Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

С раннего возраста ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок усваивает самые простые представления: справа, слева, вверху, внизу и др. Все это способствует развитию восприятия пространства у детей. Умение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшее время в пространстве, закладывает у него основы логики и мышления, синтеза и анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

С раннего возраста ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок усваивает самые простые представления: справа, слева, вверху, внизу и др. Все это способствует развитию восприятия пространства у детей. Умение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшее время в пространстве, закладывает у него основы логики и мышления, синтеза и анализа.

По мнению Н.Я. Семаго, умение сориентироваться в пространстве имеет огромное значение для всех сторон жизни ребенка, охватывает различные стороны его связи с действительностью, и представляет собой важное свойство человеческой психики.

Б.Г. Ананьев сделал психологический анализ постепенного развития пространственных представлений у детей разного возраста. Обосновал научное утверждение о том, что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную основу).

Как отмечают авторы Р.И. Говорова и О.М. Дьяченко, пространственные представления возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. Чтобы сориентироваться в пространстве дети начинают с сравнения пространственных отношений собственного тела (выделяют и называют правую, левую руку, парные части тела).

Различные направления ребенок сочетает, прежде всего, со своими частями собственного тела. Так возникают связи: впереди – где лицо, внизу – где ноги вверху – где голова, сзади – где спина, справа – там, где правая рука. Умение ориентироваться на собственном теле служит основой в освоении ребенком пространственных направлений.

Т.А. Мусейибова, выделила следующие этапы развития пространственных представлений дошкольников:

1) самоориентация: освоить «схему тела»;

2) ориентация «на внешние объекты»: выделить разные стороны объектов: спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку;

3) разработка и применение вербальной системы отсчета в основных пространственных направлениях: вперед - назад, вверх - вниз, справа налево;

4) определить положение объектов в «дальнем» пространстве, когда начальная контрольная точка зафиксирована на самом предмете;

5) определение своей собственной позиции в пространстве («точка стояния») по отношению к различным объектам, причем контрольная точка находится на другом человеке или на любом объекте;

6) определение пространственного распределения объектов по отношению друг к другу;

7) определение пространственного расположения объектов, когда они ориентированы на плоскости, то есть в двумерном пространстве;

8) определение их местоположения относительно друг друга и относительно плоскости, на которой они размещены .

Если сначала дети воспринимают предметы в пространстве отдельно друг от друга, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, то позднее осознают само пространство уже вместе с объектами, находящимися на нем. Поэтому, для достижения высоких результатов у детей дошкольного возраста педагогам следует учитывать этапы развития пространственных представлений.

Т.А. Мусейибова указывает, что основываясь на знании своего тела, то есть, ориентируясь «на себя», становится возможной ориентация «на себя»: способность правильно показывать, вызывать и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево. Ребенок должен установить место того или иного объекта по отношению к себе (передо мной стол, сзади шкаф, справа дверь, слева окно, сверху потолок и ниже этаж).

Старшие дошкольники знакомятся с правилами дорожного движения: согласно какой стороне тротуара необходимо идти, как переходить улицу, обойти транспорт, стоящий на автобусной остановке (трамвай, троллейбус, автобус), садиться и выходить из него.

О. Дьяченко придерживается мнения, что разработка этих правил (алгоритмов) в первую очередь связана с разграничением «правого» и «левого» и других пространственных направлений. В ходе изучения дети познают значения предлогов и наречий, которые показывают пространственные отношения.

Одна из групп предлогов показывает разнообразие пространственных представлений между объектами, между человеком и объектами, указывает на положение объекта среди других.

Вторая группа – переносит направление движения на конкретный объект или указывает местоположение объекта в процессе движения. Детей постоянно учат правильно использовать «пространственные» термины в речи, осознавая ее смысл. Выполнение этих задач, тесно связанных друг с другом, возможно в целенаправленном учебном процессе и в повседневной жизни .

Требования современного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставит перед воспитателем цель воспитать высоконравственную, инициативную, гармоничную, духовно и интеллектуально развитую личность. Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира является одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [26]. От степени развития у ребенка пространственных представлений зависят его успехи в дальнейшем обучении в школе.

