Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией
материал по логопедии

Курсовая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Развитие моторики ребенка представляет собой сложный диалектический процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики ребенка в целом. Так, процесс формирования произвольных движений у ребенка происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов, а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности (А.Р. Лурия, 1957).

Разработка проблемы изучения моторной сферы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией актуальна для профилактики нарушений речи, для выявления их индивидуально-психологических особенностей.

Исследования моторики детей со стертой дизартрией показывают (Л.В. Лопатина, 1987 и др.), что патология моторных функций, выражена у них в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Мышечный тонус дошкольников неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук, ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Дети с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Часть дошкольников с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм, самостоятельно не исправляют двигательные ошибки.

Все вышеперечисленные нарушения моторной сферы затрудняют процесс адаптации детей дошкольного возраста со стертой дизартрией к школьному обучению, препятствуют полноценному общению со сверстниками и взрослыми.

Это определяет необходимость более тщательного изучения проблемы моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, как одного из важнейших факторов готовности ребенка к школе.

Целью данной работы является изучение состояния и особенностей нарушения моторной сферы детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме исследования;

- выделить основные черты детей со стертой дизартрией;

- освятить проблемы изучения моторной сферы дошкольников со стертой дизартрией;

- выявить уровень сформированности моторных функций детей.

        Объект исследования - моторная сфера детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

 Предмет исследования - уровень общей, мелкой и артикулятционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Методы исследования: Анализ литературных источников. Проведение экспериментального исследования моторной сферы детей. Метод наблюдения.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Сейкинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Рябинка».

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

1.1.  Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией

       Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем (12). В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом: грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание - к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание. На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков (6).

      Этиология дизартрии: дизартрия является симптомом тяжелого мозгового поражения или недоразвития бульбарного или псевдобульбарного характера, которые могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково-бульбарную (или пирамидную), мозжечковую, ретикулярную формацию, корковую прецентральную и постцентральную речедвигательные зоны. Дизартрическое расстройство может быть и симптомом ДЦП (6).

Классификация дизартрии:

По степени выраженности:

1. Анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи;

2. Дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность.

3. Стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме.

По локализации поражения:

1. бульбарная дизартрия: представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов черепно-мозговых нервов;

2. псевдобульбарная дизартрия: возникает при двустороннем поражении двигательных корково - ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола;  

3. корковая дизартрия: представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга;

4. экстрапирамидная дизартрия: особенностью является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков;

 5. мозжечковая дизартрия: при этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей (17).

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (12). Все симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим нарушением при стертой форме дизартрии является стойкое нарушение фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи. Отклонения в развитии лексики, грамматического строя речи оказываются производными, т.е. носят характер вторичных отклонений. В основе звукопрозносительных расстройств при стертой дизартрии лежат органические нарушения. Симптомы органического поражения центральной нервной системы проявляются в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляторной мускулатуре, патологических рефлексов. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов. Проявления такого поражения многообразны: ограничение движений языка в сторону, вверх, вперед, пассивность кончика языка, чрезмерное напряжение языка, слабость одной его половины, беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении, недифференцированность движении кончика языка, напряжение языка при ускорении темпа движений, нарастающее утомление мышц, потеря четкости, координации, повышение саливации, отклонения языка в сторону при высовывании, парез одной половины языка с ее атрофией, фибрилярные подергивания. Поражения функции глазодвигательных нервов проявляются в форме одностороннего птоза, сходящегося и расходящегося косоглазия, ограничения объема движений глазных яблок в виде легкого недоведения до наружной спайки. Асимметрия лицевых нервов отмечается в основном за счет сглаженности носогубньгх складок справа или слева, что соответственно вызывает недостаточное оскаливание зубов, слабое надувание щек с одной стороны. В практике чаще всего встречается комбинация этих нарушений, которые носят, как правило, стойкий, постоянный характер, вызывают неравномерную активность речевых органов при артикулировании, препятствуя нормальному формированию артикуляций звуков (13). Нарушение функций двигательных нервов, участвующих в артикуляции, обусловливает особенности речевой моторики у детей со стертой формой дизартрии. Движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляторного аппарата этих детей характеризуется быстрой истощаемостью, низким качеством; не имеют достаточной точности, плавности, часть их выполняется вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения кончика и спинки языка, губ. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Моторная недостаточность у детей со стертой формой дизартрии проявляется в сглаженной, стертой форме, что обусловлено наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений (13). У данной категории детей наблюдаются: пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания; значительные отклонения в функционировании процессов зрительной и речеслуховой памяти; некоторое ослабление мыслительной деятельности с выраженным снижением функции внимания и памяти. В большинстве случаев отмечается более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи. Первые слова появляются в возрасте от одного до двух лет. Медленно идет накопление словаря. Использование фразовой речи - с двух - трех лет (а в некоторых случаях и с трех - четырех лет). При этом речь таких детей невнятна. Позднее она становится несколько более ясной, но в целом остается фонетически несформированной (20). Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного произношения, звукообразования. Особенности речевых расстройств данной категории детей находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. В общей характеристике нарушений при стертой форме дизартрии отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства (20). Они выражаются в искажениях, смешениях, заменах, пропусках звуков. Среди искажений наиболее часто встречаются боковое, межзубное произнесение различных групп звуков. Сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые заменяются взрывными, звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. При стертой форме дизартрии имеют место не только нарушения звукопроизношения, но и просодической стороны речи. Тембр голоса у ребенка со стертой формой дизартрии тесным образом связан с его эмоциональным состоянием. Можно отметить, что у детей с преобладанием процесса торможения тембр низкий, голос тихий, слабый или приглушенный, не модулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения - тембр высокий, голос громкий, крикливый, срывающийся на фальцет. Характерны отклонения в темпе речи: у одних детей он - ускоренный, у других - замедленный. Это может объясняться отсутствием равновесия между двумя основными нервными процессами (возбуждением и торможением). Часто отмечаются нарушения модуляции ударения (20). У детей со стертой формой дизартрии артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы родного языка. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля (6). Состояние лексико-грамматического строя речи у детей при дизартрии, характеризуется несформированностью большинства компонентов речи, многих языковых процессов. Это выражается прежде всего в бедности словаря и трудности его актуализации в процессе экспрессивной речи. Сложные грамматические формы у детей со стертой формой дизартрии в отличие от детей с нормальным речевым развитием оказываются неусвоенными. Эти дети овладевают грамматической системой языка в значительно более поздние сроки (20).

