Картотека игр для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Данная картотека поможет специалистам и воспитателям работать над развитием общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с учетом лексической темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_obshchey_melkoy_i_artikulyatsionnoy_motoriki.odt | 54.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Овощи»
Физминутка
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
Пальчиковая гимнастика
Репка
Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
Артикуляционная гимнастика
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Задания для развития мелкой моторики
- «Угадай на ощупь»
- Обвести цветным карандашом контур овощей
- «Обводка трафаретов овощей»
- «Сложи разрезную картинку»
- «Волшебный песок» - рисование овощей на песке пальцем
Лексическая тема: «Фрукты»
Физминутка
«Компот»
Будем мы варить компот – (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот – (показать руками – много)
Будем яблоки крошить – (имитировать, как крошат)
Грушу будем мы рубить – (рубят, отжимают, кладут)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. – (насыпают песок)
Варим, варим мы компот – (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ – (хлопать в ладоши)
Пальчиковая гимнастика
Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!! (бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!! (бегут пальцами по столу).
Артикуляционная гимнастика
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Олину чашечку я налью апельсиновый сок, в Сережину — яблочный, в Ленину — сливовый.
Задания для развития моторики
- «Найди тень»
- «Сложи картинку» из 4-х частей.
- «Найди вторую половинку» —разрезные картинки.
- «Чудесный мешочек» —овощи и фрукты определить на ощупь.
- «Что здесь спряталось?» — Разглаживание смятых комочков из бумаги.
- «Угадай на ощупь»
Лексическая тема: «Осень»
Физминутка
Мы листики осенние (плавное покачивание руками)
На ветках мы сидим (вверху над головой)
Дунул ветер – полетели (руки в стороны)
Мы летели, мы летели (бег врассыпную)
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал (плавное покачивание руками)
И листочки все поднял (вверху над головой)
Закружились, полетели (кружатся, бег врассыпную)
И на землю снова сели. (дети садятся по местам)
Пальчиковая гимнастика
Вышел дождик на прогулку. (Пальчики «шагают» по столу)
Он бежит по переулку.
Барабанит по окошку, наругал большую кошку, (Загибают по одному пальцу на обеих руках)
Вымыл зонтики прохожих, крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. (Трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду)
Дождик кончился, устал. (Кладут ладони на стол).
Артикуляционная гимнастика
Клюква. Посмотрите, как много здесь клюквы! Соберите полную ладошку клюквы. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
Хомячок толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
Задания для развития мелкой моторики
- «Собери дерево» (из вырезанных из картона частей)
- «Осенние листочки» - отщипывание кусочков от листа бумаги жёлтого или оранжевого цвета.
- Штриховка трафарета листика.
Лексическая тема: «Человек. Наше тело»
Физминутка
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать Загнуть большой палец
Этот пальчик лег в кровать Загнуть указательный палец
Этот пальчик чуть вздремнул Загнуть средний палец
Этот пальчик уж уснул Загнуть безымянный палец
Этот крепко-крепко спит Загнуть мизинец
Тише, тише, не шумите… Погрозить пальцем
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
Разогнуть кулачек
Артикуляционная гимнастика
Закрывать по очереди глаза: «Спи, глазок, спи, другой. Засыпай, правый глаз. Засыпай, левый глаз. Просыпайтесь сразу, оба глаза!»
Чистим зубы. Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати. Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости.
Задания для мелкой моторики
- «Ножницы потерялись» - обрывание из бумаги геометрических форм: круга, большого и 4-х маленьких овалов и складывание человечка.
- «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
- «Маленький художник» - рисование фигуры человека на песке разными пальцами.
- Коллективная работа «Большая семья» - лепка фигуры человека с соблюдением пропорций. Составление из фигурок композиции
- «Красивые наряды» - обрывание мелких клочков цветной бумаги, заполнение ими формы фигуры человека методом цветной мозаики.
