши ручки (ножки), пусть немного отдохнут».

Игра «Домик»

В центре зала расстилается небольшое покрытие – «домик». Дети под музыку свободно двигаются по залу – «гуляют». Через некоторое время музыка замолкает, ведущий говорит: «Пошел дождь». По этой команде все участники должны «спрятаться в домик» (встать на покрытие). Затем снова «выходит солнышко» и игра повторяется, но покрытие каждый раз сворачивается, и «домик» уменьшается по площади.

Игра «Исследователи»

Каждому ребенку предлагается набор различных на ощупь материалов: полосок ткани, бумаги и т.д. Ведущий называет качества материалов, которые можно определить на ощупь, например: гладкий, шершавый, теплый, холодный, мягкий, твердый пушистый, колючий, угловатый, приятный, неприятный. Он просит детей найти такие материалы в своем наборе и показать.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

19.09.2019

Четверг

Занятие 14

Игра «Назови друга»

Дети сидят на ковре в кругу. На счет три они начинают ритмично хлопать себя по коленям. Ведущий называет имя кого-то из присутствующих. Все дружно и ритмично повторяют прозвучавшее имя, не забывая хлопать по коленям. Это продолжается до тех пор, пока хозяин имени не назовет кого-то их присутствующих. Игра повторяется в новь.

Игра «Пожалуйста»

Детям предлагается выполнять лишь те команды ведущего, которые начинаются со слова «пожалуйста». После освоения игры можно вводить «фанты».

Игра «Бабушкины помощники»

Дети встают в круг или свободно распределяются по залу. Ведущий предлагает им побыть «бабушкиными помощниками». Он командует, одновременно показывая движения: «рубим дрова» - руки сжаты в замок и с напряжением опускаются от правого плеча вниз; «полощем белье» - руки по очереди с напряжением двигаются из стороны в сторону; «выжимаем белье» - руки с напряжением имитируют выжимание; «вешаем белье» - на вдохе руки вытягиваются вверх.

Ведущий каждый раз акцентирует внимание детей на напряжении мышц: «руки напряглись, мышцы сделались жесткими, твердыми», а после максимального напряжения он каждый раз предлагает отдохнуть, потрясти ими.

Игра «Поймай мяч»

Дети двигаются под музыку. У водящего мягкий мяч. Каждый раз, когда музыка замолкает, все останавливаются и смотрят на ведущего, который может бросить мяч любому участнику. Поймавший мяч становится водящим, а тот, кто упустит мяч, пропускает один кон в игре.

Игра «Сколько рук осталось»

Выбирается водящий. Он ложится на коврике на живот. Остальные участники садятся вокруг водящего и кладут ладони ему на спину. Под музыку они могут поглаживать его по спине. В это время ведущий прикасается рукой к головам тех детей, которые оставят на спине водящего, как только смолкнет музыка. Водящий говорит «сколько рук осталось».

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

20.09.2019

Пятница

Занятие 15

Игра «Повтори ритм»

Дети сидят в кругу. Ведущий просит одного из детей внимательно послушать ритм, а затем повторить (отхлопать его). Процедура повторяется со всеми участниками по очереди.

Игра «Быстро!»

Детям предлагается выполнять все команды ведущего, кроме тех, которые начинаются со слова «быстро».

Бланковое задание на внимание

Детям предлагается выполнить задание на концентрацию внимания, используя специальные бланки.

Игра «Кто как дышит»

Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, знают ли они, как дышат собаки в жаркий летний день, и просит показать это. Он сам демонстрирует такой тип дыхания и говорит, что оно называется поверхностным. Далее всем участникам предлагается попробовать подышать, как собачка. Затем ведущий сообщает детям, что постоянно так дышать для людей вредно, потому что наш организм при таком дыхании получает мало воздуха.

Ведущий просит детей показать, как они вдыхают приятный аромат цветов, свежий лесной воздух. Он предлагает детям положить руки на грудь, чтобы почувствовать «грудное дыхание». Ведущий обращает внимание детей на то, что так дышать на много приятнее.

