Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему
Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvennye_predstavleniya.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования пространственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста.
Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и знать основные пространственные понятия. Пространственные представления необходимы при обучении ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам.
При изучении математики пространственные представления нам нужны для:
- сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
- правильного написания цифр;
- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.
- понимания условий задачи.
При изучении чтения и письма пространственные представления также очень важны:
- усвоение образа буквы;
- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.
Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.
1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.
К четырём годам у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Нечетко сформированное представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.
2этап: ориентирование в схематичном пространстве, например, на листе бумаги. Ребенок начинает понимать, что «верх» - это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.
3 этап: включает в себя ориентацию в так называемом квази-пространстве, в системах знаках и символов, например, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций.
Важно отметить, что перечисленные уровни тесно взаимодействуют между собой.
Игры, направленные на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Большое значение имеет использование игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводятся на всех занятиях и на прогулке.
Игровые упражнения: «Путаница», «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,
чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».
Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега, употребляя при этом наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.
Ориентировка на плоскости.
В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости. На занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.
При развитии ориентировки на плоскости используются математические диктанты, рисование по клеточкам. Формируем квази-пространство.
Повторюсь что, это некоторая упорядоченность в системах знаков и символах, сюда входят временные представления, которые очень сложно усваивают дети. Это обусловлено тем что, временные представления абстрактны.
Для развития временных представлений можно использовать следующее игры: «Когда это бывает?» (закреплять названия частей суток, времен года), «Дни недели» (Назовать дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели), «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».
Игра «Угадай-ка?» вопросы:
- Можно ли весной собрать урожай яблок?
- Правда ли что апрель бывает в середине лета?
- Правда ли, что перед июнем бывает июль?
- В августе расцветают первые цветы?
- Лето бывает перед весной?
- всегда ли после осени наступает весна?
- Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?
- Можно ли летом слепить снеговика?
- летом идет снег?
- Зимой встретить медведя?
Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.
Литература:
- Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. – 1982. - №5.
- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2000.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
- Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. – М.: Советский спорт, 2006.
- Дунаева З.М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М.: Педагогика, 1985.
- Елецкая О. В. Горбачевскаяа Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. Ред. О. В. Защиринская. – СПб.: «Речь», 2006.
- Елецкая О.В. Горбачева Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002.
- Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. №4.
- Иншакова О. Б. Колесникова А. М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2006.
- Ковалец И. В., «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток»: учебное пособие для детей – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
- Лурия А. Р. Речь и мышление. – М., 1975.
- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов. – М., 1956.
- Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М., «Школьная пресса», 2004.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 1989. №1.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: просвещение, 1991.
- Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М., Айрс-пресс, 2007.
- Семаго Н.Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
- Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. №1, М.: Школа-пресс, 2000.
- Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
- Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
- Семаго Н.Я. Элементарные пространственные представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя. Минск, 1989.
- Сунцова А., Курдюкова С. «Учимся ориентироваться в пространстве» рабочая тетрадь. – СПб: Питер, 2008. – 48 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
- Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М.: «Издательство «гном и Д», 2004.
- Ульенкова У. В., Дети с задержкой психического развития. Изд. Второе, исп. И доп. – Н. Новгород: НГПУ, 1994.
- Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983. - №4.
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.,2007
- Шевченко С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5.
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у Кроша" по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: Познавательное развитие.Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений.Старший дошкольный возраст СКГ VII вида МБДОУ №30 г. Кызыла.Тема: «Весел...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр и упражнений.
Консультация для родителей...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...
Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
представление опыта работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...
Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
С раннего возраста ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок усваивает самые простые представления: справа, слева, вверху, внизу и др. Все это способствует развит...