Конспект занятия с застенчивыми детьми с использованием арт-терапии.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Занятие с застенчивыми детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_tsvetoterapii.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ "РИСУНОК НА СТЕКЛЕ"
Арт-терапия для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: дать возможность ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Арт-сессии продолжительностью около 30 минут проводятся один раз в неделю.
Материал: стекло 50х60, краска гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает, губка (мокрая, стаканчики с водой, бумажные салфетки.
Подгруппе детей, из 5 человек, предлагается сесть за стол. На заднем фоне играет спокойная музыка.
Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы?
Дети: Да.
Психолог: Тогда представьте, ребята, что мы попали на лужайку, на которой почему то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть….
Дети: Давайте, мы нарисуем цветочки и травку и раскрасим их.
Психолог: Давайте, выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик и начните наполнять волшебством нашу полянку.
Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети).
Когда занятие идет к завершению и дети закончили свои работы, обращается внимание на целостность картины, не скрывая восторга и восхищения. Благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как сиюминутное, объемное, пропускающее через себя свет и другие элементы пространства.
Психолог: Ребята, давайте, посмотрим какое чудо, мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у вас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникали? Чему научились новому?
Дети: Нам понравилось рисовать на стекле, это очень интересно и необычно. Когда мы рисовали пальчиками на бумаге, было сложнее, а по стеклу рука скользит и сама рисует узоры. Полянка получилась разноцветной и яркой.
Психолог: Молодцы, ребята, сегодня вы попробовали пофантазировать и сделать чудо полянку, которая ожила благодаря вашей находчивости и старанию. До свидания ребята, до новых встреч.
Ожидаемый результат:
Используя изотерапию, ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»).
Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.
Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
Конспект коррекционно-развивающего занятия: «Преодоление гиперактивности и агрессивного поведения»
Цель: создать в группе атмосферу, которая будет способствовать выявлению у детей чувств и помогать говорить о них.
Задачи:
- Развивать у детей умение управлять своим настроением;
- Развивать коммуникативные навыки у дошкольников, чувство взаимопомощи и взаимоуважения;
- Способствовать снятию эмоционального напряжения;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: магнитофон с аудиозаписями, три стакана воды, блестки, кусочек глины, разноцветные кубики льда, маленькие зеркальца, черно-белые рисунки агрессивных персонажей сказок, фломастеры, текст рассказа «Мальчик-забияка», маленькие подушки.
Ход занятия психолога со старшими дошкольниками
Игра «Настоящий друг»
Цель: создание положительной атмосферы.
Под мелодию песни «Если с другом вышел в путь» дети, шагая входят в зал и поют песню:
Прекрасно в мире жить,
И по-настоящему дружить,
И в садик наш ходить,
И абсолютно всех любить.
Приветствие «Спой свое имя»
Цель: развивать у детей чувство единства, улучшить настроение, подготовить детей к сотрудничеству.
Здравствуйте, дети! Я рад вас приветствовать на нашем занятии. Давайте с вами поздороваемся таким необычным способом: каждый из вас, дети, по очереди споет свое имя. (Дети поют имена). А теперь споем все вместе каждый свое имя. (Поют).
Дети, приглашаю вас сесть в круг.
Игра «Меняем лицо»
Цель: учить детей различать эмоции по выражению лица, развивать невербальную знаковую систему.
Дети, как вы хорошо поздоровались с гостями, какие вы сегодня красивые и веселые! А хотите увидеть, какие вы красивые? Возьмите, пожалуйста, ваши зеркала, посмотрите в них и искренне улыбнитесь. Нравитесь ли вы себе? А почему вы такие красивые, веселые, улыбающиеся? (Потому что у нас хорошее настроение). Скажите, а каким еще может быть настроение? (Печальным). Возьмите, пожалуйста, ваши зеркальца и покажите на лице плохое настроение. Нравитесь ли вы себе? Почему? Какое настроение лучше? Действительно, дети, лучше, когда у нас хорошее настроение.
