ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ, МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИЛОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОСНОСТЬЮ
статья по коррекционной педагогике

Афанасьева Вера Анатольевна

Проанализировав работы Н.П. Вайзмана, М.М. Кольцовой, О.П. Гаврилушкиной, А.Я. Мухиной, Л.В. Фоминой и других, можно сделать вывод, что развитие двигательной сферы, в частности мелкой моторики,  непосредственно связано с развитием речи ребенка и его мышлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ, МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИЛОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОСНОСТЬЮ

Афанасьева Вера Анатольевна

Как известно, развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Проанализировав работы Н.П. Вайзмана, М.М. Кольцовой, О.П. Гаврилушкиной, А.Я. Мухиной, Л.В. Фоминой и других, можно сделать вывод, что развитие двигательной сферы, в частности мелкой моторики,  непосредственно связано с развитием речи ребенка и его мышлением. 

Выше сказанное характеризует не только развитие ребенка в норме, но и  ребенка с проблемами в развитии,  а именно: с интеллектуальной недостаточностью. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15% детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии [4, с. 53]. Особую группу составляют лица с интеллектуальной недостаточностью.

Проблемой изучения моторики  детей с нарушением интеллекта занимались Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие. Исследования И.А. Грошенкова, З. Богатеевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с умственной отсталостью. При изучении литературы по данной проблеме были выявлены следующие закономерности развития моторной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью: чем более сохранен интеллект, тем менее выражены двигательные нарушения и страдает сенсорика детей с интеллектуальной недостаточностью. И наоборот, чем грубее выступает интеллектуальный дефект, тем более двигательных расстройств наблюдается у этих детей.

C целью выявления особенностей двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило на базе  ОГОУ Специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида  г. Смоленска. В исследовании принимали участие 10 школьников (из них 7 мальчиков и 3 девочки) 1-го класса, в возрасте 8–10 лет, с диагнозом легкая умственная отсталость.

В процессе экспериментального исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителями, логопедом; изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений; методики «Дорожки», «Зашнуруй ботинок», «Ежик», «Пальчики здороваются», «Пройти по заданному маршруту»,  работа с пластилином, прицепками; артикуляционные  упражнения и упражнения с мячом.

Исследование проводилось во второй половине учебного года. На уроках использовались индивидуальные и фронтальные методы работы, предпочтение уделялось индивидуальной форме работы.

Наблюдение осуществлялось за тем, как реагировал каждый школьник на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции: умение общаться, расторможенность или медлительность, активность или пассивность.  

Выбор и последовательность предлагаемых проб определения особенностей моторной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, обусловлены индивидуальными и специфическими особенностями данной группы детей с рассматриваемой патологией развития.

Для определения особенностей артикуляционной моторики детей использовались стандартные артикуляционные пробы: «улыбочка – трубочка», «лопаточка – иголочка», «почистим зубки», «маятник», «лошадка» [2.,с. 8-9].

Для выявления особенностей и определения  уровня сформированности мелкой моторики были применены следующие виды упражнений и методик: «Дорожки», «Зашнуруй ботинок», «Пальчики здороваются», «Ежик» (работа с прицепками), работа с пластилином.

Методика «Дорожки» использовалась с целью определения уровня развития зрительно-моторной координации, а также с целью определить умение ориентироваться на листе бумаги, произвольности двигательного акта. Испытуемому предлагалась выполнить задание с нарастанием сложности: сначала для выполнения предлагалась «дорожка» с более легким контуром, затем сложнее и наконец самая сложная (с учетом особенностей данной группы детей) [5.].

С целью определения  развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, а также зрительно - моторной координации предлагались методики: «Зашнуруй ботинок», «Ежик». Методика «Зашнуруй ботинок» выявляла способность ребенка шнуровать, а также соотносить зрительно отверстия «ботинка» и моторно организовывать действия.

Методика «Пластилиновые узоры» использовалась для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином.

Также для определения уровня сформированности тонких дифференцированы движений пальцев рук использовались упражнения пальчиковой гимнастики: «Пальчики здороваются» и «Собираем ягоды»[4., с.60].

С целью выявления особенностей общей моторики использовалась методика Озерецкого – Гельнитца, но методика предъявлялась не в полном объеме, а в выборочном варианте, так как учитывались специфические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Использовались следующие пробы:

  • Тест на статическую координацию движений является наиболее адекватным для исследования функции статического равновесия («Статуя») [1., с.22-25].
  • Тест на динамическую координацию. Требуется согласованная деятельность большого количества мышечных групп с удержанием равновесия, без которой координация двигательной деятельности невозможна [1., с. 23-25].
  • Тест на двигательную память. Его выполнение обеспечивается преимущественным участием в организации движений фронтальных отделов коры больших полушарий головного мозга.
  • Тест на динамическую координацию движений. Отражает ловкость, двигательную маневренность.
  • Тест на динамическую координацию движений [1., с. 23-25].