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что ведущими в структуре речевого дефекта при стертой форме дизартрии являются фонетические расстройства. Моторная недостаточность у детей со стертой формой дизартрии проявляется в сглаженной, стертой форме.

1.2. Состояние проблемы изучения моторной сферы детей со стертой дизартрией

      Одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.  Учитывая сложность диагностики стертой дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляционной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина (15), Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина (10), Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова (1). Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальчиковой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений. Л. В. Лопатина отмечает неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость. Среди двигательных расстройств автор называет и такие, как трудность нахождения определенных положений губ, языка, необходимых для произношения звуков. Обследование, проведенное Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской (18) показало, что произношение детей характеризовалось смазанностью, размытостью, нечеткостью артикуляции звуков, что особенно резко проявлялось в потоке речи. У детей отмечается недостаточность некоторых моторных функций артикуляторного аппарата, а именно: избирательная слабость, паретичность некоторых мышц языка, искаженное произношение звуков. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и самоконтроля. Это приводит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия. Развитие лексико - грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного отставания. Правдина О.В. определила цель коррекционной работы при стертой дизартрии (15). Эта цель заключается в исправлении звуковой стороны речи ребенка, в выравнивании всех остальных сторон речи и личности ребенка, вторично пострадавших в своем развитии в связи с основным нарушением.

Отмечаются также затруднения в нахождении определенных позиций губ и особенно языка по инструкции или по подражанию (20). У части дошкольников наблюдается выраженная общая моторная недостаточность. Проявления ее различны: двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений. У некоторых детей отмечается ограничение объема движений одной половины тела. У части детей, наоборот, - явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Помимо нарушений артикуляторной моторики у детей со стертой дизартрией наблюдаются и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка (12). Исследования ручной моторики дошкольников детей со стертой дизартрией показывают, что большинство детей данной категории с трудом справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременных движений. Изучение моторных функций показывает, что при выполнении ряда последовательных движений практически у всех детей затруднен плавный переход от одного движения к другому. Часть дошкольников выполняют движения только при их оречевлении. Они сокращают количество элементов движения, часто располагают кисть в иной плоскости, что свидетельствует об определенных нарушениях оптико-пространственной координации. Выполнение пальчиковых проб (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и с мизинца) характеризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременным движением нескольких пальцев. У части дошкольников, кроме уже перечисленных нарушений, отмечаются напряженность пальцев, невозможность удержания их согнутыми. Пальчиковые пробы на поочередное сгибание пальцев показывают, что более простым вариантом для детей оказывается поочередное сгибание, начиная с большого пальца (12).

Таким образом, анализ литературы по проблеме развития психомоторных навыков у детей со стертой дизартрией позволяет сформулировать следующие выводы: Ведущим нарушением при стертой форме дизартрии является стойкое нарушение фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.  У детей со стертой дизартрией отмечаются особенности моторных функций, выраженные в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. В настоящее время остро стоит вопрос поиска новых средств и методов развития двигательной сферы детей с речевыми нарушениями и создания эффективной методики коррекции тонкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией, так как отклонения в развитии моторной сферы у данной категории детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Глава 2. Практическая работа по выявлению особенностей моторной сферы у дошкольников со стёртой дизартрией

2.1. Организация исследования общей, мелкой и артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Исследование проводилось в период с 26 августа по 29 августа 2019 года, на базе муниципального образовательного учреждения "Сейкинская средняя общеобразовательная школа" детский сад "Рябинка".

