Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Морозова

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Колпинского района   Санкт-Петербурга

Особенности формирования пространственных представлений  у дошкольников с общим недоразвитием речи

                                                      Автор статьи учитель-логопед Морозова Е.А.

             Одной из самых актуальных проблем логопедии является общее недоразвитие речи. ОНР относится к сложным речевым расстройствам, при которых имеет место системное нарушение всех компонентов речевой деятельности у детей при нормальном состоянии слуха и первично сохранном интеллекте (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). На фоне речевых нарушений у детей с ОНР наблюдается недостаточная сформированность высших психических функций и, в частности,  пространственных представлений.

           Восприятие пространства является необходимым условием ориентировки человека в окружающем мире. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначить, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных видов деятельности. У детей с общим недоразвитием речи многими авторами [3,8, 11] были обнаружены значительные нарушения пространственного восприятия на фоне недостаточной сформированности всех компонентов речевой деятельности и  высших психических процессов в целом.

            В работах И.Ю. Левченко [10] у дошкольников отмечается несформированность пространственных представлений, которая проявляется, прежде всего, в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями там, тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами и элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.  Отмечается прямая зависимость между тяжестью речевой патологии  и степенью выраженности пространственных нарушений.

            В исследовании И.Н. Моргачевой [12] выявлены недостатки пространственно-аналитической деятельности дошкольников с речевой патологией при рисовании. Изображения детей с ОНР отличаются бедностью, примитивностью, небольшим количеством деталей. Воспроизведение рисунка происходит без определенной последовательности действий, по отдельным деталям. У детей имеются ошибки, связанные с нарушением целостности изображения, смещением элементов относительно друг друга, несовпадением линий и точек пересечения. Часто дети воспроизводят только правую или нижнюю составляющую часть изображения. В таких случаях речь идет о сужении объема восприятия и левостороннем игнорировании [6].

            Педагог О.И. Галкина  отмечает, что дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». В устной речи дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к — у», «в — на» (к дому — у дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги «перед» — «после» — «за», что является следствием несформированности пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заменяют эти слова обозначениями «большой» или «маленький» (широкая река — большая река, тонкий стебелек — маленький стебелек) [4].

             Недостаточность пространственных ориентировок у детей с ОНР наблюдается и при рассматривании сюжетных картинок. Составляя самостоятельный рассказ по картинке, дошкольники с ОНР рассматривают картинку преимущественно в направлении слева направо и снизу вверх. В результате этого самостоятельный рассказ представляет собой перечисление отдельных деталей либо рассказ по одному фрагменту или несущественным деталям картинки. Рассказ по серии сюжетных картин составляется более успешно. Дети в большинстве случаев выкладывают картинки справа налево. Однако последовательность изложения событий правильная, самостоятельный рассказ включает в себя все основные смысловые единицы.

           Однако пространственные нарушения у детей с общим недоразвитием речи характеризуются некоторой динамичностью, тенденцией к компенсации. Способность устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и частично принимать их в импрессивной речи сохраняется. Но в экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией зачастую затрудняются в поиске языковых средств для выражения этих отношений или используют неточные языковые средства [2, 7, 13, 14].

          В системе работы по устранению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи традиционным направлением является формирование пространственных представлений. Последние включают в себя определение формы, величины местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней. Как отмечал Б.Г. Ананьев, каждая осознанная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыков чтения и письма [1].

          В процессе коррекционно-логопедической работы по развитию пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с ОНР учитываются индивидуальные особенности ребенка, особенности формирования пространственных представлений в онтогенезе, психологическая структура зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственных ориентировок у детей.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

2. Белова – Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М., 1971.

3. Вовчик – Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. – М., 1961.

4. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. - М., 1961.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1965.

6. Голод В.И. Функциональная ассиметрия мозга у детей с нарушениями речевого развития. – М., 1986.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

8. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений с ДЦП. – «Специальная школа», №3, 1967.

9. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.

10. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. М., 1991.

11. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 86. – М., 1956.

12. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. – СПб., 2009.

13. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб., 2004.

14. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1999.

   

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от ро...

Особенности формирования пространственных представлений у слепых, слабовидящих и поздноослепших.

Способы формирования предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих имеют свои особенности. Адекватные представления о предметах и местности незрячие формируют с помощью осязатель...

Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

С раннего возраста ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок усваивает самые простые представления: справа, слева, вверху, внизу и др. Все это способствует развит...

Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Одним из критериев психоречевой готовности ребенка к обучению в школе является сформированность у него пространственных представлений. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где ум...