Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.
консультация по логопедии (средняя группа)
Развитие речи у детей с ОНР - это серьёзная проблема научно-методического характера многие ученые уделяют большое внимание в своих исследованиях. При изучении особенностей развития речи у детей с общим недоразвитием речи была выявлена необходимость проведения специальных коррекционных занятий по формированию пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, развития связной речи. Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОНР связаны с их речью, поэтому необходима комплексная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика пространственных представлений | 17.19 КБ |
Презентация | 461.42 КБ |
Актуальные вопросы и направления реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения | 931.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Дворникова Е. Н.
Развитие речи у детей с ОНР - это серьёзная проблема научно-методического характера многие ученые уделяют большое внимание в своих исследованиях. При изучении особенностей развития речи у детей с общим недоразвитием речи была выявлена необходимость проведения специальных коррекционных занятий по формированию пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, развития связной речи. Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОНР связаны с их речью, поэтому необходима комплексная работа. [1]
Пространственные представления – это деятельность направлена на определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела [2].
При рассмотрении психолого-педагогической литературы была выявлена цель экспериментального исследования - изучение пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. [2]
Задачи констатирующего эксперимента: 1.Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.
2. Исследование проявления на вербальном уровне пространственных представлений.
Исследование следует проводить индивидуально, с каждым ребенком. При исследовании необходимо учитывать особенности мышления дошкольника, поэтому исследование следует проводить со стимульным материалом (картинки, предметы). Для экспериментального исследования была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я. [3]
В методике представлены задания по изучению пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела. Предлагаются исследования на выявление уровня ориентирования в собственном теле и предметов в пространстве.
Сначала ребенку предстоит выяснить, что находится у него на лице и определить взаиморасположение отдельных его частей. Дается инструкция: закрыть глаза показать и сказать, что находится над глазами, над бровями, под глазами, под и над носом, под зубами. Затем спрашиваем, что находится сбоку от носа, сбоку от щеки, сбоку от ушей, сбоку от щек. Всего 10 вопросов, за каждую правильно показанную и названную часть тела начислялся 1 балл.
Результат: 1-3 балла - низкий уровень, 4-6 баллов - средний, 7-10 баллов - высокий уровень понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.
Исследование положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. Подобный анализ можно проводить относительно обеих рук. Так выясняется, какая рука доминантная. Ощущения от доминантной руки в целом более «мощные», чем от субдоминантой. Просим ребенка показать, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь, плечо или запястье, локоть или ладонь.
«Моя рука, твоя рука». Ребенку предлагается повторять движения за исследователем, который стоит напротив.
Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и собственного тела. «Что находится спереди от меня?» Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90˚ в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.
Задания на выявление уровня ориентирования предметов в пространстве. Ребенку предлагаем рассмотреть 6 картинок, на них изображено различное положение ящика и бочки относительно друг друга. Просим ребенка выбрать ту картинку, где ящик находится под бочкой, в бочке, на бочке, за, перед бочкой. Бочка – в ящике. За каждый правильный ответ ребенку ставим балл.
Результат: 1-2 балла - низкий уровень, 3-4 балла - средний, 5 - 6 баллов -высокий уровень понимания и пространственных представлений на уровне внешних предметов.
Так же предлагаются 8 заданий по употреблению в речи словесного обозначения пространственных понятий. Ребенку показываем коробочку, с лежащим на ней карандашом или ручкой. Ребенок называет эти предметы, рассказывает о местоположении карандаша или ручки, а мы изменяем его. Карандаш или ручка находится на, под, в коробке, между ребенком и коробкой, карандаш помещается справа или слева от коробки.
Оценивается правильное владение предлогами и понятиями на, над, под ( снизу), перед, за, справа от…, слева от…, между. За каждый правильный ответ ребенку ставим 1 балл, если ребенку была оказана помощь, наводящими вопросами оцениваем в 0,5 балла, не справился с заданием – 0 баллов.
Результат: 1-2 балла - низкий уровень, 3-5 балла - средний, 6-8 баллов -высокий уровень владения пространственными представлениями на уровне вербализации (употребления в речи). [3]
Диагностика пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР по методике Н.Я. Семаго позволяет выяснить уровень сформированности пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, употреблению в речи словесного обозначения пространственных понятий.