Практическая работа состояла из трех этапов.

Целью первого этапа работы стало выявление уровня сформированности общей, артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией. Для этого была проведена диагностика.

На втором этапе целью было: по результатам диагностики провести сравнительную характеристику сформированности моторной сферы ребенка со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений.

На третьем этапе был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие моторной сферы ребенка со стертой дизартрией.

     

Экспериментальное исследование моторной сферы детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и детей с нормальным развитием речи

В эксперименте приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста, из которых 1 дошкольница со стертой дизартрией и 4 дошкольника с нормальным речевым развитием.

Непосредственный контакт был налажен с каждым из исследуемых детей.

Исследование проводилось в первой половине дня, в доброжелательной обстановке, в игровой форме.

В основу методики исследования состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников легли исследования Лопатиной Л.В., Соботович Е. Ф., Архиповой Е.Ф.

 Изучение сформированности моторной сферы детей проходило в трех направлениях: исследование общей моторики, мелкой моторики и артикуляционной моторики.

При обследовании сформированности моторики обращалось внимание на объем выполнения движений (полный, неполный), темп (нормальный, быстрый, замедленный), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координация движений (нормальная, некоординированность), длительность удержания позы.

Исследование общей моторики.

Материал исследования.  

      Проба "Пробежка".

 Цель - исследование динамической координации тела.

Процедура. Ребенку предлагается выполнить упражнение "Пробежка". Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

 Инструкция. Давай поиграем. Ты будешь спортсменом, который бегает на короткую дистанцию. По моему сигналу ты побежишь до ленточки, которая обозначает финиш.

       Проба "Прыжки на 2 ногах".

Цель - исследование динамической координации тела.

Процедура. Ребенку предлагается выполнить упражнение "Прыжки на 2 ногах". Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Давай поиграем. Ты будешь кенгуру. Ты знаешь кто это? Это животное, которое живет в Австралии и очень любит прыгать. По моему сигналу ты начнешь прыгать на 2 ногах.

      Проба "Прыжки на 1 ноге".

Цель - исследование динамической координации тела.

Процедура. Ребенку предлагается выполнить упражнение "Прыжки на 1 ноге". Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Давай продолжим играть. Ты очень прыгучее кенгуру. Ты хорошо умеешь прыгать. А теперь давай попрыгаем на 1 ноге. Уверена, что все кенгуру это умеют. По моему сигналу ты начнешь прыгать на 1 ноге.

       Проба "Прыжки в обруч".

 Цель - исследование динамической координации тела.

Процедура. Ребенку предлагается выполнить упражнение "Прыжки в обруч". Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Давай поиграем. Смотри, на полу лежит обруч. Но это волшебный обруч. В него можно прыгать, как в озеро теплым летним днем. Покажи как ты прыгаешь в озеро. Начинай по моему сигналу.

       Проба "Движение руками с флажками".

Цель - исследование динамической координации рук.

Процедура. Ребенку предлагается выполнить упражнение "Движение руками с флажками". Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Давай поиграем. Помнишь, как на 23 февраля воспитатель рассказывала вам, что моряки, которые плавают на разных кораблях по морям, чтобы поговорить друг с другом пользуются флажками, которыми машут. Ведь корабли находятся на большом расстоянии, и моряки не смогут услышать друг друга. Сейчас ты будешь моряком. Возьми в руки флажки и маши ими, когда идешь по комнате, передай свою информацию на другой корабль. Начинай по сигналу.

       Проба "Движение руками с лентами".

Цель - исследование динамической координации рук.

 Процедура. Ребенку предлагается выполнить упражнение "Движение руками с лентами". Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Давай продолжим играть. Ты моряк, и должен передать важную информацию на другой корабль, но флажков у тебя нет. Давай попробуем вместо них использовать эти ленты. Бери их в руки и по моему сигналу маши ими.

      Проба "Бросание и ловля мяча".

Цель - исследование динамической координации рук.

Процедура. Ребенку предлагается выполнить упражнение "Бросание и ловля мяча". Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Давай играть. Я часто видела, как ты играешь с другими ребятами в мяч. Будем кидать его друг другу. Бросай его мне, а потом я буду бросать мяч тебе, а ты будешь ловить. Начинай по моему сигналу.

Исследование мелкой моторики рук.

Материал исследования.

       Проба "Пальчики здороваются".

Цель - исследование динамической координации пальцев рук.

Процедура. Пальцы рук соединены. Осуществляется поочередное движение - касание всех пальцев, начиная с большого. Задание выполняется по подражанию.

Инструкция. Давай поиграем пальчиками. Посмотри, как мои пальчики здороваются друг с другом. А теперь покажи, как здороваются твои пальчики.

      Проба "Сгибание пальцев руки".

Цель - исследование динамической координации пальцев рук.