Проанализировав образовательные программы дошкольного образования «Детство» и «Истоки», мы выявили, что формирование пространственных представлений включены в раздел «Формирование элементарных математических представлений». Также мы выявили, что содержание по данному вопросу в образовательных программах схоже, то есть ребенок старшего дошкольного возраста:

-понимает смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом с, около);

-умеет определять положение предмета по отношению к себе, по отношению к другому предмету, обозначать словесно;

-умеет ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху —внизу, в середине, в углу);

-умеет двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Проанализировав содержательный компонент основных образовательных программ по подразделу «Формирование пространственных представлений», можно выделить следующие уровни развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [6; 8]:

1) высокий уровень:

- ребенок ориентируется в окружающем пространстве;

- понимает смысл пространственных отношений;

- умеет определять направления относительно себя;

- умеет определять положение предмета по отношению к другому предмету;

- умеет правильно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга, делая это не только с опорой на реальные предметы, но и по картинке;

- умеет ориентироваться на листе бумаги;

2) средний уровень:

- понимает смысл пространственных отношений, однако иногда ошибочно;

- делает ошибки в словесном обозначении пространственного расположения предметов относительно друг друга, или же просит помощи взрослого при выполнении задания на ориентировку в пространстве;

3) низкий уровень:

- практически не понимает смысл пространственных отношений, не может определять положение предмета по отношению к другому предмету, ошибочно обозначает пространственное расположение предметов относительно друг друга, плохо ориентируется на листе бумаги.

Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образного и пространственного мышления, умений ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является основной причиной затруднений при обучении детей чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям.

Ориентировка в пространстве включена практически во все виды деятельности, но особо важная роль в процессе формирования пространственных ориентировок принадлежит, как известно, игре, которая является занимательным и доступным видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Именно посредством игры можно вызвать интерес детей к изучению и совершенствованию пространственной ориентировки. В старшем дошкольном возрасте, при подготовке к школе, большое значение приобретает умение ориентироваться на плоскости, в двухмерном пространстве, на что и направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения.

Для развития ориентировки в двухмерном пространстве можно использовать линейку-трафаретку. Работа с линейкой-трафареткой проводится в несколько этапов.

Первый этап включает упражнения, направленные на повторение геометрических фигур (прямоугольник, круг, овал, квадрат, треугольник) и развитие навыков работы с линейкой-трафареткой. Такие упражнения способствуют повышению качества навыков рисования, конкретизации и уточнению строения геометрической фигуры, предмета, помогают развить умение работать в заданном направлении, ориентироваться на листе бумаги, определять верхние и нижние, праве и левые углы, выделять центр. Обводя фигуру в заданном месте и ориентируясь при этом на образец, дети учатся обозначать местоположение фигуры соответствующими словами: справа, слева, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу и т. д.

На втором этапе детям предлагают выделить и обвести на линейке одну из геометрических фигур. Далее детям предлагают несложный образец. Ребенок должен выбрать не только нужную по форме фигуру, но и понять, как надо повернуть линейку, чтобы она соответствовала контурам образца.

На третьем этапе ребенок передает целостный образ предмета с помощью геометрических фигур линейки-трафаретки, используя образец, учится обозначать местоположение фигуры соответствующими словами.

На четвертом этапе ребенок передает изображение по памяти, используя линейку-трафаретку и называя местоположение фигур и предметов.

На пятом этапе детям предлагают образцы в виде контурных изображений с заштрихованными элементами.

На шестом этапе дети работают только по словесной инструкции, без образца, составляя образы предметов с помощью линейки, изображая фигуры в заданном порядке и местоположении. После выполнения работы ребенку предлагается образец, с помощью которого он проверяет правильность выполнения задания, развивая тем самым самоконтроль.

На любом этапе можно предложить детям раскрасить, заштриховать фигуры или предметы. Сначала можно раскрашивать по трафарету, позже без него. При этом дети будут упражняться в цветовосприятии и цветоразличении, назывании цвета. У детей будет развиваться умение определять цветовую насыщенность и контрастность изображения, а также зрительно-моторная координация.

Использование линейки-трафаретки помогает ребенку приобрести следующие навыки ориентировки в двухмерном пространстве:

• Самостоятельно располагать предметы в заданных направлениях микропространства;

• Менять местоположение предметов;

• Определять различие в местоположении предметов в двухмерном пространстве;

• Активно использовать пространственную терминологию и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия (в, ан, под, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине, справа, слева, вверху, внизу и т. д.);

• Анализировать и словесно описывать информацию о расположении предметов в двухмерном пространстве;

• Совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память.

Огромную значимость имеет интенсивная предметно-практическая деятельность ребенка, то есть манипуляции с предметами, перемещения в пространстве, дающие возможность детям конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками. Систематическое целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными представлениями.

