Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.
консультация по логопедии (средняя группа)

Дворникова Елена Николаевна

Развитие речи у детей с ОНР - это серьёзная проблема научно-методического характера многие ученые уделяют большое внимание в  своих исследованиях. При  изучении  особенностей развития речи у детей с общим недоразвитием речи  была выявлена  необходимость проведения специальных коррекционных занятий по формированию пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, развития связной речи.  Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОНР связаны с их речью, поэтому необходима комплексная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Дворникова Е. Н.

Развитие речи у детей с ОНР - это серьёзная проблема научно-методического характера многие ученые уделяют большое внимание в  своих исследованиях. При  изучении  особенностей развития речи у детей с общим недоразвитием речи  была выявлена  необходимость проведения специальных коррекционных занятий по формированию пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, развития связной речи.  Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОНР связаны с их речью, поэтому необходима комплексная работа. [1]

Пространственные представления – это деятельность направлена на определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела [2].

 При рассмотрении психолого-педагогической литературы была выявлена   цель экспериментального исследования - изучение пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. [2]

Задачи констатирующего эксперимента: 1.Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.

2. Исследование проявления на вербальном уровне пространственных представлений.

Исследование следует проводить индивидуально, с каждым ребенком. При исследовании  необходимо учитывать  особенности мышления дошкольника, поэтому исследование  следует проводить со стимульным материалом (картинки, предметы).  Для экспериментального исследования  была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я. [3]

В методике представлены задания по изучению пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела. Предлагаются исследования на выявление уровня ориентирования в собственном теле и предметов в пространстве.

 Сначала ребенку предстоит выяснить, что находится у него на лице и определить взаиморасположение отдельных его частей. Дается инструкция: закрыть глаза показать и сказать, что  находится над глазами, над бровями, под глазами, под и над носом, под зубами.  Затем спрашиваем, что находится сбоку от носа, сбоку от щеки, сбоку от ушей, сбоку от щек. Всего 10 вопросов, за каждую правильно показанную и названную часть тела начислялся 1 балл.

Результат: 1-3 балла - низкий уровень, 4-6 баллов - средний, 7-10 баллов - высокий уровень понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.

Исследование положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. Подобный анализ можно проводить относительно обеих рук. Так выясняется, какая рука доминантная. Ощущения от доминантной руки в целом более «мощные», чем от субдоминантой. Просим ребенка показать, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь, плечо или запястье, локоть или ладонь.

«Моя рука, твоя рука». Ребенку предлагается повторять движения за исследователем, который стоит напротив.

Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и собственного тела. «Что находится спереди от меня?» Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90˚ в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Задания на выявление уровня ориентирования предметов в пространстве. Ребенку предлагаем рассмотреть 6 картинок, на них изображено различное положение ящика и бочки относительно друг друга. Просим ребенка выбрать ту картинку, где ящик находится под бочкой, в бочке, на бочке, за, перед бочкой. Бочка – в ящике. За каждый правильный ответ ребенку ставим балл.  

Результат: 1-2 балла - низкий уровень, 3-4 балла - средний, 5 - 6 баллов -высокий уровень понимания и пространственных представлений на уровне внешних предметов.

Так же предлагаются 8 заданий по употреблению в речи словесного обозначения пространственных понятий. Ребенку показываем коробочку, с лежащим на ней карандашом или ручкой. Ребенок называет эти предметы, рассказывает о местоположении карандаша или ручки, а мы изменяем его. Карандаш или ручка находится на, под, в коробке, между ребенком и коробкой, карандаш помещается справа или слева от коробки.

Оценивается правильное владение предлогами и понятиями на, над, под ( снизу), перед, за, справа от…, слева от…, между. За каждый правильный ответ ребенку ставим 1 балл, если ребенку была оказана помощь, наводящими вопросами оцениваем в 0,5 балла, не справился с заданием – 0 баллов.

Результат: 1-2 балла - низкий уровень, 3-5 балла - средний, 6-8 баллов -высокий уровень владения пространственными представлениями на уровне вербализации (употребления в речи). [3]

Диагностика пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР по методике Н.Я. Семаго позволяет выяснить уровень сформированности пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, употреблению в речи словесного обозначения пространственных понятий.

Список литературы.

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2011

2. Немов Р.С Психология. В 3т. Т.2 –М.: Просвещение, Владос, 2015.