Процедура. Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с большого, затем поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки начиная с мизинца. Выполнение задания происходит по подражанию.

Инструкция. Давай поиграем пальчиками. Сгибай пальчики правой руки, начиная с большого, потом разгибай, а потом опять начни сгибать, но начиная с мизинца.

       Проба " Клубок ниток".

Цель - исследование динамической координации пальцев рук.

 Процедура. Ребенок должен смотать клубок ниток. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Давай поиграем пальчиками. По моей команде нужно начать наматывать нитку на катушку так, чтобы получился клубок. Начинай.

       Проба " Трафарет".

 Цель - исследование динамической координации пальцев рук.

Процедура. Обведение трафарета поочередно обеими руками.

Инструкция. Давай поиграем пальчиками и порисуем. Смотри, какой интересный шаблон я принесла. Тебе нужно его обвести. Возьми карандаш и обведи шаблон сначала правой, а потом левой рукой. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

       Проба " Кулак-ребро-ладонь ".

Цель - исследование динамической координации пальцев рук.

Процедура. Руки расположены на столе. Следует постепенно изменять положение кисти - сжать сначала в кулак, затем поставить на ребро, а затем раскрыть ладонь.

Инструкция. Положи руки на стол. Посмотри за моими движениями. Я буду сжимать обе руки сначала в кулак, затем поставлю на ребро, а затем раскрою ладонь. Повторяй за мной. Выполнение задания происходит по подражанию. Исследование статической координации движений.

       Проба "Домик".

Цель - исследование статической координации пальцев рук.

Процедура. Соединение наклонно пальцев правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.

 Инструкция. Давай поиграем пальчиками. Соедини «домиком» пальцы правой и левой рук, большие пальцы прижми к кистям. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

       Проба " Сложить пальцы в кольцо".

 Цель - исследование статической координации пальцев рук.

Процедура. Складывание пальцев рук в кольцо, а затем их разжимание.

Инструкция. Давай поиграем пальчиками. Сожми пальчики в кольцо. А потом разожми. А теперь попробуй сам. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Исследование артикуляционной моторики.

 Материал исследования.

       Проба "Растягивание губ в улыбку".

Цель - исследование динамической координации артикуляторных движений.

Процедура. Растянуть губы в улыбку, с последующим вытягиванием трубочкой. Выполнение задания происходит по подражанию.

Инструкция. Растяни губы в улыбку, а теперь вытяни их вперед, трубочкой.

       Проба "Поднятие языка".

Цель - исследование динамической координации артикуляторных движений.

Процедура. Поднятие языка на верхнюю губу, а затем опустить на нижнюю. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Подними язык на верхнюю губу, затем на нижнюю. Сделай так несколько раз.

      Проба " Маятник".

      Цель - исследование динамической координации артикуляторных движений. Процедура. Рот открыт, язык высунут с одинаковой скоростью попеременно передвигаться от одного угла рта к другому. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Открой рот и высуни язык. А теперь с одинаковой скоростью попеременно передвигайся языком от одного угла рта к другому.

       Проба "Удержание языка".

Цель - исследование статической координации артикуляторных движений.

Процедура. Удержание языка на верхней губе в течение 5 сек. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Положи кончик языка на верхнюю губу и держи его так, пока я сосчитаю до 5.

      Проба " Язык - силач".

Цель - исследование статической координации артикуляторных движений.

Процедура. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам, упереть в них язык. Удержать 5 сек. Выполнение задания происходит по подражанию.

Инструкция. Слегка улыбнись, приоткрой рот, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, упрись в них языком.

      Проба "Язык в серединке".

Цель - исследование статической координации артикуляторных движений.

Процедура. Поместить язык между верхними зубами и верхней губой. Удержать 5 сек. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.

Инструкция. Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

       Проба "Язык лопаткой".

Цель - исследование статической координации артикуляторных движений.

Процедура. Положить язык лопаткой на нижнюю губу. Удержать 5 сек. Выполнение задания происходит по подражанию.

Инструкция. Положи язык лопаткой на нижнюю губу.

При анализе данных констатирующего эксперимента использовалась система оценок от 0 до 3

Критерии оценки выполнения проб

Высокий уровень - 3 балла - точное выполнение пробы, синкинезии отсутствуют, выполнение четкое.

Средний уровень - 2 балла - правильное выполнение заданий с незначительными ошибками, переключаемость нарушена незначительно, выполняет не совсем точно, не в полном объеме.

Низкий уровень - 1 балл - нарушение последовательности, нечеткость выполнения, трудности в удержании позы, выполняет не в полном объеме, не точно, имеются сопутствующие движения.

Очень низкий уровень - 0 баллов - ребенок не может выполнить задание, либо отказывается.

Критерии общего количества баллов, набранных за выполненные пробы

0-5 - очень низкий уровень

6-12 - низкий уровень

13-18 - средний уровень

19-21 - высокий уровень

Полученные результаты диагностики представлены в виде таблиц 1, 2, 3.