Лексическая тема: «Домашние животные и птицы»
Физминутка
«Курочка и цыплята»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать, (шагать по кругу, взмахивая руками)
А за ней цыплятки,
Птенчики-ребятки. (бежать на носочках, взмахивая руками)
Вы мои цыплятки,
Лапками гребите,
Червяков ищите. (сидеть на корточках, имитируя движение)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко, (грозить указательным пальцем)
Чтобы хитрая лиса
Вас в нору не унесла. (убежать на места)
Пальчиковая гимнастика
Котята
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Артикуляционная гимнастика
Кошка умывается. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.
Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание.
Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
Кошка лакает молоко. Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
Задания для мелкой моторики
- «Волшебные птицы» - выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.
- «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с фасолью
- «Разрезные картинки» из 8-10 частей.
- «Напою всех» - строительство «колодца» из палочек или спичек.
- «Угощение для животных» - лепка из пластилина (косточка, сосиски, морковка и т.д.)
- «Цыплёнок» - обводка трафарета цыплёнка и заполнение объёма клочками жёлтой бумаги по методу мозаики.
- «Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка, поросёнка из готовых геометрических фигур.
- Обводка трафаретов птиц, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост, заполнить точками голову, остальное заштриховать линиями сверху вниз).
Лексическая тема: «Дикие животные»
Физминутка
Дикие животные
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей)
Пальчиковая гимнастика
Белочка
Сидит белка на тележке,(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Артикуляционная гимнастика
Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Присосать язык к верхнему нёбу. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Задания для мелкой моторики
- «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
- «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
- «Собери картинку» - разрезные картинки из 4-6 частей.
- «Кто пришёл?» - рисуем на песке или манке следы, разные по величине.
- «Угощение для зайцев» - лепка мелкой и крупной морковки.
Лексическая тема: «Посуда»
Физминутка
Вот большой стеклянный чайник. (дети надули животик)
Очень важный, как начальник. (одну руку поставили на пояс, другую изогнули)
Вот фарфоровые чашки, (присели, одну руку поставили на пояс)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, «рисуя» руками круг)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (легли, вытянулись)
Он посуду нам принес.
Пальчиковая гимнастика
Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку.
Артикуляционная гимнастика
Чашка и блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой». Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну
Задания для мелкой моторики
- «Склеим чашку» - собрать картинку чашки из 6-8 частей.
- Обводка шаблонов посуды, штриховка
- «Пластилиновые жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов посуды.
- «Разноцветная ваза» - заполнение объёма трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание
- «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.
Лексическая тема: «Одежда. Обувь»
Физминутка
Одежда
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
Пальчиковая гимнастика
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Артикуляционная гимнастика
- Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
- Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и «Уколоть» свой пальчик.
- Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот).
Задания для развития мелкой моторики
- «Подбери по размеру»,
- «Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнии,
- «Подбери пуговицы по цвету».
- «Сушка белья» —пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
- «Обведи и раскрась» — обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.
- «Разрезные картинки» — одежда, обувь.
- «Одежда для куклы» — выкладывание одежды пластилиновыми жгутиками по контуру.
Лексическая тема: «Дом. Мебель»
Физминутка
На кровати можно спать, (руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять. (руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить, (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать. (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать, (правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать. (левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс! (большие пальцы вверх)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.
Артикуляционная гимнастика
- «Чердачное окошко». Вытягивать губы широкой трубочкой при сомкнутых челюстях.
- «Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе.
- «Красим крыльцо». Облизать зубы.
- «Красить потолок». Кончиком языка проводить по нёбу.
- «Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дрелью». Произносить на одном выдохе звуки: Т-Т-Т, Д-Д-Д.
Задания для развития мелкой моторики
- Выкладывание из палочек стола и стула.
- Выкладывание из палочек дома с окошком.
- Выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
- «Догадайся, что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги.