Ведущий просит детей представить большого толстого медведя. «Медведь так сладко спит в своей берлоге, что его живот вздымается, как гора.» Ведущий спрашивает, умеют ли дети дышать, как как этот медведь, «животом», т.е. так, чтобы живот поднимался и опускался. Он предлагает всем положить руку на свой живот и подышать.

Игра «Пушинка»

Дети встают в шеренгу за черту. Ведущий кладет каждому на ладонь «пушинку» (маленький комочек дома). По команде ведущего все участники делают глубокий вдох и дуют на свои «пушинки». Они соревнуются, у кого «пушинка» дальше улетит.

Воздушный футбол»

В качестве футбольного поля используется стол. На одной стороне стола отмечены ворота, на другой стороне кладется мяч -  маленький комочек ваты. Дети по очереди становятся «футболистами»: своим дыханием они должны загнать «мяч» в «ворота».

Игра «Деревья лесу»

Дети встают в круг. Они деревья – леса. Ведущий говорит слова и проделывает движения вместе с детьми.

исходное положение: ноги на ширине плеч – «деревья прочно стоят на земле»; спина прямая, плечи развернуты – «это очень красивые, стройные деревья»; руки подняты вверх - «красивые веточки тянутся к солнышку».

движение первое: дети двигают пальцами рук – «подул легкий ветерок, и листочки на веточках».

Движение второе: участники свободно машут руками из стороны в сторону – «ветер усилился, и закачались ветки деревьев».

Движение третье: дети сгибают корпус, наклоняются, сильно раскачиваются из стороны в сторону – «ветер стал очень сильным, он раскачивает деревья».

Движение четвертое: дети делают глубокий вдох и встаю в исходное положение – «ветер утих, деревья потянулись вверх к солнышку».

Движение пятое: дети выдыхают и свободно опускают руки, расслабляя их, - «зашло солнышко, и деревья погрузились в сон».

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

23.09.2019

Понедельник

Занятие 16

Игра «Назови друга»

Дети сидят на ковре в кругу. На счет три они начинают ритмично хлопать себя по коленям. Ведущий называет имя кого-то из присутствующих. Все дружно и ритмично повторяют прозвучавшее имя, не забывая хлопать по коленям. Это продолжается до тех пор, пока хозяин имени не назовет кого-то их присутствующих. Игра повторяется в новь.

Игра «Да» и «Нет» не говорите, черное и белое не берите»

Беседует с детьми, задавая каждому по очереди различные вопросы. Дети должны отвечать в соответствии с условиями игры. За ошибки можно брать «фанты» или специальные жетон, а потом сравнивать, кто был внимательнее.

Игра «Капитан»

Дети свободно распределяются по залу или встают в круг. Ведущий включает аудиозапись звуков морского прибоя и предлагает отправиться в морское путешествие на большом корабле. Каждый участник при этом становится «капитаном». Ведущий говорит: «Море волнуется, но капитаны стоят на палубе прямо, ноги у них на ширине плеч, руки свободно лежат вдоль тела, грудь расправлена, широкие плечи. Капитаны смело смотрят перед собой так, что нос у них не задирается вверх и не опущен вниз. Смелые, сильные гордые капитаны смотрят вперед и глубоко вдыхают морской воздух, дышат полной грудью». Ведущий обращает внимание детей, что напрягаться при этом не надо: «Капитаны чувствуют себя спокойно и уверенно на своих больших кораблях». Он просит участников положить правую руку себе на низ груди, чтобы почувствовать «диафрагмальное дыхание».

Игра «Раздуваем паруса»

Дети встают в круг. Ведущий показывает им небольшой платок из тонкой, легкой ткани. «Это наш парус», - говорит ведущий. – Чтобы корабль поплыл, нужен ветер. Сейчас каждый из вас попробует стать ветром». Ведущий объясняет участникам, что ветром быть не просто: нужно сделать глубокий медленный вдох, а потом подуть на парус так медленно, чтобы дыхания хватило на долго, тогда «корабль уплывет далеко». Ведущий по очереди подходит к каждому из детей. А они соревнуются, чей ветер дольше дует. Ведущий хвалит участников.