Результат исследования состояния общей моторики детей

Таблица 1

Задания

Ребенок со стертой дизартрией

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Пробежка

1

3

3

3

3

Прыжки на 2 ногах

1

3

2

3

2

Прыжки на 1 ноге

1

2

2

3

2

Прыжки в обруч

1

2

2

2

2

Движение руками с флажками

1

3

2

2

3

Движение руками с лентами

1

2

2

2

2

Бросание и ловля мяча

1

3

3

3

2

ИТОГО баллов:

7

18

16

18

16

Результат исследования состояния мелкой моторики детей

Таблица 2

Задания

Ребенок со стертой дизартрией

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Пальчики здороваются

1

3

2

3

2

Сгибание пальцев рук

1

2

2

3

2

Клубок ниток

1

2

2

2

2

Трафарет

1

2

2

2

2

Кулак-ребро-ладонь

1

2

3

2

2

Домик

1

3

3

3

3

Сложить пальцы в кольцо

1

3

3

3

3

ИТОГО баллов:

7

17

17

18

16

Результат исследования состояния артикуляционной моторики детей

Таблица 3

Задания

Ребенок со стертой дизартрией

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Ребенок без нарушения речи

Растягивание губ в улыбку

1

3

3

2

3

Поднятие языка

1

2

2

2

2

Маятник

1

2

2

2

2

Удержание языка

0

3

2

2

2

Язык-силач

0

3

3

2

2

Язык в серединке

0

2

3

2

2

Язык лопаткой

1

3

3

3

2

ИТОГО баллов:

4

18

18

15

15

.

2.2. Сравнительная характеристика сформированности моторной сферы ребенка со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений

На основании полученных данных составлена сравнительная характеристика сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики ребенка со стертой дизартрией и детей с нормальной речевой функцией. Исходя из результатов проведенных заданий можно сказать, что дети с нормальным речевым развитием тесты на динамическую координацию в процессе выполняли последовательно организованные движения без грубых нарушений. Отмечено, что они более уверенно, качественно и точно выполняли задания, синкинезии не наблюдалось, скорость выполнения заданий выше, движения более плавные, чем у девочки со стертой дизартрией.

Во время выполнения заданий у девочки со стертой дизартрией, можно было наблюдать замедленность в действиях, нарушения их амплитуды, скованность, отвлечения, с нарастанием темпа работы, усиливалось общее напряжение, отмечалась нерешительность, что сказывалось на качестве. Отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.  Она не сразу включалась в работу. В нескольких случаях, столкнувшись с затруднениями в выполнении заданий, девочка отказывалась довести работу до конца.

Следует сказать, что нарушения статической координации движений у девочки со стертой дизартрией проявлялись в трудности сохранения равновесия, при удержании позы она часто покачивалась, сходила с места, пытаясь удержать равновесие, поднималась на носки.

Для девочки выполнение тестов на динамическую координацию и одновременность движений явились более затруднительными, и задания качественно выполнены хуже. У детей без нарушения речи движения более согласованы, ловкость и координация развиты лучше, поэтому выполнение этих же тестов давались им проще.

Таким образом, на основании анализа результатов эксперимента можно сформулировать следующие выводы:

 Изучение нарушений общей моторики у девочки со стертой дизартрией показало, что ее развитие моторной сферы значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Для нее характерны: двигательная неловкость, неполный объем движений, скованность, замедленность всех движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных актов.  

Также у девочки выявлен низкий уровень сформированности мелкой моторики. Проявления недостаточности мелкой моторики выражаются в двигательной неловкости, нарушении точности, координации, объема и темпа движений.  Девочка затруднялась выполнять движения по подражанию. Требовалась помощь при выполнении заданий. Проба «Кулак-ребро-ладонь» было выполнено не синхронно. Проба «Трафарет» вызвала сложность в обведении шаблона по контуру, наблюдалось нажатие на карандаш с разной силой, линия нечеткая, прерывистая.

Дети с нормальным развитием речи в целом справлялись с предложенными заданиями хорошо, без грубых нарушений и с интересом.

У девочки со стертой дизартрией выявлен очень низкий уровень сформированности артикуляционной моторики. Типичным для нее является: недостаточная сформированность как статической, так и динамической координации артикуляционных движений, которая выражается в двигательной неловкости, нарушении темпа, объема и амплитуды движений, в затруднении сохранения заданной позы, наличии синкинезий.

Полученные данные в результате сравнительного исследования моторной сферы, девочки со стертой дизартрией с детьми без речевой патологии, позволили выделить детей по уровню сформированности моторики: 4 дошкольника со средним уровнем сформированности моторики, без речевой патологии. Для них типичны - нормальный тонус и темп движений, ограниченный объем движений, наличие сопутствующих движений; 1 девочка с низким уровнем сформированности моторики, со стертой дизартрией. Ей характерны - ограниченный объем движений, затруднения переключаемости и плавному переходу от одного движения к другому и в их повторении, замедление темпа движений, сопутствующие движения, синкинезия. Мелкая и артикуляционная моторика страдают больше всего.  

