Особенности формирования пространственных представлений у слепых, слабовидящих и поздноослепших.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Способы формирования предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих имеют свои особенности. Адекватные представления о предметах и местности незрячие формируют с помощью осязательных и слуховых восприятий. Люди, ослепшие взрослыми, как правило, имеют зрительные предметные и пространственные представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_u_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования пространственных представлений у слепых слабовидящих и поздноослепших
Составила: Я. Б. Зуева,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МБДОУ «Детский сад № 63»
Говоря об особенностях представлений слепых, А.Г. Литвак отмечает, что их образы памяти менее точны, полны, обобщены по сравнению со зрячими. Однако они могут достигать большой точности и сложности.
При анализе динамики изменений и специфики пространственной ориентировки незрячих детей прослеживается зависимость ее развития от степени сформированных анатомо-физиологических и психологических образований. Поэтому при создании навыков ориентации в пространстве у слепых детей необходимо учитывать ряд моментов, определяющих эффективность этого процесса, и, прежде всего, уровень сформированности «психологической системы».
Возраст является важнейшим фактором, обусловливающим построение коррекции дефекта пространственной ориентации и дифференциацию обучения в зависимости от структуры психологической системы каждого ребенка.
Боязнь пространства, страх передвижения, столкновения с незнакомыми объектами тормозят формирование у слепых детей двигательной сферы, как одной из важнейших составляющих деятельности при ориентировании. У незрячего ребенка наблюдаются трудность и медленное становление сложных двигательных актов, новых предметных действий.
Исследования слабовидящих дошкольников и детей с амблиопией и косоглазием (Л.И. Плаксиной, Л.В. Рудаковой, Л.С. Сековец) выявили также замедленность темпа развития и осуществления ориентировки в микро- и макропространстве, ошибки при выделении формы, величины, удаленности, пространственного расположения предметов по отношению друг к другу, что связывается с монокулярным характером зрения, затрудняющим ориентировочные действия с объемными объектами.
Для них также характерно недостаточно точное понимание и использование слов, обозначающих пространственные направления (Л.И. Плаксина). Для всех дошкольников со зрительными дефектами свойственно отсутствие в активном запасе слов, обозначающих пространственные признаки предметов и направлений.
- Способы формирования представлений слепых и слабовидящих
Способы формирования предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих имеют свои особенности. Адекватные представления о предметах и местности незрячие формируют с помощью осязательных и слуховых восприятий. Люди, ослепшие взрослыми, как правило, имеют зрительные предметные и пространственные представления. При формировании представлений о новых объектах и о новой местности они так же, как и слепые с рождения, пользуются осязательными и слуховыми восприятиями, но в процессе обследования они могут новые впечатления оценивать по ассоциации с ранее виденным, их представления долгое время остаются зрительными. При этом иногда бывает достаточно дать им словесное описание незнакомого участка. Представления тотально слепых с рождения могут быть только осязательными и слуховыми. Они, как правило, имеют неполные и неточные пространственные и предметные представления. Следовательно, на практике необходимо применять различные способы формирования пространственных представлений у тотально, слепых и взрослоослепших. Процесс пространственной ориентации — это сложный психический процесс формирования предметных и пространственных представлений. Он включает в себя следующие элементы:
1. Многократное обследование новых предметов или местности с помощью осязания и слуха (незрячий человек формирует в своем сознании образы этих предметов или участков местности и запоминает их); на изученной местности слепой с помощью тех же органов чувств получает информацию о пространстве и предметах.
2. Полученная информация обрабатывается в мозгу слепого, сопоставляется с образами предметов и местности, запечатленными в его памяти в ходе обследования, изучения нового пространства.
3. На основе сопоставления воспринимаемых образов предметов и местности с подобными же образами, хранящимися в памяти, происходит узнавание предметов (ориентиров) и возникает ответная ориентировочная реакция: идти дальше, повернуть направо, вернуться назад и т. п.
- Особенности формирования представлений у поздноослепших.
Люди, ослепшие взрослыми, как правило, имеют зрительные предметные и пространственные представления. При формировании представлений о новых объектах и о новой местности они так же, как и слепые с рождения, пользуются осязательными и слуховыми восприятиями, но в процессе обследования они могут новые впечатления оценивать по ассоциации с ранее виденным, их представления долгое время остаются зрительными.
У детей имеется опыт зрительных впечатлений, который облегчает восприятие окружающего мира в условиях отсутствия зрения. Например, незрячий ребенок никогда не видел, какого цвета бывает яблоко, и для него цвет не имеет особого значения для восприятия яблока, он мог только слышать, что яблоки бывают красные, желтые, зеленые. А ослепший ребенок может помнить, что такое цвет и каким может быть предмет разного цвета. Однако имеющиеся представления у ослепших детей могут стираться из памяти, подчиняясь законам сохранения и забывания информации. Кроме того, чем позже ребенок утратил зрение, тем в большей степени у него развиты способности саморегуляции, потребность в преодолении собственного дефекта и в использовании механизмов компенсации. У человека, потерявшего зрение, сохраняются важные «зрительные рефлексы»: он легче может научиться ходить с тростью, так как приблизительно, а то и точно помнит план местности, в которой живёт; сохранна зрительная картина мира (города, района, объектов).
- Особенности формирования топографических представлений.
Топографические представления — это представления о местности, возникающие на основе восприятия и локализации объектов в пространстве. Топографические представления являются сложной совокупностью образов памяти, в которых отражается форма, величина, удаленность объектов и направление, в котором они расположены по отношению к какой-либо точке отсчета.
Топографические представления выступают в двух видах, различающихся по уровню обобщенности. Ф.Н. Шемякин выделил представления типа «карта - путь» и «карта - обозрение». Для топографических представлений типа «карта — путь» характерны представления типа «карта - обозрение» характеризуются одномоментностью мысленного охвата пространственных отношений, свойственных тому или иному замкнутому пространству. При ориентировке, основанной на представлениях типа «карта - обозрение», одномоментно, симультанно воспроизводится вся совокупность пространственных отношений в виде плана определенной местности.
- Оборудование кабинета по ориентировке в пространстве
В последние годы в учреждениях для слепых детей оборудуются специальные кабинеты пространственной ориентировки. Чем больше размеры этого кабинета, тем разнообразнее практические занятия можно проводить в нем.
Для обучения слепых детей ориентировке в пространстве и мобильности в кабинете должны быть:
- рельефные планы и макеты этажей здания, двора;
- рельефные планы и макеты района города;
- модули для моделирования спальных и групповых комнат;
-рельефные планы и схемы перекрестков городов различных типов;
- рельефно-графические рисунки и муляжи рыб, птиц, диких и домашних животных;
- магнитофонные записи характерных городских шумов; записи голосов, звуков и шумов встречающихся в природных условиях;
- гибкая проволока для изготовления форм осваиваемых маршрутов;
- образцы цельных и складных тростей, выполненных из различных материалов;
- звуковые сигнализаторы (переносные «звуковые маяки»);
- измерительные приборы (метры, шагомеры);
- желательно двусторонняя рация;
- звуковые игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР
Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР...
Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от ро...
Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...
Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Развитие речи у детей с ОНР - это серьёзная проблема научно-методического характера многие ученые уделяют большое внимание в своих исследованиях. При изучении особенностей развития р...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...
Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
С раннего возраста ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок усваивает самые простые представления: справа, слева, вверху, внизу и др. Все это способствует развит...
Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Одним из критериев психоречевой готовности ребенка к обучению в школе является сформированность у него пространственных представлений. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где ум...