Возрастные характеристики формирования пространственных представлений у детей развивающихся нормально:

От появления на свет до 1 года. Появляются простые формы ориентировки в пространстве. Происхождение данных форм тесно связано с формированием трудных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Дошкольник способен оценить объект в конкретном участке места только при условии неоднократно повторяющихся сведений осей глаз на предмете. В конце первого года жизни ребенок может действовать в близком пространстве, отражать расстояние до предмета, определять его местонахождение (И.М. Сеченов, Е.М. Мастюкова и др.).

От 1 года до 3 лет. Обучившись двигаться, дошкольник быстро осваивает «пространство пути», однако перемещение еще не предоставляет ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета. Возникает умение у ребенка ориентирования в пространстве по образцу и по слову. По окончании второго года существования ребята соотносят геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат) с их местом, однако затрудняются в их сложении. Но после демонстрации благополучно преодолевают подобные трудности.

От 3 до 4 лет. Возникают определенные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Данные представления сопряжены с перемещениями самого ребенка в данном направлении. Очередность в усвоении «пространственной терминологии». В речи возникают предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под».

В 4-5 лет. Отличают у себя левую и правую руки, в практических действиях, однако названия их понимают еще неуверенно. Имеют все шансы не только практически воспроизвести, но и установить выражениями размещение предметов относительно самих себя (М.В. Вовчик-Блакитная, А.Я. Колодная). Дошкольник к 5 годам уже способен к произвольному изображению какого-либо предмета, может по заданию воспроизвести круглые формы, проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, однако достаточно долгое время дошкольники хуже владеют горизонтальными линиями, а не вертикальными линиями. Слова «справа», «слева», использование которых долгое время ограничивается ситуацией различения своих рук. Лишь иногда появляются предлоги «между», «над», «напротив».

В 5-7 лет описание пути приобретает общий вид вследствие особых слов, четко обозначающих пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.), однако за данными словами еще отсутствует настоящее определение о пространстве. Дети, которые владеют наиболее дифференцированным действующим словарем, в состоянии возобновить цельную «карту пространства» и «карту обозрения».

В норме к 5-6 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.

Уровень развития пространственных представлений, сложившийся у детей к семилетнему возрасту, еще не позволяет им правильно ориентироваться в каждой новой ситуации. Дифференцировка пространственных сигналов для детей трудна. Трудностью дифференцировки пространственных признаков и отношений, возможно пояснить присутствие погрешностей в письме и математике (при написании графически сходных букв и цифр и так далее).

В.С. Мухина замечает, что базовые представления о направлениях пространства связаны с восприятием ребенком своего тела, которое представляется для него центром, «точкой отсчета», по отношению к которой дошкольник способен определять только направления. Приобретение представлений о собственном теле начинаются посредством тактильных ощущений, с ощущений напряжения и расслабления мышц, ощущений взаимодействия тела с внешним пространством. В книге отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения».

Таким образом, выделяют следующие этапы развития пространственных представлений дошкольников: самоориентация; ориентация «на внешние объекты»; разработка и применение вербальной системы отсчета в основных пространственных направлениях; определение положения объектов в «дальнем» пространстве; определение своей собственной позиции в пространстве («точка стояния») по отношению к различным объектам; определение пространственного распределения объектов по отношению друг к другу; определение пространственного расположения объектов, когда они ориентированы на плоскости, то есть в двумерном пространстве; определение их местоположения относительно друг друга и относительно плоскости, на которой они размещены.

В детей старшего дошкольного возраста описание пути приобретает общий вид вследствие особых слов, четко обозначающих пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.), однако за данными словами еще отсутствует настоящее определение о пространстве. В норме к 5-6 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.

Умение видеть пространство и уметь ориентироваться в нем у дошкольников происходит от распространенного, неделимого восприятия с выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному выделению, а затем и суммированию, сближению рядом находящихся, и далее совместному пониманию целостности пространства.

Установлено, что пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности.

Формирование пространственных представлений у ребенка – важная задача образовательной работы современного детского сада. В связи с изменениями современных подходов к дошкольному детству необходимо искать новые методы, приемы совершенствования познания. Эту проблему можно решить, используя сюжетное рисование как средство формирования пространственных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у Кроша" по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений.Старший дошкольный возраст СКГ VII вида МБДОУ №30 г. Кызыла.Тема: «Весел...

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от ро...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...

Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...