(Рассказ психолога)
А знаете ли вы, что наше настроение зависит от наших мыслей, которые бывают разными? Иногда они похожи на праздничный фейерверк – яркие, быстрые, как вода в этом стакане: они блестят, играют, летят. И мир вокруг кажется таким разноцветным! У нас появляются прекрасные идеи и тогда настроение у нас прекрасное. (Психолог демонстрирует стакан с водой и добавляет блестки).
Но не всегда наши мысли похожи на фейерверк. Иногда они – как озеро – спокойные и тихие, светлые-пресветлые, как отражение в чистой прозрачной воде. Когда у нас такие мысли, мы чувствуем себя уверенно и хорошо. (Психолог демонстрирует стакан с чистой, прозрачной водой).
И иногда мы чувствуем себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит с нами, напоминает что-то неприятное и унылое, нам грустно и плохо. И тогда наши мысли похожи на мутную воду в непогоду, как в этом стакане. (Психолог демонстрирует стакан с водой, добавляет кусочек глины и размешивает воду).
Детки, приглашаю вас сесть за столы.
Игра «Ладошки настроения»
Цель: развивать умение детей ассоциировать свое настроение с соответствующим цветом.
Дети, у вас на столах лежат разноцветные кубики льда. Давайте вместе с вами подумаем, с каким цветом можно сравнить хорошее, веселое, радостное настроение? (Желтый). А когда вы спокойны, уравновешены, уверены, то какого тогда цвета будет ваше настроение? (Зеленый). А если вы мрачные, тревожные, неуверенные? (Синий).
Сейчас каждый возьмите в руки один кубик льда, цвет которого будет соответствовать вашему настроению. Что вы чувствуете? Дети, а теперь вместе с вами создадим картину, которая будет называться «Ладошки настроения». Сейчас каждый из вас подойдет к доске и коснется ладошкой белого листа так, чтобы на нем остался отпечаток вашей ладошки. После того как картина будет создана, каждый должен рассказать, кубик льда какого цвета он выбрал и почему.
«Конкурс художников»
Цель: изменить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и мультфильмов.
Дети, сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе художников. У каждого из вас на столах лежат черно-белые рисунки сказочных агрессивных героев. Сделаем вместе этих героев добрыми. Представьте себя художниками-волшебниками и дорисуйте героям «добрые» детали: это может быть и пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки. Затем раскрасьте свои рисунки. (Дети рисуют под тихую спокойную музыку, затем презентуют свои работы).
Игра-этюд «Грустное-веселое деревце»
Цель: упражняться в выразительности движений тела, жестов, мимики.
Уже, наверное, устали сидеть? Встанем и немножечко поиграем. (Дети становятся в круг). А знаете ли вы, дети, что веселыми и печальными могут быть не только люди, но и деревья. Сейчас мы с вами представим себя веселыми деревцами. Встанем и поднимем ручки вот так. Мы – маленькие деревца, которые своими веточками тянутся к солнцу, улыбаются ему, набираются силы. Чувствуете, какие мы крепкие, наши ножки-корешки сильные, и мы все набираемся силы. Как приятно трепещут листочки от ветра! Мы – очень радостные деревца.
Вот прилетел резкий ветрище, ударил мороз, стало очень холодно. Ножки-корешки подогнулись, деревца опустили веточки, листочки скрутились. Деревца качаются грустные-прегрустные. Холодно им, неуютно. Вот так.
нова выглянуло солнышко. Стало тепло, и деревце повеселело. (Дети выполняют движения под сопровождение музыки).
Дети, приглашаю вас сесть на коврик. Скажите, пожалуйста, каким деревцем вам понравилось быть? Почему? Какое настроение было у вас, когда вы изображали грустное деревце?
Психологический этюд «Мальчик-забияка»
Цель: формировать положительные черты характера, хорошие отношения со сверстниками.
Сейчас я хочу вам рассказать историю, которая случилась с одним мальчиком, а вы внимательно слушайте.
Жил-был себе мальчик Ваня. Он был умный, опрятный, хорошенький, но никто с ним не дружил.
Мальчик понял, что друзей у него нет из-за того, что он всегда злой, со всеми дерется. Показывая свою силу, Ваня думал, что все будут его уважать, но получалось почему-то иначе.
Ваня одиноко ходил по улице, во дворе подходил то к одной группке детей, то к другой, но никто не принимал его к игре.