3.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР. Выполнила : учитель-логопед Дворникова Е. Н. Ростов-на-Дону 2021г

Слайд 2

Введение При изучении особенностей развития речи у детей с общим недоразвитием речи была выявлена необходимость проведения специальных коррекционных занятий по формированию пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, развития связной речи. Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОНР связаны с их речью, поэтому необходима комплексная работа. [1]

Слайд 3

Пространственные представления – это деятельность направленая на определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела [2].

Слайд 4

Цель, задачи констатирующего эксперимента. При рассмотрении психолого-педагогической литературы была выявлена цель экспериментального исследования - изучение пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. [2] Задачи констатирующего эксперимента: 1.Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела. 2. Исследование проявления на вербальном уровне пространственных представлений.

Слайд 5

Методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я. В методике представлены задания по изучению пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела. Предлагаются исследования на выявление уровня ориентирования в собственном теле и предметов в пространстве.

Слайд 6

Ребенку предстоит выяснить, что находится у него на лице и определить взаиморасположение отдельных его частей Исследование положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и собственного тела. Задания на выявление уровня ориентирования предметов в пространстве. 8 заданий по употреблению в речи словесного обозначения пространственных понятий

Слайд 7

Заключение. Диагностика пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР по методике Н.Я. Семаго позволяет выяснить уровень сформированности пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, употреблению в речи словесного обозначения пространственных понятий.

Слайд 8

Список литературы. 1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2011 2. Немов Р.С Психология. В 3т. Т.2 –М.: Просвещение, Владос , 2015. 3.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2012.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальные вопросы и направления реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения Учитель-логопед ПМПК № 2 Дворникова Е. Н.

Слайд 2

Детей с различными нарушениями здоровья становится больше с каждым годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеграцию в образовательную среду и социализацию. Создание условий для получения образования детьми данной категории с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение

Слайд 3

Направления специальных условий для организации образовательного процесса детей с нарушениями зрения Организационное обеспечение.

Слайд 5

Материальнотехническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Слайд 7

Адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для слепых детей Адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для слабовидящих детей Адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием Адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования

Слайд 8

В городе в Ростове-на-Дону МБ ДОУ № 250 проводит воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с реализуемой комплексной и парциальными образовательными программами Л. И. Плаксиной «Слабовидящие дети с амблиопией и кооглазием ». Программа Л. И. Плаксиной. «Слабовидящие дети с амблиопией и кооглазием ».

Слайд 9

Данная программа расчитана на обучение, развитие ребенка с нарушением зрения с 3-х летнего возраста. Основами организации учебно-воспитательного комплекса (ясли - сада - начальной школы) является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов созревания зрительной системы ребёнка . Программа состоит из двух частей - программа детского сада и программа начальной школы.

Слайд 10

Развитие речи: Формирование элементарных математических представлений: Ознакомление с окружающим: Изобразительное искусство: Физическое воспитание Трудовое обучение: Игра: Программа детского сада имеет два направления - общеразвивающее , коррекционное и включает себя следующие аспекты:

Слайд 11

Развитие зрительного восприятия: 1-ый год обучения (3 – 4 года) 2-ой год обучения (4 – 5 лет) 3-й год обучения (5 – 6 лет) 4-й год обучения (6 – 7 лет) Коррекция нарушений речи Развитие осязания и мелкой моторики Ориентировка в пространстве Социально-бытовая ориентировка Коррекционная ритмика Коррекционная работа в детском саду

Слайд 12

Большая часть слепых, слабовидящих, детей обучаются в специальных учреждениях, но не все родители могут использовать эту возможность, особенно если учреждение располагается в другом городе. Кроме того, существуют сложности социализации данной категории детей после окончания обучения, поэтому родители заинтересованы в том, чтобы их дети как можно раньше были включены в общую систему образования и получили в процессе обучения необходимые навыки и компетенции.

Слайд 13

Список литературы Денискина В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 5. – С. 20-28. 2 . Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. – 2011. – № 5. 3 . Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова . – М.: Просвещение, 1973. 4 . Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. 5 . Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". 6 . Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика Формирование пространственных представлений

ДиагностикаФормирования временных представлений.Старший дошкольный возраст Корнеева Г.А Муситова Т.Д.Диагностика временных представлений.Младший дошкольный возраст.Мусеитова Т.Т....

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников

На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние    оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...

Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению

Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия. Пространственные представления – это представления ...