- Сооружение предметов мебели из строительного материала (кубиков)
- Обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол)
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Физминутка
«Вороны»
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
Пальчиковая гимнастика
Я зимой кормлю всех птиц: (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей Вот кормушка у дверей. (показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши, (загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Артикуляционная гимнастика
- Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
- Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
- Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.
- Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
- Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
- Дятел Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд».
Задания для мелкой моторики
- «Волшебные птицы» - выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.
- «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом
- «Накормим птиц» - сортировка гречневой и рисовой крупы.
- Разрезные картинки.
- «Пластилиновые пёрышки» - заполнение объёма трафарета птицы пластилиновыми пёрышками: комочек прижимается и слегка размазывается.
- Обводка трафаретов птиц, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост, заполнить точками голову, остальное заштриховать линиями сверху вниз).
Лексическая тема: «Зима»
Физминутка
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой рука
по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной,
то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,
положить руки под щеку.)
Артикуляционная гимнастика
- Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
- Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
- Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Лексическая тема: «Продукты»
Физминутка
В магазин мы все ходили и продукты там купили: (идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)
Все к обеду припасли, (прямо, широко разводят руки)
Чуть до дома донесли. (приседают)
Пальчиковая гимнастика
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Артикуляционная гимнастика
«Жуём твёрдую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
«Пирожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык – «пирожок» на нижнюю губу. Подуть на горячий «пирожок».
«Вкусное варенье» Широким языком облизать верхнюю губу.
«Дуем на горячую кашу». Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Задания для развития мелкой моторики
- «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.
- «Печенье из манки» - посыпание манкой различных геометрических фигур, вырезанных из бумаги, предварительно смазанных клеем.
- Обводка шаблонов посуды, штриховка.
- «Готовим угощение» - лепка из пластилина баранок, колбасок, колобков.
- «Поможем бабушке» - сортировка гороха и фасоли.
Лексическая тема: «Транспорт»
Физминутка
Самолеты
Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны, "летим" по кругу "У-у-у-у-у-у")
Пальчиковая гимнастика
«Кораблик»
По реке плывёт кораблик,
Он плывет издалека, Сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке, Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты. Приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком
Не страшны им только кошки,
Только кошки да коты. Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
Артикуляционная гимнастика
- Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
- Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с |помощью пальцев, затем без их помощи.
- Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
- Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
- Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Лексическая тема «Спорт»
Физминутка
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Пальчиковая гимнастика
«Самокат»
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Оставляет на асфальте самокат следы колес.
(делают шаркающие движения ладоней друг об друга)
Самокат я сам катаю, встану сам, сам разгоню,
Ну а если сам сломаю, сам его и починю!
(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
Артикуляционная гимнастика
«Мы веселые спортсмены»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р
«Бросок мяча» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
«Всадник едет на лошадке» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее- быстро- медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
Лексическая тема: «Защитники Отечества Военные профессии»
Физминутка
«Парад»
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой — раз, левой — раз.
Посмотрите все на нас.
В пограничников играем,
Землю нашу охраняем (идут друг за другом маршируя)
Мы гурьбой садимся в санки,
Мчимся вихрем в жаркий бой (бегут друг за другом, размахивая
воображаемым оружием)
Мы – танкисты, санки – танки
Враг – сугробы под горой. (идут друг за другом, приложив руку к голове)
Пальчиковая гимнастика
«Пограничники».
Для солдата строго норма: (Показать два пальца в "рогатке")
Всегда выглаженная форма. (Сжать руки в кулак оттопырив
большой палец "класс")
В руки взял Арсений пультик, ("Прошагать" пальцами по коленям)
Посмотреть хотел он мультик (Хлопнуть в ладоши)
У пограничников есть пост, (Плотно сжатые пальцы рук
приложить к вискам)
Под охраной у них мост. (Ладони плотно прижаты друг к
другу, "развести" в мост)
Лексическая тема: «Мамин праздник. Семья.»
Физминутка
Чей сегодня день рожденья? (пожимают плечами)
Для кого пекут пирог?
