Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему

Клименко Татьяна Анатольевна

Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право»«ближе- дальше»«раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennye_predstavleniya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования пространственных представлений

у детей старшего дошкольного возраста.

     Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и знать основные пространственные понятия. Пространственные представления необходимы при обучении ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам. 

При изучении математики пространственные представления нам нужны для:

- сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);

- правильного написания цифр;

- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.

- понимания условий задачи.

При изучении чтения и письма пространственные представления также очень важны:

- усвоение образа буквы;

- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.

1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.

К четырём годам у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Нечетко сформированное представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

2этап: ориентирование в схематичном пространстве, напримерна листе бумаги. Ребенок начинает понимать, что «верх» - это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.

3 этап: включает в себя ориентацию в так называемом квази-пространстве, в системах знаках и символов, например, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций.

Важно отметить, что перечисленные уровни тесно взаимодействуют между собой.

Игры, направленные на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Большое значение имеет использование игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводятся на всех занятиях и на прогулке.

Игровые упражнения: «Путаница», «Угадай, кто где стоит!»«Угадай, что где находится!»«Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,

чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега, употребляя при этом наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.

Ориентировка на плоскости.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости. На занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

При развитии ориентировки на плоскости используются математические диктанты, рисование по клеточкам. Формируем квази-пространство.

Повторюсь что, это некоторая упорядоченность в системах знаков и символах, сюда входят временные представления, которые очень сложно усваивают дети. Это обусловлено тем что, временные представления абстрактны.

Для развития временных представлений можно использовать следующее игры«Когда это бывает?» (закреплять названия частей суток, времен года), «Дни недели» (Назовать дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели), «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».

Игра «Угадай-ка?» вопросы:

- Можно ли весной собрать урожай яблок?

- Правда ли что апрель бывает в середине лета?

- Правда ли, что перед июнем бывает июль?

- В августе расцветают первые цветы?

- Лето бывает перед весной?

- всегда ли после осени наступает весна?

- Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?

- Можно ли летом слепить снеговика?

- летом идет снег?

- Зимой встретить медведя?

Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право»«ближе- дальше»«раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.

Литература:

  1. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. – 1982. - №5.
  2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2000.
  3.  Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
  5. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. – М.: Советский спорт, 2006.
  6.  Дунаева З.М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М.: Педагогика, 1985.
  7. Елецкая О. В. Горбачевскаяа Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. Ред. О. В. Защиринская. – СПб.: «Речь», 2006.
  8.  Елецкая О.В. Горбачева Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  9. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002.
  10.  Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития  по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. №4.
  11.  Иншакова О. Б. Колесникова А. М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2006.
  12.  Ковалец И. В., «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток»: учебное пособие для детей – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
  14.  Лурия А. Р. Речь и мышление. – М., 1975.
  15.  Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов. – М., 1956.
  16.  Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М., «Школьная пресса», 2004.
  17.  Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 1989. №1.
  18. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.  – М.: просвещение, 1991.
  19.  Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М., Айрс-пресс, 2007.
  20.  Семаго Н.Я. Пространственные  представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
  21.  Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. №1, М.: Школа-пресс, 2000.
  22.  Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
  23.  Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
  24.  Семаго Н.Я. Элементарные пространственные  представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
  25.  Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя. Минск, 1989.
  26.  Сунцова А., Курдюкова С. «Учимся ориентироваться в пространстве» рабочая тетрадь. – СПб: Питер, 2008. – 48 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
  27.  Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М.: «Издательство «гном и Д», 2004.
  28.  Ульенкова У. В., Дети с задержкой психического развития. Изд. Второе, исп. И доп. – Н. Новгород: НГПУ,  1994.
  29.  Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983. - №4.
  30.  Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.,2007
  31. Шевченко С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5.
  32.  Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у Кроша" по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений.Старший дошкольный возраст СКГ VII вида МБДОУ №30 г. Кызыла.Тема: «Весел...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...

Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...

Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

С раннего возраста ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок усваивает самые простые представления: справа, слева, вверху, внизу и др. Все это способствует развит...