При проставлении оценки (баллов) учитывалась самостоятельность выполнения задания, правильность, а также способность к принятию помощи.

Рассматривая общую моторику детей с интеллектуальной недостаточностью, можно сказать, что она визуально не имела двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. У 30% испытуемых наблюдался высокий уровень развития общей моторики. Эти дети полностью обслуживают себя, владеют бытовыми навыками, в полном объеме выполняют предъявляемые им заданиями, количественные характеристики их двигательной функции не отличались от показателей здоровых детей. Но среди учащихся так же наблюдались дети, у которых проявлялись специфические особенности: недостаточность функции равновесия, отставание от нормы в среднем на 3-4 года, т.е. показатели развития моторики детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте 8-10 лет соответствовали показателям детей с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4-6 лет. У них наблюдалось двигательное беспокойство, нецеленаправленность движений, их непродуктивность.  Эта группа (средний уровень) детей по количественному показателю самая многочисленная – 60% испытуемых. Лишь один испытуемый показал низкий уровень развития моторики, что составило 10% от общего числа детей, принимавших участие в эксперименте. Показанный низкий уровень характеризовался следующими специфическими особенностями: затруднения в переключении с одного движения на другое, быстрая утомляемость, плохая мышечная маневренность, неловкость, потеря равновесия, чрезмерное напряжение и сосредоточенность при выполнении простых двигательных актов. Испытуемый не смог выполнить тест на динамическую координацию движений, которая отражает ловкость, двигательную маневренность, деятельность уровня синергий В, при котором испытуемый должен без помощи рук сесть на пол и снова встать.

В ходе эксперимента ни один испытуемый не показал очень низкого уровня развития общей моторики, что подтверждает, то, что уровень развития общей моторики детей с интеллектуальной недостаточностью в степени дебильности по отношению к нормально развивающимся детям относительно сохранен, хотя и имеет свои специфические особенности, обусловленные аномалией развития этой группы детей.

При изучении особенностей мелкой моторики нами были выявлены следующие количественные показатели: 40% испытуемых находятся на высоком развитии мелкой моторики, 30%  на среднем уровне и 30% на низком уровне; очень низкого уровня развития мелкой моторики дети не показали.

Ученики, показавшие высокий уровень развития мелкой моторики, справились успешно со всеми предложенными заданиями. Однако следует отметить, что, среди этих детей имеются учащиеся, которые работают быстро, но крайне невнимательно, они часто отвлекаются, у них наблюдается низкая работоспособность, которая выражается в быстром уставании от выполняемой работы.

Три первоклассника показали средний уровень развития мелкой моторики рук, что составило 30% от общего количества испытуемых. Школьники с нарушением интеллекта испытывают трудности при работе с мелкими предметами (прищепками), у них наблюдается нарушение зрительно-моторной координации, что наиболее выражено при выполнении таких методик, как «Зашнуруй ботинок» и «Пальчиковая гимнастика». При выполнении пальчиковой гимнастики детям этой группы трудно соотносить пальцы правой и левой руки, особые трудности вызывает пробы, где нужно соотнести пальцы отдельно левой и отдельно правой руки. При выполнении методики «Зашнуруй ботинок» многим детям было трудно продеть шнурок в соответствующее отверстие, учащиеся путались, терялись и была необходима помощь учителя. Анализируя пробу «Дорожки» можно отметить следующие специфические особенности выполнения этого задания детьми с интеллектуальной недостаточностью: чрезмерную напряженность мышц руки, трудности регулирования силы нажима, затруднения в определении «право» - «лево», что свидетельствует о недостаточности у них пространственного уровня организации движений. При проведении методики «Пластилиновые узоры» у учащихся этой группы были выявлены следующие особенности: они не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком толстые. При работе с прищепками («Ежик») дети испытывают трудности при сжимании, разжимании их, при регулировании силы нажима.

Анализируя результаты детей третей группы (30%), которые показали низкий уровень развития мелкой моторики, можно сказать, что значительные трудности у них вызывали следующие пробы: «Дорожки», «Пальчиковая гимнастика», «Зашнуруй ботинок». При выполнении методики «Зашнуруй ботинок» один ребенок отказался от выполнения задания, мотивируя это тем, что он это делать не умеет, поэтому выполнять задание не будет. Остальные при выполнении этого задания испытывали трудности в продевании шнурка в отверстие, выполнение задания носило нецеленаправленный хаотичный характер. У детей наблюдались явные затруднения в зрительно-моторной координации при выполнении этого задания и при выполнении пальчиковой гимнастики. При выполнении методики «Пластилиновые узоры» у учащихся наблюдалось: движения рук неловкие, слабые, отсутствует координированность действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей.

