Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития посредством фольклора.
статья (логопедия) на тему

Голикова Любовь Михайловна

Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. После анализа результатов обследования звукопроизношения детей поступивших в старшую группу нашего детского сада можно заметить, что у большинства детей нарушено произношение более чем одной группы звуков.

Кроме того, непрерывно увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.

Нами было принято решение проводить профилактическую работу по развитию речи с использованием фольклора, начиная с младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой и артикуляционной моторики

 у детей с задержкой психического развития

 посредством фольклора.

     

                      Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. После анализа результатов обследования звукопроизношения детей поступивших в старшую группу нашего детского сада можно заметить, что у большинства детей  нарушено произношение более чем одной группы звуков.

           Кроме того,  непрерывно увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.

           Нами было принято решение проводить профилактическую работу по развитию речи с использованием фольклора, начиная с младшей группы. Подготовительный этап логопедической работы (который теперь начал проводится уже с детьми 3-4 лет) включает в себя развитие артикуляционной и мелкой моторики.

           Особенно доступно восприятию ребёнка народное искусство, что обусловлено простотой формы и образов. Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несёт в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Сложные задачи преодоления задержки речевого развития помогает решать простыми коррекционными средствами народный фольклор своей простотой и лаконичностью.

           Для своей работы с детьми младшей группы мы выбрали потешки, это тоже жанр устного народного творчества.  Потешку не просто рассказывают малышу,  ее выполняют. Потешка -это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, которые маленький ребенок выполняет вместе со взрослым. Потешки  учат малышей понимать человеческую речь и выполнять различные действия,  движения, жесты, о которых говорится в потешке. Слова в потешке, хоть они и неразрывно связаны с действиями и жестами, все-же являются главными, они ведут за собой жесты. А вот в считалке наоборот, жесты важнее слов.

           Потешки всегда смешны и коротки. Они прекрасно развивают слух ребёнка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать ритмичность и плавность речи, её выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса.  

           Потешки развлекают и развивают ребёнка, создают у него бодрое радостное настроение, именно потешки были выбраны нами для работы с малышами.

       Для начала учитель-логопед переработала народные потешки с целью проведения артикуляционной гимнастики. Воспитатель совместно с музыкальным руководителем разучила с детьми эти потешки, оформив их музыкально. Также была проведена работа по знакомству детей с народными инструментами: балалайка и гармошка.

Вечер развлечений для детей младшей группы

Предварительная работа:

  1. заучивание потешек;
  2. знакомство с ягодой брусника;
  3. обучение игре на народных музыкальных инструментах-стучалках.

           Оформление зала представляет собой часть деревенской улицы: фасад дома с окном, украшенным резными ставнями, около дома плетёная корзина, макеты музыкальных инструментов, видны пеньки и подсолнухи, из окошка выглядывает Бабушка-Забавушка.

           Воспитатель в группе приглашает детей поиграть с пальчиками, используя при этом потешку:

Брусника

Я по лесу пойду.                         Дети ходят по ковру, собирая рассыпанную

Я бруснику найду.                     «бруснику» (части напольной  мозаики), читая

Если нет лукошка,                     стихотворение и имитируя движения.

Соберу в ладошку.

Прыгну через лужицу,

Голова закружится.

А в траве брусника –

                      тут её найди-ка!

Воспитатель показывает детям полученное письмо:

- Сегодня утром в наш детский сад почтальон принёс письмо… Давайте прочитаем его. Дети, это не просто письмо – это приглашение! Бабушка-Забавушка приглашает нас с вами к себе в гости!

           Дети вместе с воспитателем отправляются в гости (выстраиваются друг за другом и идут в актовый зал).

           Под народную музыку дети входят в зал, здороваются с Бабушкой-Забавушкой, которая выходит к ним из своей избушки.

Бабушка-Забавушка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно вас

                                      поджидала. Для каждого из вас найдется и местечко и  

                                        словечко!

Воспитатель: Бабушка, а что это у тебя около избушки стоит? (показывает    

                                                                                                                на корзину).

Бабушка-Забавушка: Это корзина. Друг Ермошка сплёл мне её ………………………………………………………..

А в корзинке моей…

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрёшке,

Как в доме деревянном.

Поют матрёшки в хоре,

Живут не зная горя, -

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

                      (В.Приходько)

Бабушка-Забавушка предлагает детям поиграть с матрёшкой:

Уж как сядем мы играть слушает вся улица:

Петух и курица,

Кот и кошка,

Мой друг Ермошка

И я немножко.