Анализ результатов исследования показал, что у девочки со стертой дизартрией по сравнению с дошкольниками без нарушений речи недостаточно сформированы все компоненты моторики.

2.3. Организация практической работы

Дальнейшая работа проводилась индивидуально с девочкой со стертой дизартрией.

Прежде чем начать работу, была изучена необходимая литература: 1.ФГОС ДО;

2. Основы логопедии, авторы Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.;

3. Стертая дизартрия у детей, Архипова Е.Ф.;

4. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»  под редакцией профессора Л.В. Лопатиной, Л. Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкиной, Г. Г. Голубевой и др.;

5.Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи детского сада «Рябинка»;

6. Индивидуальная коррекционная программа и речевая карта ребенка;

7.Заключение ПМПК.

В связи с изученной литературой, мною был составлен комплекс мероприятий, направленный на развитие моторной сферы девочки с учетом ее возрастных особенностей и особенностей здоровья.

Каждое задание пыталась сделать интересным и увлекательным для ребенка. Во избежание переутомления и для поддержания активности девочки меняла характер ее деятельности: она слушала, следила за действиями, сама совершала какие-либо действия.

Во время организаций деятельности все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветривалось, освещенность соответствовала нормам.

Для организации работы был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие моторной сферы девочки со стертой дизартрией, который включал в себя:

- логоритмические игры, соответствующие возрасту ребенка, (влияют на формирование и развитие общей и мелкой моторики, развитие речи);

- игры и упражнения с мячами разных размеров, (они развивают общую и мелкую моторику, ловкость, реакцию, координацию движений, укрепляют мышцы);

 - пальчиковые гимнастики, с речевым сопровождением, (влияют на развитие мелкой моторики и речи);

- сенсорные дорожки, (развивают мелкую моторику);

- пальчиковый самомассаж с речевым сопровождением (с бельевыми прищепками, грецким орехом, карандашом, применение шарика Су-джок и эластичных колец), возбуждающие локальные участки мозга, а их игровая форма распределяет нагрузку на мозг, предохраняя от переутомления, а также влияют на развитие мелкой моторики рук;

- «Катя идет на прогулку», (одеваем куклу: застегиваем пуговицы, молнию, завязываем шнурки) развивающие мелкую моторику;

- артикуляционная гимнастика, с применением иллюстрированных карточек, влияющие на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе: «Грибок», «Загнать мяч в ворота», «Бегемотик», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Маятник» и т.д.;

- раскрашивание раскрасок карандашами, влияющими на развитие мелкой моторики.

Помимо проведенного индивидуально комплекса мероприятий с девочкой, с разрешения воспитателей, приходила в группу, где с детьми занималась конструированием, лепкой, собирали пазлы, мозаику. На прогулках проводила логоритмические игры с детьми.

Данная работа принесла положительные результаты: девочка увлеченно, с большим интересом выполняла каждое задание. Все задания выполняла старательно и до конца. С удовольствием шла на контакт. Принимала активное участие в играх.

Заключение

      Стертая дизартрия - одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Для стертой дизартрии характерно: нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Анализ литературы по проблеме моторной сферы у детей со стертой дизартрией показывает, что все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделе периферического речевого аппарата. Общая моторика свидетельствует, что для детей типичны двигательная неловкость, неполный объем движений, скованность, замедленность всех движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных актов. Мелкая моторика дошкольников со стертой дизартрией отмечает случаи чрезмерного напряжения руки, наличие синкинезий, изменения темпа движений и нарушение их очередности, замены движений. Проявления недостаточности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией выражаются в двигательной неловкости, неполном объеме артикуляторных движений, скованности, замедленности, толчкообразности движений, наличии синкинезий, расстройства четкости и плавности серийной организации движений. Дети при выполнении двигательного акта затрудняются в быстром переходе от одного элемента движения к другому, сопровождая их проговариванием. Такая опора на речевые импульсы для обеспечения каждого звена двигательной программы может рассматриваться как своеобразная помощь в осуществлении единого, плавного двигательного акта. Имеющиеся нарушения моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией, обусловлены несформированностью их согласованной деятельности.

Таким образом, необходимо обязательное включение коррекции моторных функций в общую систему коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте.