Игра «Морские ежики»

Каждый участник получает по массажному мячу. Ведущий обращает внимание на то, что мячики особенные – немного колючие, как добрые смешные ежики. Он предлагает детям сесть на ковер и покатать мячи ладонью правой, а затем левой рукой, ощущая при этом приятное покалывание. Движение ладоней вперед – назад сменяются круговыми движениями. Можно массировать пальцы, а также тыльную сторону ладони.

потом детям предлагается покатать мячик ступнями ног, стоя на одной ноге и держась за стул (аналогично массажу рук). Наконец, участники массажируют себе плечи, грудь, живот, бедра и друг другу спину.

ведущий каждый раз отмечает ощущения приятного покалывания. Можно затем попробовать поиграть с детьми в «воображаемых ежиков», т.е. предложить им оставить мячики на ковре и представить, что «ежики» при этом все же остались у них в руках – дети вспоминают ощущения покалывания.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

24.09.2019

Вторник

Занятие 17

Игра «Повтори ритм»

Дети сидят в кругу. Ведущий просит одного из детей внимательно послушать ритм, а затем повторить (отхлопать его). Процедура повторяется со всеми участниками по очереди.

Игра «Мы силачи»

Дети встают в круг. Ведущий предлагает им поиграть в силачей. Силачи показывают всем, какие они силачи: набирают воздуха и напрягают мышцы рук, сгибая их в локте. Затем они делают выдох и расслабляют руки, опуская их и слегка потряхивая ими («силачи отдыхают»).

Игра «Капитан»

Дети свободно распределяются по залу или встают в круг. Ведущий включает аудиозапись звуков морского прибоя и предлагает отправиться в морское путешествие на большом корабле. Каждый участник при этом становится «капитаном». Ведущий говорит: «Море волнуется, но капитаны стоят на палубе прямо, ноги у них на ширине плеч, руки свободно лежат вдоль тела, грудь расправлена, широкие плечи. Капитаны смело смотрят перед собой так, что нос у них не задирается вверх и не опущен вниз. Смелые, сильные гордые капитаны смотрят вперед и глубоко вдыхают морской воздух, дышат полной грудью». Ведущий обращает внимание детей, что напрягаться при этом не надо: «Капитаны чувствуют себя спокойно и уверенно на своих больших кораблях». Он просит участников положить правую руку себе на низ груди, чтобы почувствовать «диафрагмальное дыхание».

Игра «Ныряльщики»

Дети свободно распределяются по залу. Они имитируют ныряльщиков: по команде ведущего делают глубокий вдох и, задерживают дыхание, приседают – «ныряют». Некоторое время они находятся в этой позе, продолжая задерживать дыхание, а затем полностью выдыхают и встают, вытягивая руки в стороны и приговаривая: «Вот какая рыбка!»

Игра «Крабы и медузы»

 Ведущий спрашивает детей, кто из них был на море и кто видел таких обитателей моря, как крабы и медузы. Он показывает детям картинки с изображением крабов и медуз, а затем предлагает в них поиграть. Ведущий говорит и показывает: «Представьте, что вы крабы. Ваши руки - клешни. Они двигаются впереди вас на уровне груди, движения их угловатые, резкие, напряженные, прямолинейные». Участники двигаются как крабы.

Затем ведущий показывает движения медуз, сопровождая их словами: «Медузы двигаются мягко, плавно, расслабленно; иногда они просто «висят» в воде и качаются на волнах». Дети двигаются как медузы. «А теперь», - говорит ведущий. – я буду превращать вас то в крабов, то в медуз с помощью волшебной музыки, слушайте меня внимательно». Звучит динамичная музыка с четким ритмом. Ведущий объявляет: «Кабы». Затем включается протяжная, спокойная музыка. Ведущий говорит: «Медузы».

После завершения движения детей можно попросить нарисовать обитателей моря. Затем ведущий беседует с детьми и спрашивает: «Кем больше понравилось быть и как двигаться, что запомнилось больше, что хотелось нарисовать и что получилось на рисунке». При этом ведущий обращает внимание детей на разницу в движениях «крабов и медуз», на опыт расслабленных и напряженных движений.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

25.09.2019

Среда

Занятие 18

Игра «Дождь»

Дети садятся в круг на стулья. Ведущий говорит: «Пошел дождь». Он обходит детей по внешнему кругу и последовательно прикасается рукой к плечу каждого ребенка. По этому сигналу каждый участник игры начинает хлопать в ладоши. Перед тем как начать обход второй раз, ведущий говорит: «Пошел град». Затем он повторяет свои действия.