В ходе исследования уровня сформированности артикуляционной моторики детей-дебилов были выявлены следующие уровни развития данного вида моторики: 10% высокий уровень развития артикуляционной моторики, 40% средний уровень и 50% испытуемых показали очень низкий уровень развития. Низкого уровня развития артикуляционной моторики не показал ни один из испытуемых.

Из 10 испытуемых лишь 1 показал высокий уровень развития артикуляционной моторики, что составило лишь 10% от общего числа испытуемых, однако у него все же отмечались некоторые специфические особенности: снижение времени фиксации артикуляционной позы, переключение с одного движения на другое  происходит толчкообразно.

40% детей показали средний уровень сформированности артикуляционной моторики. У них отмечались повышенная утомляемость при выполнении движений, что отражается в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения, трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение количества правильно выполняемых движений. При выполнении движения «улыбочка - трубочка» у этих детей наблюдалась вялость губ, трудности переключения с одной артикуляционной пробы на другую. В целом наблюдалась паретичность мышц губ. Выполняя упражнение на выявления подвижности языка («лопаточка - иголочка », «почистим зубки, «лошадка», «маятник») дети затруднялись поднять язык вверх,  наблюдались трудности координации при выполнении задания у части детей язык был крайне беспокоен. У них так же наблюдалась девиация языка, она сочеталась с асимметрией губ при улыбке.

Самую многочисленную группу составили дети, у которых выявился очень низкий уровень сформированности артикуляционной моторики, они составили 50% от общего числа испытуемых. У них наблюдались многочисленные и разнообразные нарушения артикуляционной моторики. Большинство предъявляемых проб им были не посильны, те которые они выполняли в протоколах фиксировались как выполненные частично или с помощью логопеда. При выполнении артикуляционных проб они испытывали затруднения переключения с одной артикуляционной позы на другой, снижалось и ухудшалось качество артикуляционных движений при повторении, многие не могли зафиксировать позу, некоторые фиксировали, но время фиксирования было недостаточным. У 3 детей наблюдалась паретичность мышц органов артикуляции, проявляющаяся в следующем: лицо гипомимично, позу закрытого рта не удерживают, губы вялые, углы их опущены, во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится. Язык тонкий, находится на дне ротовой полости, при выполнении упражнения остается малоподвижным и практически не меняет своего положения, кончик его малоактивен. У остальной части испытуемых наблюдалась следующая картина: верхняя губа прижимается к деснам, в спокойном состоянии; во время речи губы не принимают участия в артикуляции звуков. Этим детям оказалось непосильно упражнение трубочка, т.к. наблюдалась чрезмерная спастичность круговой мышцы губ. Я зык при спастичности мышц органов артикуляции изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен. При выполнении артикуляционных проб наблюдалось дрожание, тремор языка. В некоторых случаях, в частности  при выполнении упражнений «почистим зубки» и «маятник» наблюдалось хаотичное высовывание языка из ротовой полости (кинестетическая апраксия), тем самым «нащупывая» артикуляционную позу, неспособность поднять или отвести язык в сторону, т.е. нарушена переключаемость артикуляционных движений и их координированность.

Анализируя и обобщая результаты проведенного изучения уровней сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики детей данной группы нами были составлены группы детей в соответствии с их суммарным уровнем развития моторной сферы. Первую группу составили дети с высоким уровнем развития моторной сферы, дети группы А; группу Б составили дети со среднем уровнем развития моторики и, наконец, группа  В – с низким уровнем развития двигательной сферы. Несмотря на то, что 50% детей показали очень низкий уровень развития артикуляционной моторики, группы с очень низким уровнем развития моторной сферы в целом не оказалось, часть этих детей вошла в группу В, а один ученик в группу Б, где у детей наблюдается средний уровень развития моторной сферы, это объясняется тем, что это испытуемый показал хорошее развитие мелкой и общей моторики.

Список литературы

  1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. – М.: Аграф, 1997.
  2. Крупенчук И.О., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
  3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1997.
  4. Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков. // Логопед. – 2009. - №6 – С. 53-58.
  5. awemir. com.ua / HTMLs/mir_igr_mt.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития посредством фольклора.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. Посл...

Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадиционные методы рис...

Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

В статье рассматриваются особенности состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией...

Картотека игр для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики

Данная картотека поможет специалистам и воспитателям работать над развитием общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с учетом  лексической темы....