Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
статья по коррекционной педагогике
Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.
Основными задачами, в коррекционном направлении, являются:
1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3.Содействовать нормализации речевой функции.
4.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что работа мелкой моторики положительно влияет на развитие мозга. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детей. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Своеобразие развития детей со сниженным интеллектом состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух. На таких занятиях идёт освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты. Также занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, систематичной, для этого мы использовали следующие формы работы:
* совместная деятельность воспитателя с детьми;
* индивидуальная работа с детьми;
* свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы использовали разные методы и приемы работы:
* массаж кистей рук
* пальчиковая гимнастика, физкультминутки
* пальчиковые игры со стихами,
* пальчиковый театр
Нетрадиционных техник рисования много, но для своих занятий мы выбрали те, которые более интересны детям и они с ними справляются.
Рисуем: кистью, пальцами, ладошками, поролоном, мятой бумагой, ватными палочками, кляксографией, сыпучими материалами.
Методы и приёмы, которые помогают нам в обучении детей нетрадиционному рисованию:
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Проговаривание последовательности работы.
5.Педагогическая диагностика.
В начале работы мы использовали диагностику, в которой определяли степень ловкости рук и пальцев у детей дошкольного возраста (4-6 лет).
Особое внимание уделяем раскрашиванию контурных изображений. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки, мы предлагаем игры, например, рисование по соли.
При рисовании нетрадиционными техниками мы используем стихи, загадки, а также игры, которые являются сопроводительной речью действий ребенка.
Прежде чем, приступить к работе, мы четко вырабатываем план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положили игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
В нашей коррекционной работе необходимо использовать только
индивидуальную работу с детьми. В неё мы включили задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создали микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики мы комбинируем с различными видами деятельности. В своей работе мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.
Основными задачами, в коррекционном направлении, являются:
1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3.Содействовать нормализации речевой функции.
4.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что работа мелкой моторики положительно влияет на развитие мозга. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детей. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Своеобразие развития детей со сниженным интеллектом состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух. На таких занятиях идёт освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты. Также занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, систематичной, для этого мы использовали следующие формы работы:
* совместная деятельность воспитателя с детьми;
* индивидуальная работа с детьми;
* свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы использовали разные методы и приемы работы:
* массаж кистей рук
* пальчиковая гимнастика, физкультминутки
* пальчиковые игры со стихами,
* пальчиковый театр
Нетрадиционных техник рисования много, но для своих занятий мы выбрали те, которые более интересны детям и они с ними справляются.
Рисуем: кистью, пальцами, ладошками, поролоном, мятой бумагой, ватными палочками, кляксографией, сыпучими материалами.
Методы и приёмы, которые помогают нам в обучении детей нетрадиционному рисованию:
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Проговаривание последовательности работы.
5.Педагогическая диагностика.
В начале работы мы использовали диагностику, в которой определяли степень ловкости рук и пальцев у детей дошкольного возраста (4-6 лет).
Особое внимание уделяем раскрашиванию контурных изображений. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки, мы предлагаем игры, например, рисование по соли.
При рисовании нетрадиционными техниками мы используем стихи, загадки, а также игры, которые являются сопроводительной речью действий ребенка.
Прежде чем, приступить к работе, мы четко вырабатываем план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положили игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
В нашей коррекционной работе необходимо использовать только
индивидуальную работу с детьми. В неё мы включили задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создали микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики мы комбинируем с различными видами деятельности. В своей работе мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Мы использовали папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Элементы массажа рук». Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
* во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
* во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Таким образом, по результатам работы в течение года мы отмечаем, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям. В дальнейшем мы будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
В результате проведенной работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук.
Литература:
1.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.
3. Гризик Т.И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму. - М.: Просвещение, 2005
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредствам использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием нетрадиционной изодеятельности....
Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"
Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...
Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».
Здравствуйте уважаемые коллеги!Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности.
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают...
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности...
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности...
«Развитие мелкой моторики у детей с ТНР посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
Технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают мелкую моторику рук, чувства форм...