Теперь дети последовательно, по сигналу, начинают топать. Обойдя детей, ведущий сообщает: «Град заканчивается». Он вновь последовательно дотрагивается до каждого участника. Дети по сигналу прекращают топать. Наконец, ведущий говорит: «Дождь заканчивается» и проделывает аналогичную процедуру. Дети по сигналу ведущего прекращают хлопать.

Игра «Цветы и солнце»

Упражнение сопровождается приятной медленной музыкой. Дети свободно распределяются по залу. Все они – цветы. Ведущий говорит следующие слова и вместе с детьми делает следующее движения:

  • «Встает солнышко, цветы распускаются и тянуться к нему»: дети и ведущий делают вдох, тянут руки вверх, встают на носки, задерживают дыхание.
  • «Солнце заходит, цветы закрываются и отдыхают» - дети и ведущий делаю выдох, встают на полные ступни, опускают руки, кладя их свободно на груди, опускают голову, расслабляя шею.

Игра «Кто дольше погудит»

Дети могут сидеть на ковре или стоять, но важно, чтобы спина была прямая, а плечи расправлены (как у «капитанов»). Ведущий предлагает им погудеть: кто дольше сможет это сделать на одном дыхании.

Игра «Золото пиратов»

Дети выстраиваются за чертой на одной стороне зала. У противоположной стены размещается «золото пиратов» (кубики или кегли по числу участников или больше) и сам «пират», который его охраняет. «Пират» стоит спиной к участникам и золоту, но может повернуться и посмотреть после того, как сам себе громко скомандует: «Раз, два, три – посмотри». Дети могут перемещаться по залу, брать «золото» и уносить его к себе в дом, пока пират стоит к ним спиной. Когда пират поворачивается, участники должны остановиться и замереть. Если пират заметит движение какого – участника, последний должен будет вернуться на исходную позицию.

Игра «Сердитые человечки»

Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы попали во враждебную сказочную страну и нас окружают очень сердитые, задиристые человечки. Представьте, как они выглядят: у них сердитые глаза, сдвинуты брови, сжаты зубы, руки сжаты в кулаки, напряжены спина и ноги». Все это ведущий показывает, предлагая детям повторить за ним. «Что же происходит, - сообщает ведущий, - мы стали похоже на этих человечков, а ведь никаких человечков нет, мы сами их придумали. Посмотрите вокруг и улыбнитесь друзьям.

Бланковое задание на внимание

26.09.2019

Четверг

Занятие 19

Игра «Компот»

Дети стоят вокруг ведущего. Он сообщает, что они сейчас все вместе будут «варить компот». Ведущий спрашивает участников, из чего обычно готовят компот, и предлагает каждому ребенку выбрать фрукт или ягоду, которую он будет изображать. Затем ведущий говорит, что компот будет из сушенных фруктов и ягод (из сухофруктов). Он спрашивает у детей и показывает сам. Как могут выглядеть сушенные фрукты и ягоды: они сморщенные, «съеженные». Ведущий предлагает детям изобразить их – сморщить лицо, вжать голову в плечи, прижать к телу руки и ноги, «съежиться».

Ведущий говорит: «А теперь будем варить компот. В центре круга у нас будет кастрюля. Тот, чей фрукт или ягоду я назову, сразу выходит в центр круга – попадает в кастрюлю, делает глубокий вдох, потягивается и расправляется, расслабляет свое тело. Помните, - настраивает детей ведущий, - что фруктам нравится вариться в компоте: они улыбаются, могут свободно, расслабленно подвигаться в центре круга».

Бланковое задание на внимание

Игра «Поймай мяч»

Дети двигаются под музыку. У водящего мягкий мяч. Каждый раз, когда музыка замолкает, все останавливаются и смотрят на ведущего, который может бросить мяч любому участнику. Поймавший мяч становится водящим, а тот, кто упустит мяч, пропускает один кон в игре.