Для кого расцвел весенний, (руки над головой, изображают цветок)
Первый мартовский цветок?
Для кого, для кого? (руки на поясе)
Догадайтесь сами.
И пирог, и цветок (руки перед собой)
Мы подарим маме. («дарят» воображаемой маме)
Пальчиковая гимнастика
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
Артикуляционная гимнастика
Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.
Малыш сосет соску. Сомнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
Задания для мелкой моторики
- Рисование цветов для мамы на песке.
- Подарок маме «Пион». Нарвать из цветной бумаги очень мелкие кусочки и по нарисованному контуру выполнить аппликацию.
- «Тюльпан» из палочек.
- «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке».
- «Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку.
- «Сарафаны для мамы и дочки» - трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
Лексическая тема: «Профессии. Инструменты»
Физминутка
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины. (имитация вождения автомобиля)
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор. ( подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска)
Наши лётчики – пилоты
Приготовились к полёту. ( руки в стороны, наклоны корпуса)
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс. ( имитация шитья)
Я - маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз)
Пальчиковая гимнастика
Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Задания для мелкой моторики
- «Собери инструменты» - из 2-3 частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).
- Обводка трафаретов инструментов и закрашивание.
- «Маленький доктор» - работа с пипеткой и водой.
- «Шофёр» - собрать машинку из геометрических фигур.
- «Сортировка таблеток» - кружочки из картона разложить по цветам и размерам.
- «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина и складываем их в коробочку.
- «Строитель» - построим дом из кубиков.
- «Повар» - рассортируй фасоль по цвету.
Лексическая тема: «Весна»
Физминутка
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Пальчиковая гимнастика
Клен
За окном сосулька тает, (сжимать и разжимать ладошки)
Ветер тучи рвёт в клочки. (сжимать и разжимать ладошки)
Разжимает, разжимает(пальцы в «замочек», с усилием тянуть руки в разные стороны)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. (пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку(трясти кистями рук, пальцы вверх)
Клён протянет раньше всех.
Артикуляционная гимнастика
- Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».
- Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)
- На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
- Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.
- Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
- Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние] зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Задания для мелкой моторики
- «Следы от капели» -на манке пальчиком ставим точки.
- «Солнце светит» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.
- «Кто скорее проснётся после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
- «Дерево» - выкладывание дерева из палочек разной длины и толщины.
- «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейка на песке.
- Коллективная работа «Весенняя роща» - приклеивание зелёных листочков каждым ребёнком на рисунок голого дерева.
Лексическая тема: «Космос»
Физминутка
На луне жил звездочёт- ( « Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий- раз, ( Описать круг руками)
Венера-два-с, ( Хлопок)
Три- земля, четыре- Марс, (Присесть)
Пять- Юпитер, шесть- Сатурн, ( Наклон вправо-влево)
Семь- Уран, восемь- Нептун, ( Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять- дальше всех- Плутон, ( Прыжок)
Кто не видит- выйди вон! ( Развести руки в стороны)
Пальчиковая гимнастика
«Космонавт»
Утро – солнце всходит.
(Поднимаем растопыренную ладошку).
Ночь – луна приходит.
(Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц»).
Мы по глобусу шагаем, Пальцы дружно поднимаем. Перепрыгнули лесок, На гору забрались, Оказались в океане – Вместе покупались. Пошагали в Антарктиду, Холодно, замерзли. На ракету все мы сели – В космос улетели.
(Выполняем движения по тексту).
Артикуляционная гимнастика
- Упражнение «Шар» Приготовьтесь, включите насос, чтобы надуть воздушный шар.
- Встать прямо. Совершить медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе.
- Упражнение «Насос». Затем сделать плавный выдох, медленно втягивая живот. Выполнить три раза. .Произносить звук (С_С_С_С). Выполнить три раза.
- Упражнение для увеличения продолжительности речевого выдоха
- Шар надут. Ребята приготовились к старту, а мальчик отдает команду: «Раз, два, три - в космос, шар, лети!» Сделать вдох, а на выдохе произнести команду мальчика.