Список использованной литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.- 319.
  2. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 1982.
  3. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР. // Дефектология. - 1983.- № 1. - С. 56 -62.
  4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., 2003 - 144с.  
  5.  Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых.- М., 1981. - С.103-114.
  6.  Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М.:Медицина, 1994. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
  7.  Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. - Л.:Медицина, 1958.
  8.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.:Речь, 1999.
  9.  Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
  10.  Лопатина Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения //Дефектология. -1986.- № 2. -С. 64-71
  11.  Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляторной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервнопсихические нарушения у детей и взрослых.- Л., 1987.- С.33-37
  12.  Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциации сигматизма при стертой форме дизартрии у детей с учетом акустических характеристик дефектного произношения // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. - Л., 1989. - С. 25 - 41.
  13.  Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. - №6. - 1957а.
  14.  Т.З. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5- 7 лет//Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 36 - 45.
  15.  Правдина О.В. Логопедия. - М.:Медицина, 1973.
  16.  Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения. Т.1. - М., 1952.
  17.  Серебровская М.В. Возрастные особенности моторики детей и подростков // Физическое воспитание детей и подростков. - М., 1935. - С. 5-37.
  18.  Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. -№ 4. - С. 12-20.
  19.  Соколова Ю.А. Речь и моторика. - М.:Академия, 2003.
  20.  Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:Академия, 1998.
  21.  Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М.:Академия, 1999.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788510
  2.  https://dic.academic.ru/dic/nsf/enc_philosophy/5527/
  3. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
  4. https://www.logopedpus.ru/articles/dizartriya/osobennosti-rebenka-so-stertoy-  dizartriey/
  5. http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-161.shtml#book_page_top
  6. https://students-library/read/54417-klassifikacia-dizartrii-po-stepeni-ponatnosti-reci-stepeni-tazesti


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Слайд 2

Актуальность данной работы: Разработка проблемы изучения моторной сферы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией актуальна для профилактики нарушений речи, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Объект исследования - моторная сфера детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Предмет исследования - уровень общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Слайд 3

Задачи исследования: - изучить литературу по проблеме исследования; - выделить основные черты детей со стертой дизартрией; - освятить проблемы изучения моторной сферы дошкольников со стертой дизартрией; - выявить уровень сформированности моторных функций детей . Цель : изучение состояния и особенностей нарушения моторной сферы детей дошкольного возраста со стертой дизартрией .

Слайд 4

Методы исследования: Анализ литературных источников. Проведение экспериментального исследования моторной сферы детей. Метод наблюдения . База исследования: Муниципальное образовательное учреждение « Сейкинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Рябинка».

Слайд 5

Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Этиология дизартрии: дизартрия является симптомом тяжелого мозгового поражения или недоразвития бульбарного или псевдобульбарного характера, которые могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково-бульбарную (или пирамидную), мозжечковую, ретикулярную формацию, корковую прецентральную и постцентральную речедвигательные зоны. Дизартрическое расстройство может быть и симптомом ДЦП

Слайд 6

Классификация дизартрии: По степени выраженности: Анартрия Дизартрия (выраженная) 3 . Стертая дизартрия По локализации поражения: 1. бульбарная дизартрия; 2. псевдобульбарная дизартрия; 3. корковая дизартрия; 4. экстрапирамидная дизартрия; 5. мозжечковая дизартрия.

Слайд 7

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая в следствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. В едущими в структуре речевого дефекта при стертой форме дизартрии являются фонетические расстройства. Моторная недостаточность у детей со стертой формой дизартрии проявляется в сглаженной, стертой форме .

Слайд 8

Состояние проблемы изучения моторной сферы детей со стертой дизартрией Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова , К.А . Семенова, Л.В . Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова. Исследования Л.В. Лопатиной. Цель коррекционной работы О. В. Правдиной.

Слайд 9

Организация исследования общей, мелкой и артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией Цель первого этапа: выявление уровня сформированности общей, артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией. Для этого была проведена диагностика. Цель второго этапа: по результатам диагностики провести сравнительную характеристику сформированности моторной сферы ребенка со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений. Цель третьего этапа: разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие моторной сферы ребенка со стертой дизартрией.

Слайд 10

Экспериментальное исследование моторной сферы детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и детей с нормальным развитием речи В эксперименте приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста, из которых 1 дошкольница со стертой дизартрией и 4 дошкольника с нормальным речевым развитием . В основу методики исследования состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников легли исследования Лопатиной Л. В., Соботович Е. Ф., Архиповой Е.Ф.

Слайд 11

Критерии оценки выполнения проб Высокий уровень - 3 балла - точное выполнение пробы, синкинезии отсутствуют, выполнение четкое. Средний уровень - 2 балла - правильное выполнение заданий с незначительными ошибками, переключаемость нарушена незначительно, выполняет не совсем точно, не в полном объеме. Низкий уровень - 1 балл - нарушение последовательности, нечеткость выполнения, трудности в удержании позы, выполняет не в полном объеме, не точно, имеются сопутствующие движения. Очень низкий уровень - 0 баллов - ребенок не может выполнить задание, либо отказывается. Критерии общего количества баллов, набранных за выполненные пробы 0-5 - очень низкий уровень 6-12 - низкий уровень 13-18 - средний уровень 19-21 - высокий уровень