-Иди отсюда, ты – забияка, со всеми дерешься, все ломаешь. Ты нам не нужен! Иди отсюда! – говорили дети.
И вот к мальчику подошел дедушка. Заглянул в его глаза и сказал:
-Я – волшебник и знаю, как тебе помочь! Хочешь помогу?
-Хочу! – ответил Ваня.
-Я расскажу тебе, что надо сделать, чтобы все дети захотели с тобой играть. Если ты будешь выполнять волшебные правила, то все будет хорошо.
Дедушка рассказывал, а Ваня слушал и запоминал. После встречи с волшебником у мальчика все изменилось.
Обсуждение:
Почему дети не принимали Ваню в игры?
Кто помог мальчику?
Как вы думаете, о каких волшебных правилах рассказал дедушка Ване? (Дети называют правила поведения)
С кем из вас был похожий случай?
Упражнение «Убегай злость»
Цель: снять агрессию у детей.
Детки, а вы бываете злыми и рассерженными? Если с вами такое случится, я научу вас преодолевать злость.
Дети сидят на коврике, на коленях у них – подушки. Закрыв глаза, они бьют руками по подушке и говорят «Убегай злость». Так продолжается 3 минуты.
А еще, малыши, когда вы начинаете сердиться, можете спеть веселую песенку, поиграть с мячиком, рассказать про свою злость друзьям или просто тихонько полежать, слушая спокойную музыку. А сейчас лягте на коврик, примите удобное положение тела, закройте глазки, расслабьтесь.
Релаксация
Цель: обучать приемам саморасслабления.
(Дети ложатся на коврик, закрывают глаза и отдыхают 3 минуты, слушая спокойную музыку).
Ну что, детки, отдохнули? Вот и подошло к окончанию наше занятие. А теперь вместе вспомним:
Рефлексия
Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?
Что вы для себя поняли?
Какое упражнение вам больше всего запомнилось?
Игра-прощание «Подари всем огонек хорошего настроения»
Цель: поддержать у детей положительные эмоции, формировать доброжелательное отношение к другим.
Дети, вы были умницами, хорошо справились со всеми заданиями, а теперь настало время попрощаться с нашими гостями. Давайте станем рядом друг с другом, ладошки прижмем к груди и на мгновение закроем глаза. Ой, что это? Что это за волшебные лучики бросили нам в ладошки? Быстро смыкаем ладошки. Осторожно посмотрим, что там? А там невидимые огоньки хорошего настроения. Согреем их своим дыханием. Они такие крошечные и нежные! А могут вырасти от наших улыбок. Улыбнемся друг другу. Как приятно!
А теперь давайте подарим наше хорошее настроение друг другу, вот так (дети дуют в расставленные ладони), и скажем «До свидания!».
До свидания! До следующей встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия физкультурно-оздоровительного кружка с использованием Су-джок терапии.
Занятие направлено на укрепление мышечного корсета, корректирование осанки и опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста; на укрепление и активизацию защитных сил организма при помощи С...
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"
Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа печатания гласных букв А,О,У.И....
Конспект интегрированного психологического занятия по средствам сказкотерапии с использованием АРТ-терапии (бумагопластика).
Конспект интегрированного психологического занятия по средствам сказкотерапии с использованием АРТ-терапии (бумагопластика)....
Конспект занятия по английскому языку с использованием песочной терапии.
Цель: отработка лексического материала в устной речи, закрепление умения отвечать на поставленные вопросы, вызывать интерес к изучению английского языка.Задачи: Развивающие:- развитие внимания, произв...
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста
middot; Упражнять детей в использовании нетрадиционных техник рисования.· Закреплять умение выражать свои впечатления, з...
План-конспект коррекционного занятия для старших дошкольников с использованием мульт-терапии «Можно и нельзя»
Цель: коррекция негативных поведенческих проявлений при возникновении запретов...
Конспект открытого занятия в младшей группе с использованием песочной терапии «Домашние животные и их детеныши»
Конспект (НОД) занятия в младшей группе с использованием песочной терапии. Может использоваться как воспитателем, так и в коррекционной работе....