Список литературы.
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2011
2. Немов Р.С Психология. В 3т. Т.2 –М.: Просвещение, Владос, 2015.
3.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение При изучении особенностей развития речи у детей с общим недоразвитием речи была выявлена необходимость проведения специальных коррекционных занятий по формированию пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, развития связной речи. Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОНР связаны с их речью, поэтому необходима комплексная работа. [1]
Пространственные представления – это деятельность направленая на определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела [2].
Цель, задачи констатирующего эксперимента. При рассмотрении психолого-педагогической литературы была выявлена цель экспериментального исследования - изучение пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. [2] Задачи констатирующего эксперимента: 1.Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела. 2. Исследование проявления на вербальном уровне пространственных представлений.
Методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я. В методике представлены задания по изучению пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела. Предлагаются исследования на выявление уровня ориентирования в собственном теле и предметов в пространстве.
Ребенку предстоит выяснить, что находится у него на лице и определить взаиморасположение отдельных его частей Исследование положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и собственного тела. Задания на выявление уровня ориентирования предметов в пространстве. 8 заданий по употреблению в речи словесного обозначения пространственных понятий
Заключение. Диагностика пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР по методике Н.Я. Семаго позволяет выяснить уровень сформированности пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, употреблению в речи словесного обозначения пространственных понятий.
Список литературы. 1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2011 2. Немов Р.С Психология. В 3т. Т.2 –М.: Просвещение, Владос , 2015. 3.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2012.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детей с различными нарушениями здоровья становится больше с каждым годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеграцию в образовательную среду и социализацию. Создание условий для получения образования детьми данной категории с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение
Направления специальных условий для организации образовательного процесса детей с нарушениями зрения Организационное обеспечение.
Материальнотехническое обеспечение общеобразовательного учреждения
Адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для слепых детей Адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для слабовидящих детей Адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием Адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
В городе в Ростове-на-Дону МБ ДОУ № 250 проводит воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с реализуемой комплексной и парциальными образовательными программами Л. И. Плаксиной «Слабовидящие дети с амблиопией и кооглазием ». Программа Л. И. Плаксиной. «Слабовидящие дети с амблиопией и кооглазием ».
Данная программа расчитана на обучение, развитие ребенка с нарушением зрения с 3-х летнего возраста. Основами организации учебно-воспитательного комплекса (ясли - сада - начальной школы) является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов созревания зрительной системы ребёнка . Программа состоит из двух частей - программа детского сада и программа начальной школы.
Развитие речи: Формирование элементарных математических представлений: Ознакомление с окружающим: Изобразительное искусство: Физическое воспитание Трудовое обучение: Игра: Программа детского сада имеет два направления - общеразвивающее , коррекционное и включает себя следующие аспекты:
Развитие зрительного восприятия: 1-ый год обучения (3 – 4 года) 2-ой год обучения (4 – 5 лет) 3-й год обучения (5 – 6 лет) 4-й год обучения (6 – 7 лет) Коррекция нарушений речи Развитие осязания и мелкой моторики Ориентировка в пространстве Социально-бытовая ориентировка Коррекционная ритмика Коррекционная работа в детском саду
Большая часть слепых, слабовидящих, детей обучаются в специальных учреждениях, но не все родители могут использовать эту возможность, особенно если учреждение располагается в другом городе. Кроме того, существуют сложности социализации данной категории детей после окончания обучения, поэтому родители заинтересованы в том, чтобы их дети как можно раньше были включены в общую систему образования и получили в процессе обучения необходимые навыки и компетенции.
Список литературы Денискина В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 5. – С. 20-28. 2 . Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. – 2011. – № 5. 3 . Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова . – М.: Просвещение, 1973. 4 . Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. 5 . Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". 6 . Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика Формирование пространственных представлений
ДиагностикаФормирования временных представлений.Старший дошкольный возраст Корнеева Г.А Муситова Т.Д.Диагностика временных представлений.Младший дошкольный возраст.Мусеитова Т.Т....
Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.
Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...
Проект "Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников".
Проект «Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников» будет интересен воспитателям ДОУ при перспективном планировании образовательной области «Познание» (развитие ...
Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников
На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...
Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»
Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...
Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению
Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия. Пространственные представления – это представления ...