Игра «Воздушный шар»

Дети встают в круг. Ведущий предлагает мим «надуть шар». Он говорит следующие слова и проделывает движения вместе:

  • «Сначала шар сдутый, он просто висит»: дети сгибаются, наклоняются вперед, расслабляют мышцы рук, спины, шеи (важно проверить, все ли участники расслабили шею).
  • «Затем шар начинает надуваться и становиться все больше и больше»: дети делают глубокий вдох, поднимают корпус, разводят руки в стороны (показывают размеры шара), напрягают все мышцы вплоть до мышц лица, надувают щеки и задерживаю дыхание.
  • «Шар спускается»: дети медленно выдыхают, приводя тело в исходное расслабленное положение.

Игра «Иванушка»

выбирается «Иванушка». Он ложиться на коврике на живот. Дети садятся вокруг «Иванушки» и кладут руки ему на спину ладонями вверх. Ведущий держит в руке маленький округлый предмет – «камушек». Он вместе с детьми вместе напевает слова, приведенные ниже, и одновременно по очереди прикасаются «камушком» к подставленным ладоням детей, слегка надавливая на них. Слова ведущего: «Наш Иванушка лежит и на нас не глядит» (повторить 2-3 раза), «а мы для Иванушки сейчас положим камушек». На последней фразе ведущий оставляет «камушек» в ладони одного из детей. Все участники убирают руки со спины «Иванушки» и сжимают их в кулак. «Иванушка» садится и пытается угадать, у кого из детей в руке «камушек». Ведущий подчеркивает, что, если быть внимательным, когда лежишь на животе, можно почувствовать, у кого остался «камушек». Ребенок с «камушком» становится «Иванушкой» или это происходит по очереди.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

27.09.2019

Пятница

Занятие 20

Игра «Колокольчик звенит»

Ведущий просит внимательно детей послушать «песенку колокольчика» и хлопнуть в ладоши сразу, как только колокольчик замолчит. Важно, чтобы дети дослушали звук до конца.

Бланковое задание на внимание

Игра «Запрещенное движение»

Ведущий предлагает детям повторить за ним движения под музыку.  Нельзя повторять лишь «запрещенное движение». Когда дети освоят игру можно вводить фанты.

Игра «Мыши и сова»

Выбирается «сова» (по желанию детей или по очереди). Остальные участники – «мыши». По команде «день»: «мыши» свободно двигаются, а «сова» спит в дупле; по команде «ночь»: «сова» вылетает на охоту, а «мыши» останавливаются и замирают. «Сова» забирает к себе в гнездо тех «мышей», движение которых она замечает.

Игра «Черепашки»

Дети ложатся на коврик на спину. Они – черепашки. Ведущий говорит следующие слова и проделывает упражнение вместе с детьми:

  • «Черепашки любят греться, подставляя солнышку свой живот»: дети расслабленно лежат, представляя, как живот становится теплым.
  • «Когда появляются тучи, черепашки забираются в свой домик»: дети делают вдох и сжимаются, подтягивая колени и голову к животу и обхватывая колени руками, они напрягают мышцы и задерживают дыхание.
  • «Солнце выходит вновь»: участники выдыхают и возвращаются в исходное положение.

Игра «Мы команда!»

Дети встают в круг и соединяют в центре правые руки, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «Мы ко-ман-да!».

Используемая литература

Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 128 с.

Итог проекта

По результатам проведенного проекта отслеживается положительная динамика развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»

Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...

Проект "Одаренные дети"

Рассмотрение вопроса одаренности среди детей с ОВЗ....

Презенация проекта "Одаренные дети. Индивидуальный подход"

Основные этапы работы,диаграммы,исследоватеьский материал....

Олимпиада для старших дошкольников "КЛУБ ЗНАТОКОВ" (проект Одаренные дети)

Интеллекуальная олимпиада для дошкольников "КЛУБ ЗНАТОКОВ" -  в рамках реализации проекта "Одаренные дети"...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...

Педагогический долгосрочный проект «Одаренные дети»

В условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность  в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении Ро...

«Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети».

Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выя...