          Дети разбирают матрёшку, расставляют фигуры матрёшек по порядку, затем снова собирают, и помогают бабушке убрать игрушки в корзину.

          Воспитатель: Бабушка, а это что у тебя? (показывает на музыкальные

                                                                                        инструменты).

Бабушка-Забавушка: Давным-давно, дети, не было у людей телевизоров и музыкальных центров, и народ сам веселил себя – собирались вместе, распевали песни и играли на музыкальных инструментах. На балалайке (показывает макет), послушайте (звучит запись игры на балалайке).

Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка,
Чтоб печали все ушли,
Чтобы ноги в пляс пошли.
А для этого нужны
Балалайке три струны.

Изготовлением этого инструмента занимались простые люди: собирали её из подручного деревянного материала и готово! Бренчит балалаечник на своем инструменте - народ вокруг пляшет, веселится.

И на гармошке играли (показывает макет), послушайте (звучит запись игры на гармошке.

Гармошку позже балалайки на Руси делать начали, и в Туле делали гармошки. Сейчас в нашем городе есть фабрика по производству гармоней «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ».

А на гармошке играли гармонисты. Представьте, что вы гармонисты, а играть на гармони не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. А теперь представьте, что все вы – гармонисты. Поиграйте своими пальчиками на воображаемых гармошках.

Проводится пальчиковая гимнастика «Гармошка».

- Вот как пальчики шагают
И по кнопочкам играют,
Раздвигаются меха -
Веселись, моя душа!

Ещё народ играл на инструментах-стучалках, я сейчас вас научу на них играть. Бабушка-Забавушка и вопитатель раздают детям стучалки , показывают как играть на них.

Бабушка-Забавушка достаёт себе дудочку:

Становитесь в хоровод,

Губки вытянем вперёд.

мы задуем во дуду.

Ой, ду-ду! Ду-ду! Ду-ду!

Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Дудочка»:

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).

Дети играют на стучалках.

Бабушка-Забавушка достаёт орешки из корзины:

Дело есть одно на всех –

Надо нам разбить орех.

Раздаётся где-то стук:

Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!

Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Орешки»:

Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Дети играют на стучалках.

Бабушка-Забавушка достаёт часики из корзины:

На часы вы посмотрите,

Сколько времени скажите.

Ходят часики вот так –

Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Часики»:

Улыбнуться, открыть рот.
Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой:

 тик-так.

Дети играют на стучалках.

Бабушка-Забавушка показывает детям качели:

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошку позовём играть.

Будем мы её качать –

Кач-кач! Кач-кач! Кач-кач!

Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Качели»:

Улыбнуться. Открыть рот.
На счет 1 - кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 - кончик языка за нижние зубы.

Следите, чтобы рот у ребенка не закрывался.

Дети играют на стучалках.

Бабушка-Забавушка достаёт лошадку из корзины:

В гости к нам пришла лошадка,

Блинчики покушать сладко.

Дверь закрыта на крючок!

Чок-чок! Чок-чок! Чок-чок!

Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка»:

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

Лучше всего это упражнение получается по подражанию.

Дети играют на стучалках.

Бабушка-Забавушка по окончанию игры на стучалках, обращаясь к детям:

Делу время – потехе час. А теперь по домам.

Под русскую народную музыку воспитатель собирает музыкальные инструменты и начинает выстраивать детей друг за другом.

Бабушка-Забавушка заходит в свою избушку, выглядывает в окошко:

Конец – делу венец. (Опускает занавеску).

Дети под музыку выходят из зала.

           В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Это особенно важно для наших детей, развивать их эмоции мы стремимся во всех видах педагогической деятельности.

           Результатом логопедической работы с использованием народного фольклора у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является:

  1. повышение уровня речевого развития у детей;
  2. установление прочных взаимосвязей с родителями детей;
  3. повышение интереса детей к устному народному творчеству;
  4. приобщение детей и родителей к народным истокам.

сотрудники МКДОУ № 129 для детей с ЗПР:

учитель-логопед М.В.Кадильникова,

воспитатель Л.М.Голикова,

музыкальный руководитель Л.В.Носова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. ...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Занятие - развлечение во второй младшей группе "Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"

Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несет в себе важный эмоциональный заряд. Потешка - это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, который маленький ребенок выпол...

Развития мелкой и артикуляционной моторики у детей

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире ...

Проект "Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ"

Долгосрочный проект в подготовительной группе...

Проект «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»

Актуальность обусловлена необходимостью изучения нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте состо...