Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений
статья по коррекционной педагогике на тему

Карасева Ирина Павловна

Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karaseva_i.p.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

Карасева Ирина Павловна,

ГБДОУ-детский сад №97 компенсирующего вида

 Фрунзенского района, Санкт-Петербург, Россия

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует учета особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с проблемами интеллектуального развития [4]. Одним из условий успешной реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы учреждения, является поддержка родителей в воспитании детей, участие семьи воспитанника в образовательной деятельности.

Ряд  исследователей  (Н.П. Вайзман, Г.А. Выгодская, А.А. Катаева, Э.И. Леонгард, Е.А. Стребелева и др.) отмечают, что у детей с проблемами в интеллектуальном развитии с первых лет жизни наблюдаются отклонения не только в психическом, но и в двигательном развитии. У дошкольников с умеренной умственной отсталостью и со сложным дефектом отмечается неглубокий неустойчивый интерес к окружающей обстановке, сверстникам и взрослым, дети вступают во взаимодействие, если этот интерес поддерживается окружающими; проявляют или крайне низкую, или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. Из–за повышенного или сниженного мышечного тонуса затруднено выполнение многих действий; дети действуют преимущественно одной рукой, другую используют только при напоминании со стороны взрослого. Зрительно – двигательная координация развита недостаточно, ведущая рука выявляется, но её использование крайне не устойчиво. У детей слабо развиты тонкие дифференцированные движения рук. Это, в свою очередь, приводит к нарушениям мелкой моторики, которые могут выступать как на фоне    общего двигательного недоразвития, так и изолированно. Темп выполнения действий замедлен, точность движений ладоней и пальцев недостаточная [2]. (А.Зарин, Ю.В. Нефёдова)

Предпосылкой для становления всех видов детской деятельности (игровой, двигательной, конструктивной и др.) является развитие мелкой моторики. Своеобразие в развитии общей и мелкой моторики негативно влияет на становление основных видов деятельности: самообслуживания,  игры, конструирования, изобразительной деятельности.

Активизация психомоторного развития детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим направлением коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим, с первых дней пребывания ребенка с интеллектуальной недостаточностью в детском саду, моторному развитию уделяется много внимания. С этой целью в групповом помещении организована обогащённая предметно-развивающая среда, которая позволяет  проводить со всеми воспитанниками группы:

- познавательно-исследовательские действия с предметами;

- тактильно-двигательные игры;

- игры с составными и динамическими игрушками;

- действия с бытовыми предметами-орудиями и др.

Игра – это ведущий вид деятельность в дошкольном возрасте. Главное назначение игр - развитие ребёнка, в связи с этим нами подобран игровой материал на развитие мелкой моторики, который привлекает детей, пробуждает интерес и желание играть. Игры и игровые упражнения с детьми проводятся не только в процессе занятий, но и во время, отведенное для свободной деятельности, поскольку позволяют удовлетворить естественную для любого ребенка потребность в движении, снять излишнее психическое и физическое напряжение. 

        Результативность данной работы во многом зависит от успешного взаимодействия  педагогов и семьи. Когда развитие ребёнка в целом нарушено и для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни, особенно важна поддержка близких. Каждый ребёнок нуждается во внимании, ласке, ему необходимо поддержка, помощь, поощрение близких людей.

        Специалисты могут дать необходимую информацию, но не заменять семью. В связи с этим важно сделать родителей  активными участниками коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

Взаимодействие с семьями дошкольников с интеллектуальной недостаточностью проводится  на протяжении всех лет пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

        По взаимодействию с семьёй в данном направлении мы выделили 4 этапа:

1 этап – демонстрация родителям деятельности педагогов с детьми в разных формах: открытые занятия, семинары-практикумы; наглядная информация для родителей: папки – передвижки, выставки детских работ; презентации, консультации, аудио- и видеоматериалы.

2 этап – организация совместной деятельности педагога с воспитанниками группы с участием родителей: комплексные групповые занятия, мастер-классы, индивидуальные занятия, театрализованные игры.

3 этап – организация родителями деятельности детей дома: проведение игр, составление родителями фотоальбомов, коллажей, книжек-самоделок о совместной с детьми деятельности, изготовление поделок из природного и бросового материала и др.

4 этап – обмен  информацией между педагогом и родителями и обмен опытом родителей друг с другом (проведение круглых столов), анкетирование родителей.

        На  первых двух этапах работы педагоги группы проводили большую работу по подбору игр и игровых упражнений и знакомили родителей со способами их проведения. Это были: пальчиковые игры; игры  на развитие тактильно-двигательных ощущений; игры с водой и песком; игры с природным материалом, с тестом, изюмом, макаронами,  крупой; игры с тканью, пуговицами, монетами, прищепками, бусинами; игры с рамками-застёжками, рамками-вкладышами, шнуровками; игры с конструкторами  (напольным, настольным, LEGO, из геометрических фигур, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, счётных палочек, мозаики и т.д.); разрезными картинками; с кубиками; с пластилином, бумагой, фольгой; игры с различными ёмкостями (банки, коробки из разных материалов, разного размера, с узким и широким отверстием) и т.д.; игры с различными видами пальчикового театра.

        С целью развития у детей с умеренной умственной отсталостью двигательной активности и когнитивных функций активно используется интерактивное оборудование: световой стол для рисования песком на стекле, интерактивный пол, мяч Такане, мячи Фребеля, пособия М. Монтессори.

В  процессе работы детям предлагаются  упражнения, направленные на развитие графомоторных навыков: раскраски, обводки по внутреннему и внешнему трафарету, штриховки, дорисовки сказочных персонажей, игрушек, геометрических фигур, рисование на манке, песке, выкладывание узоров из мелких предметов и т.д.

На третьем этапе родители совместно с детьми, с учётом рекомендаций педагогов группы, организовывали разные формы досуга через игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики: «По сказочным тропинкам», «Осенний листопад», «Волшебные дорожки», «Украсим каравай», «Какую фигуру нашёл пальчик?», «Кто в домике живёт?», «Рамка для фотографий», «Ленточки для куклы Кати», «Разные машины», «Коврик для Барбоски», «Весёлые пальчики», «Любимая сказка» и т.д.

На четвёртом этапе родители поделились своим приобретённым опытом и рассказали о необходимости и значимости полученной информации. В результате проведенных мероприятий родители стали равноправными партнерами   учителя – дефектолога и воспитателей группы в коррекционно-образовательном процессе.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование игр и упражнений в детском саду и дома способствует  развитию общей и мелкой моторики у детей с умеренной  умственной отсталостью и их социализации.

Коррекционно-развивающая работа, направленная на двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью,  в сотрудничестве с семьёй, занимает важное место в общей системе работы, проводимой в нашем дошкольном учреждении.

Список литературы:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития  детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.- сост. Н.А. Кочеткова, И.А.  Жёлтикова, М.А. Тверетина.- Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Зарин А.П. Коррекционная работа по двигательному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] /А. Зарин, Ю.В. Нефедова //Психологические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Межвузовский сборник научных трудов.- Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2001.- С.31-34.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  4. Образование лиц с проблемами интеллектуального развития: истоки и современность: Сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции с международным участием 11 декабря 2015 г. – СПб.: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 139 с.
  5. Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программы/С.В. Андреева, С.Н. Бахарева, Е.А. Виноградова и др.; Под. ред. А.М. Царёва. Псков: издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. 124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадиционные методы рис...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при единстве требований и тесном сотрудничестве педагогов возможн...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосв...

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»...