Слайд 12

Результат исследования состояния общей моторики детей Таблица 1 Задания Ребенок со стертой дизартрией Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Пробежка 1 3 3 3 3 Прыжки на 2 ногах 1 3 2 3 2 Прыжки на 1 ноге 1 2 2 3 2 Прыжки в обруч 1 2 2 2 2 Движение руками с флажками 1 3 2 2 3 Движение руками с лентами 1 2 2 2 2 Бросание и ловля мяча 1 3 3 3 2 ИТОГО баллов: 7 18 16 18 16

Слайд 13

Результат исследования состояния мелкой моторики детей Таблица 2 Задания Ребенок со стертой дизартрией Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Пальчики здороваются 1 3 2 3 2 Сгибание пальцев рук 1 2 2 3 2 Клубок ниток 1 2 2 2 2 Трафарет 1 2 2 2 2 Кулак-ребро-ладонь 1 2 3 2 2 Домик 1 3 3 3 3 Сложить пальцы в кольцо 1 3 3 3 3 ИТОГО баллов: 7 17 17 18 16

Слайд 14

Результат исследования состояния артикуляционной моторики детей Таблица 3 Задания Ребенок со стертой дизартрией Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Ребенок без нарушения речи Растягивание губ в улыбку 1 3 3 2 3 Поднятие языка 1 2 2 2 2 Маятник 1 2 2 2 2 Удержание языка 0 3 2 2 2 Язык-силач 0 3 3 2 2 Язык в серединке 0 2 3 2 2 Язык лопаткой 1 3 3 3 2 ИТОГО баллов: 4 18 18 15 15

Слайд 15

Полученные данные в результате сравнительного исследования моторной сферы, девочки со стертой дизартрией с детьми без речевой патологии, позволили выделить детей по уровню сформированности моторики: 4 дошкольника со средним уровнем сформированности моторики, без речевой патологии. Для них типичны - нормальный тонус и темп движений, ограниченный объем движений, наличие сопутствующих движений; 1 девочка с низким уровнем сформированности моторики, со стертой дизартрией. Ей характерны - ограниченный объем движений, затруднения переключаемости и плавному переходу от одного движения к другому и в их повторении, замедление темпа движений, сопутствующие движения, синкинезия . Мелкая и артикуляционная моторика страдают больше всего. Анализ результатов исследования показал, что у девочки со стертой дизартрией по сравнению с дошкольниками без нарушений речи недостаточно сформированы все компоненты моторики.

Слайд 16

Комплекс мероприятий , направленный на развитие моторной сферы включал в себя: - логоритмические игры, соответствующие возрасту ребенка, влияют на формирование общей и мелкой моторики, развитие координации, развитие речи; - игры и упражнения с мячами разных размеров, они развивают общую и мелкую моторику, ловкость, реакцию, координацию движений, укрепляют мышцы; - пальчиковые гимнастики, с речевым сопровождением, влияют на развитие мелкой моторики и речи; - сенсорные дорожки, развивают мелкую моторику; - пальчиковый самомассаж с речевым сопровождением (с бельевыми прищепками, грецким орехом, карандашом, применение шарика Су- джок и эластичных колец), возбуждают локальные участки мозга, а их игровая форма распределяет нагрузку на мозг, предохраняя от переутомления, а также влияют на развитие мелкой моторики рук; - «Катя идет на прогулку», (одеваем куклу: застегиваем пуговицы, молнию, завязываем шнурки) развивают мелкую моторику; - артикуляционная гимнастика, с применением иллюстрированных карточек, влияют на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе: «Грибок», «Загнать мяч в ворота», « Бегемотик », «Блинчик», «Вкусное варенье», «Маятник» и т.д.; - раскрашивание раскрасок карандашами, влияют на развитие мелкой моторики .

Слайд 17

Данная работа принесла положительные результаты: девочка увлеченно, с большим интересом выполняла каждое задание. Все задания выполняла старательно и до конца. С удовольствием шла на контакт. Принимала активное участие в играх.

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

1.1. Клинико - педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией………………………………………………………………………....5

1.2. Состояние проблемы изучения моторной сферы детей со стертой дизартрией………………………………………………………………………..10

Глава 2. Практическая работа по выявлению особенностей общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией

2.1. Организация исследования общей, мелкой и артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией……………………………………………………………...………...13

2.2. Сравнительная характеристика сформированности моторной сферы ребенка со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений………….…24

2.3. Организация практической работы……….…….....………………………27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………..……….31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Проблема нарушений моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов в преодолении нарушений психомоторного развития являе...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей со стертой дизартрией особое значение должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию всех компонентов психомоторики в их единстве....

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ, МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИЛОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОСНОСТЬЮ

Проанализировав работы Н.П. Вайзмана, М.М. Кольцовой, О.П. Гаврилушкиной, А.Я. Мухиной, Л.В. Фоминой и других, можно сделать вывод, что развитие двигательной сферы, в частности мелкой моторики,  ...

Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

В статье рассматриваются особенности состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией...

Картотека игр для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики

Данная картотека поможет специалистам и воспитателям работать над развитием общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с учетом  лексической темы....