Задания для мелкой моторики
- Нарисовать картину на тему «Космос».
- Вырезать из цветной бумаги космическую технику и космонавтов.
- «Маленький конструктор» Собрать ракету из счетных палочек
- Лепка «Чудо- космический корабль»
- «Звездное небо» наклеивание на готовый синий лист бумаги, ватных комочков или белых звездочек из бумаги.
- «Пластилиновые жгутики» -выложить пластилиновыми жгутиками по контуру ракету, летающую тарелку, спутник, луну....
- Штриховка космонавта, ракеты...
Лексическая тема: «Мир морей и океанов»
Физминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Пальчиковая гимнастика
Над волнами чайки кружат, | Полетим за ними дружно. |
Брызги пены, шум прибоя, | А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) |
Мы теперь плывём по морю | И резвимся на просторе. |
Веселее загребай | И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) |
Над волнами чайки кружат, | Полетим за ними дружно. |
Брызги пены, шум прибоя, | А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) |
Мы теперь плывём по морю | И резвимся на просторе. |
Лексическая тема: «9 Мая»
Физминутка
Наши воины идут-раз-два, раз-два, (Ходьба на месте.)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та (Имитируют игру на барабане.)
В море наши корабли: нынче здесь – завтра там! (Руки в стороны, покачиваются с ноги на ногу.)
Долго плавали в дали по морям, по волнам! (Круговые движения руками.)
Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт? («Держат автомат», поворачиваясь вправо-влево.)
Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд! («Моторчик».)
Над землёю самолёт: у-у, у-у! (Руки в сторон
Разрешён ракетам взлёт: у-у-у-ух, у-у-у-ух! (Приседают, ладошки сложены перед грудью, встают-поднимают руки вверх.)
Наши пушки точно бьют: бух, бах! («Бокс», выбрасывают вперёд то правую, то левую руки.)
Нашей армии – салют! (Поднимают руки в стороны-вверх.)
Ура! Ура!
Пальчиковая гимнастика
Аты — баты, аты — баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
Задания для мелкой моторики
- Нарисовать картину на военную тематику.
- Выложить из спичек фигурку по образцу.
- Выложить из спичек фигуру по образцу.
Лексическая тема: «Лето»
Физминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают – разжимают кулачки
Будем летом мы играть: Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших.
Будем плавать и качаться,
Будем прыгать и кататься,
Будем бегать, загорать Пальчики «бегут» по столу, ладошки кладут на стол.
И грибочки собирать Правая рука сжата в кулак, левая накрывает его – «грибок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка игровых упражнений по лексическим темам, направленных на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, а так же речевого дыхания
Предложенный материал разделен по лексическим темам: посуда, пища, бытовая техника и инструменты, весна, дикие животные жарких стран, дикие животные, дом, домашние животные, домашние птицы, зима, овощ...
Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики в соответствии с лексическими темами. Подготовительная группа
Материал представляет собой подборку игр и упражнений на развитие общей и мелкой моторики у старших дошкольников....
Картотека упражнений для развития общей и мелкой моторики
Картотека упражнений для развития общей и мелкой моторики дошкольников по лексическим темам Содержание ОсеньОвощи. ОгородФрукты. СадДеревья. ЛесГрибыЯгодыЧеловек. Части телаСемьяДомМебельПос...
Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики для старших дошкольников
В картотеке собраны пальчиковые игры , игры с движением и речью для детей 5-7 лет по лексическим темам....
Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией
Курсовая работа...
Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
В статье рассматриваются особенности состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией...
Картотека комплексов на развитие общей, мелкой моторике, на развитие мимических мышц, артикуляционной и дыхательной гимнастики по лексической теме: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»
Картотека комплексов на развитие общей, мелкой моторике, на развитие мимических мышц, артикуляционной и дыхательной гимнастики по лексической теме: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»....